Мотивация производительного труда
Мотивация является одним из основных факторов, определяющих эффективность трудовой деятельности.
Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, а также развивать свои умения и способности. Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения по службе, похвала или наказание руководителя и т.п. Они оказывают сильное воздействие, но не обязательно длительное. Более эффективной является такая система факторов, которая будет оказывать влияние, как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию.
Существует множество различных подходов к тому, как руководитель должен строить систему мотивации сотрудников. Одна из таких систем – «мотивационная лесенка» Маккинси. В основе ее – четыре ступени мотивации. Решающим фактором успеха в реализации программы мотивации является понимание того, что процесс возникновения мотивированности многоступенчатый. И изолированное использование отдельных его компонентов не может привести к успеху.
На первой ступени этой «лесенки» руководитель должен добиться того, чтобы каждый сотрудник идентифицировал себя с предприятием и его целями. Для этого он сам должен служить примером такой идентификации. Каждый сотрудник должен чувствовать сопричастность делам фирмы, и цели работодателя должны быть и его собственными целями.
Вторым этапом согласно этой концепции является идентификация сотрудника с конкретными задачами. Если задачи оказываются «навязанными сверху», то результаты вряд ли окажутся хорошими. В этом случае работник не будет чувствовать их важности и большую часть времени потратит на то, чтобы убедить руководителя в их несостоятельности или нереальности. Для устранения этого недостатка предлагается совместная разработка промежуточных целей, которые должны отвечать таким требованиям, как важность и актуальность для всех, конкретность и простота измерения, достижимость с помощью имеющихся ресурсов; промежуточные цели должны привести к успеху уже через несколько недель и находить признание у всех сотрудников.
Третья ступень заключается в том, что каждый сотрудник должен быть уверен в своей способности решить данные задачи. Первой предпосылкой появления такой уверенности является признание сотрудниками поставленных целей с точки зрения их количественных показателей. На этом этапе также необходимо управление и руководство сотрудником плюс контроль за ходом выполнения работы.
Заключительный этап «мотивационной лесенки» состоит в том, что работнику необходимо прочувствовать успех. Успех – одна из потребностей, мотивирующих человека, поэтому важно дать человеку возможность ощутить успех, свою причастность к нему и признание его заслуг со стороны руководства.
На этом этапе сотрудник получает внутренние и внешние вознаграждения. К внутренним вознаграждениям относятся удовлетворение от выполненной работы, чувство собственной компетентности и самоуважения. Внешние вознаграждения, которые являются одной из причин внутренних, обеспечиваются руководителем.
Внешние вознаграждения непосредственно связаны с системой стимулирования, которая включает три уровня: признание заслуг сотрудника руководством, материальные стимулы в зависимости от величины трудового вклада и возможность повышения по службе.
- Ответы на вопросы по Экономике предприятий.
- Самостоятельность предприятия
- Предприятие в различных рыночных структурах
- 5. Предприятие как субъект предпринимательской деятельности.
- 6. Типы предприятий в рыночной экономике.
- Организационно-правовые формы хозяйствования юридических лиц
- Порядок образования и ликвидации предприятия
- 7. Типы производственных объединений в рыночной экономике.
- 8. Предприятие как социально-экономическая система.
- 9. Акция. Понятие и функции. Акционерные общества.
- 10. Производственный процесс и основные принципы его организации. Производственный процесс и принципы его организации
- 11. Аренда, понятие и порядок перехода.
- 12. Арендный договор и арендная плата.
- 13. Новые подходы к управлению предприятием. Основные типы управления.
- 14. Понятие основных фондов. Их состав и структура.
- 15. Оценка основных фондов.
- Учёт стоимости основных средств
- 16. Показатели эффективности и пути улучшения использования основных фондов. Показатели движения и использования основных средств
- 17. Износ и амортизация основных фондов.
- Амортизация основных средств
- Способы начисления амортизации основных средств
- 18. Оборотные фонды, их состав, структура.
- 19. Показатели использования оборотных средств и пути ускорения оборачиваемости. Кругооборот оборотных средств. Показатели оборачиваемости
- 20. Оборотные средства, их состав и структура.
- Cостав, структура и классификация оборотных средств
- Рис Элементный состав оборотных средств
- 21. Источники формирования оборотных средств.
- Источники формирования оборотных средств
- 22. Нормирование оборотных средств. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства
- Порядок нормирования
- Методы нормирования
- Нормирование материалов
- Нормирование незавершенного производства
- Нормирование готовой продукции
- 23. Характеристика имущества и капитала предприятия.
- Имущество предприятия Понятие имущества предприятия
- Состав имущества предприятия
- Капитал предприятия
- Собственный и заемный капитал
- Уставный капитал
- Размеры уставного капитала
- 24. Понятие инвестиций, капитальных вложений и капитального строительства.
- 25. Характеристика трудовых ресурсов предприятия.
- 26. Характеристика финансовых ресурсов предприятия.
- 27. Особенности планирования производства в современных условиях.
- 28. Формирование цен в условиях рыночной экономики.
- 29. Продукция предприятия. Производственная программа.
- 30. Потенциал предприятия и основы его формирования.
- 31. Производственная мощность, порядок определения и пути улучшения использования.
- 32. Понятие и показатели качества продукции.
- 33. Планирование, аттестация и стандартизация качества продукции.
- 34. Особенности управления качеством продукции в современных условиях.
- 17.3. Виды технического контроля
- 35. Понятие и показатели конкурентоспособности продукции.
- 36. Отношения и виды собственности в рыночной экономике.
- 37. Понятие и виды себестоимости продукции. Себестоимость. Группировка затрат на производство продукции
- 38. Классификация затрат и структура издержек производства.
- 39. Особенности классификации издержек производства в рыночной экономике. Издержки производства и реализации продукции
- 40. Производительность труда, показатели и методы ее измерения. Пути повышения. Производительность труда
- Мотивация производительного труда
- 41. Рабочее время и его использование.
- Виды норм
- 42. Основные принципы организации заработной платы в рыночной экономике.
- 43. Формы и системы заработной платы в современных условиях.
- 44. Особенности материально-технического снабжения в современных условиях.
- 45. Характеристика деятельности товарно-сырьевых бирж.
- 46. Понятие лизинга и франчайзинга. Франчайзинг
- 47. Прибыль, ее сущность, виды и пути повышения.
- Прибыль как экономическая категория
- Виды прибыли
- Основные источники получения прибыли. Факторы и пути её увеличения
- 48. Рентабельность, ее сущность, виды и пути повышения.
- 49. Разработка стратегии развития предприятия.
- 50. Экономическая эффективность производства, пути повышения.