logo search
Экономика КурсЛ

Эластичность спроса и предложения

Понятие эластичности не является чисто экономическим. Она может определяться практически для любых процессов (физических, химических и т. д.) Под эластичностью понимается мера (степень) реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной величины.

Любой покупатель и продавец реагируют на изменение многих социально-экономических условий на рынке. Видов эластичности спроса и предложения столько, сколько факторов влияет на изменение этих переменных. Однако влияние многих из этих факторов крайне трудно оценить и формализовать, поэтому на практике анализируется воздействие лишь наиболее значимых из них.

При анализе спроса наиболее важными факторами, вызывающими его изменение, являются цены анализируемых товаров, цены заменителей, взаимодополняющих товаров, доходы потребителей. Поэтому и исследуются, как правило, три вида эластичности спроса:

- прямая эластичность спроса (эластичность спроса по цене);

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность спроса, отражающая меру реагирования спроса на изменение цен других товаров.

Оценивается эластичность с помощью коэффициентов эластичности, которые показывают, на сколько процентов изменится одна переменная (в данном случае спрос) при изменении на 1% другой переменной (цены, дохода). Коэффициент эластичности обозначается Е с добавлением соответствующих индексов: верхний индекс показывает, изменение какой переменной анализируется, нижний – под воздействием какой переменной происходит изменение. Например, коэффициент эластичности спроса по цене рассчитывается по формуле

(9.4)

где - процентное изменение объема спроса;

- процентное изменение цены.

Процентное изменение переменной определяется как отношение ее абсолютного изменения к первоначальному уровню, выраженное в процентах

%Δ Qd = (Δ Qd / Qd) х 100% ; (9.5)

%ΔP = (ΔP / P) х 100% . (9.6)

Так как между ценой товара и объемом спроса на него существует обратная зависимость, определяемая законом спроса, то коэффициент ценовой эластичности спроса имеет отрицательное значение. Экономисты обычно учитывают лишь абсолютную величину коэффициента эластичности спроса, т.е. берут значение коэффициента по модулю |ЕdР|.

Различаются три основных вида ценовой эластичности спроса: эластичный, неэластичный, единичный эластичный.

Если спрос изменяется в большей степени, чем цена, т.е. |ЕdР| > 1, спрос считается эластичным, если в меньшей степени (|ЕdР| < 1) – неэластичным. Если процентное изменение цены приводит к равному процентному изменению объема спроса, то коэффициент равен 1 и спрос считается единичным эластичным.

Существуют два подхода к вычислению эластичности:

- метод вычисления эластичности в точке (в конкретной ситуации);

- метод вычисления эластичности по дуге (на основе знаний о состоянии процесса в двух ситуациях).

Эластичностью функции Y = f(х) в точке х0 называется предел отношения относительных изменений величины функции Y и фактора Х при условии, что ΔХ стремится к 0.

Таким образом, точечная эластичность спроса определяется по формуле

= = х, (9.7)

где - производная функцииQ(р).

Если же известны цены и соответствующие им объемы спроса для двух ситуаций (двух точек кривой спроса), вычисляется эластичность спроса по дуге (дуговая эластичность). В этом случае формула коэффициента эластичности принимает вид

. (9.8)

При этом значения Р и Q могут соответствовать любой из двух анализируемых ситуаций. Однако в данном случае могут быть получены разные значения коэффициента эластичности, в результате чего экономистами, проводящими анализ, могут быть даны прямо противоположные рекомендации о путях повышения эффективности ценовой политики фирмы. Дело в том, что прямая эластичность спроса анализируется продавцами с целью определения условий получения наибольшей общей выручки (совокупного дохода). Общая выручка равна цене товара, умноженной на количество проданного товара

TR = P х Q, (9.9)

где TR – общая выручка;

Р – цена товара;

Q – количество проданного товара.

Поскольку спрос на рынке всегда ограничен платежеспособностью покупателей, изменение цены товара неизбежно вызовет изменение объема его покупок, что может привести к изменению общей выручки.

Если спрос на товар эластичен, продавцу выгоднее понизить цену, так как объем покупок вырастет в большей степени, чем снизится цена, общая выручка увеличится. Если же спрос неэластичен, цену выгоднее повысить. Объем покупок снизится, но в меньшей степени, чем повысится цена. Если же коэффициент эластичности равен 1, никакое изменение цены не может способствовать увеличению общей выручки, то есть в этом случае она является максимально возможной.

При определении коэффициента ценовой эластичности спроса следует иметь в виду, что он не является неизменным на всем протяжении графика кривой спроса, движение вдоль кривой вверх или вниз приводит к изменению значения коэффициента. При анализе эластичности даже на одном и том же отрезке кривой спроса могут быть получены различные значения коэффициента и, следовательно, могут быть даны противоречивые рекомендации по поводу изменения цены товара, если в качестве базовой берутся разные точки отрезка. Для решения этой проблемы экономистами был предложен расчет не по крайним, а по средним ценам и объемам спроса на данном участке отрезка (формула центральной точки).

Формула центральной точки для определения ценовой эластичности имеет вид

, (9.10)

где Р1 и Р2 – цены в крайних точках анализируемого отрезка кривой спроса;

Q1 и Q2 - объемы спроса в крайних точках этого отрезка.

На ценовую эластичность спроса может оказывать влияние целый комплекс факторов.

В одних источниках выделяются четыре фактора:

- возможность замены данного товара другим; чем больше заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него;

- удельный вес расходов на данный товар в общей сумме расходов потребителей; чем дороже товар и больше удельный вес затрат на него в общей сумме расходов, тем выше эластичность спроса;

- принадлежность данного товара к предметам роскоши или к предметам первой необходимости; спрос на предметы роскоши обычно эластичен, на товары первой необходимости – неэластичен;

- фактор времени; спрос на товар обычно тем эластичнее, чем продолжительнее период времени для принятия решений.110

В других источниках рассматриваются девять факторов по Нэглу111, влияющих на ценовую эластичность спроса:

Г.К. Лапушинская и Т.Ю. Баженова предлагают с целью более полной детализации дополнить девять факторов по Нэглу еще тремя:

- эффектом «справедливости цены»;

- эффектом срочной необходимости;

- эффектом износа.

При этом все двенадцать детерминант предлагается разделить на четыре укрупненных группы (рис. 9.5)112.

Эффект безвозвратных инвестиций – покупатели менее чувствительны к цене товара, если он применяется совместно с ранее приобретенным основным товаром, представляющим безвозвратные расходы.

Эффект осведомленности об аналогах – покупатели менее чувствительны к цене, если они не знают о существовании аналогов (заменителей).