logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Маркетинговая деятельность на фирме

Основной источник дохода любой компании – это реализация собственной продукции или услуг. Изначально проблемам сбыта продукции внимания в практике не уделялось вообще. "Все, что произведено, может быть продано" – так можно было сформулировать отношение предпринимателей к сбыту. Другими словами, в центр ставилось производство. Такая концепция просуществовала достаточно долго, но в условиях насыщения рынков у фирм начали возникать проблемы со сбытом продукции. В рамках подразделений по продажам –стали выделяться группы людей, которые искали способы реализовать произведенный товар. Таким образом, концепция маркетинга стала звучать следующим образом: "Продать то, что удалось произвести". Примерно с середины XX века актуален принципиально иной подход: "Производить то, что можно реализовать". В наше время в связи с возникновением понятия социальной ответственности бизнеса этот лозунг был расширен: "Производить то, что можно реализовать с максимальной пользой для общества". Возможно, это может показаться противоречивой концепцией, но на самом деле это не так. Предприятия, придерживающиеся этого подхода, ставят в центр вопрос о том, какую пользу они могут принести потребителю. Разумеется, эта польза предоставляется не на безвозмездной основе, т. е. свою прибыть фирма получает, но ориентация на потребителя позволяет значительно увеличить экономическую эффективность работы, по сравнению с недальновидной концентрацией на процессе производства. Так из небольших групп, входящих в структуру отделов сбыта, возникло целое направление деятельности, которое названо "маркетинг" (от англ. market – рынок). В некоторых организациях отдел маркетинга ставится во главу организации, подчиняя себе все остальные подразделения, а сам управляется непосредственно высшим лицом фирмы.

Маркетинг – это управление предложением предприятия, ориентированное на спрос с активным его формированием. В современной трактовке выделяют две функции маркетинга: аналитическая и активная. Первая связана с исследованиями рынка, а вторая – с воздействием на рынок при помощи маркетинговых инструментов (комплекса маркетинга). Рассмотрим каждую из этих функций.

Маркетинговые исследования.

Главная цель маркетинговых исследований – определение потребностей рынка для выпуска конкурентоспособной продукции и оперативного внесения изменений в текущую деятельность. Сбор и обработка информации о рынках может производиться двумя путями. Самым легким является использование услуг сторонних организаций. Такие сведения носят название вторичной информации, т. е. информации уже собранной и обработанной кем-либо, которой пользуется организация. Специализированные организации могут регулярно собирать наиболее востребованную маркетинговую информацию, заносить ее в базы данных и предоставлять своим клиентам. Они же производят исследования по отдельным заказам. Такой путь имеет свои достоинства и недостатки. К достоинствам можно отнести следующее:

Недостатками вторичной информации являются:

Альтернативой вторичной информации является первичная информация, т. е. данные, которые собираются и обрабатываются сотрудниками организации. Эти работы производятся в несколько этапов.

  1. Подготовительный этап включает в себя постановку цели исследования, определение методов сбора и обработки информации, подготовка опросников и анкет, набор персонала, составление плана исследований.

  2. Этап сбора информации предполагает непосредственно проведение запланированных опросов, анализ источников данных.

  3. Этап обработки информации подразумевает ввод собранной информации в ЭВМ, получение первых результатов исследования, их анализ и формирование выводов.

  4. Финальный этап – это подготовка отчета об исследовании.

Наиболее важным является первый этап, поскольку от корректности постановки цели напрямую зависит результат работы. Здесь необходимо четко и правильно ответить на вопрос о потребности фирмы в информации. Даже небольшое отклонение может закончиться получением сведений, не представляющих достаточного интереса. Исходя из цели, уже разрабатываются алгоритмы обработки и сбора информации, выбираются источники данных. Итогом подготовительного этапа является построение плана-графика исследований. Для этого могут использоваться ленточные диаграммы Ганта, например, представленный в Табл. 7 .20.

Табл. 7.20.

График проведения маркетингового исследования.

Для реализации каждого этапа плана-графика должно быть подготовлено методическое обеспечение: опросные листы, формы, компьютерные программы и др.

Второй этап маркетингового исследования – непосредственно сбор информации. Рассмотрим основные методы, при помощи которых может реализовываться данный этап.

Наиболее простым способом сбора данных является наблюдение. При использовании этого метода наблюдатель следит за исследуемым объектом, не проявляя активных действий. Так, к примеру, может осуществляться сбор сведений о ценовой политике конкурентов, об ассортименте интересующих организацию товаров, о поведении потребителей. При этом наблюдатель играет роль потенциального клиента, посетителя или просто стороннего человека, т. е. никоим образом не выдает своих истинных намерений. Это необходимо для получения не искаженных данных. Вся получаемая информация фиксируется письменно или с помощью диктофона достаточно быстро, чтобы наблюдатель не успел забыть все важные детали, но и так, чтобы у объекта наблюдения не возникло лишних подозрений.

Следующий метод, который может использоваться для сбора маркетинговой информации, - это анализ открытых источников. Другими словами, группа сотрудников собирает по определенной системе открытые данные и анализирует их. Источниками здесь могут выступать средства массовой информации, сеть Интернет, прайс-листы, каталоги, реклама и др. Систематизация этой информации может навести на весьма точные и ценные выводы. Известен, к примеру, случай, когда специалисты крупного предприятия провели исследования сезонных колебаний спроса на свой товар. Результаты были опубликованы в виде научной статьи. Эта статья впоследствии попала в руки прямого конкурента предприятия, который на основе сделанных в ней выводов сумел обновить основное производственное оборудование, пользуясь прогнозами спада общего уровня продаж на рынке.

Достаточно трудоемким является сбор информации методом опроса. Опрос может проводиться в устной форме (интервью) или письменной (анкетирование). Интервью, в свою очередь, делится на телефонное и личное. Разработкой опросных листов и непосредственно работой с респондентами должны заниматься люди, имеющие специальную подготовку в области психологии и маркетинга, поскольку в этой работе есть масса нюансов и тонкостей, оказывающих сильное влияние на конечную эффективность исследования. Отдельной проблемой является стимулирование респондентов. В связи с этим достаточно часто опрос сопровождается рекламной акцией, где за заполнение анкеты или ответы на вопросы интервью даются подарки, допускается участие в розыгрыше призов.

Наиболее сложным с точки зрения организации является метод фокус-группы. Он наследует принципы методов экспертных оценок, в частности, "мозгового штурма". Ведет такую группу консультант с образованием психолога и маркетолога, а в качестве экспертов выступают представители различных слоев потенциальных потребителей продукции фирмы. Перед ними ставится проблема, заложенная в цель маркетингового исследования. Это могут быть направления модификации продукта, создание нового продукта, обслуживание клиентов и т. д. Работа фокус-группы записывается на видео, а затем анализируется специалистами-маркетологами. Для организации фокус-группы лучше привлекать специализированные организации, поскольку внутри фирмы может не оказаться сотрудников, обладающих необходимой квалификацией.

При проведении сбора маркетинговой информации любым из способов возникает проблема выбора места сбора этой информации. Не верный выбор, например, категории респондентов приведет к ложным выводам, поскольку на вопросы отвечать будут не те люди, мнение которых нас на самом деле интересует. Кроме того, следует определить количество опрашиваемых, алгоритм их выбора. Эти вопросы решаются, как правило, с привлечением методов статистики.

Третий этап маркетингового исследования – обработка собранных сведений. Для этих задач используются статистические методы и вычислительная техника, поскольку объемы собираемых сведений зачастую достаточно высоки.

К наиболее простым методам анализа данных относятся сводка и группировка. При применении этого метода ответы респондентов группируются по вопросам и подсчитываются. Например, может определяться какой ответ на данный вопрос выбрало большинство. Результаты представляются обычно в виде гистограмм и круговых диаграмм.

Методы математического анализа позволяют получить более ценные выводы. К примеру, инструменты корреляционно-регрессионного анализа дают возможность оценить тесноту и характер взаимосвязи между двумя и более явлениями. Так можно определить взаимосвязь между возрастом покупателей и какой-либо характеристикой товара, а на основании этого сделать вывод о том, какой товар предлагать рынку и на кого ориентировать рекламную компанию. Однако использование этих инструментов требует особой квалификации людей, занимающихся разработкой алгоритмов исследования.

Строить прогнозы относительно рыночных процессов позволяют методы математического моделирования. К ним относятся анализ рядов динамики, интерполяция и экстраполяция, аппроксимация и многие другие. Выводы, полученные с помощью грамотного использования этих методов, позволяют строить комплексные прогнозы и делать математически обоснованные выводы. Точность их сильно зависит от профессионализма исполнителей, поэтому здесь требуются специалисты с подготовкой в области маркетинговой аналитики.

Обобщенные результаты маркетингового исследования излагаются в отчете. Его разработка является четвертым этапом – завершающим. Отчет состоит из следующих частей:

  1. титульный лист, где указывается информация о разработчиках, тема исследования, название организации и др.;

  2. резюме, где указывается цель исследования, а также излагаются основные выводы;

  3. методы сбора и обработки информации, которые позволяют оценить справедливость и обоснованность изложенной в отчете информации;

  4. сведения об источниках первичной информации указываются для этих же целей;

  5. результаты и выводы содержат полную и развернутую информацию об исследованном объекте или явлении.

Отчет служит основанием для стратегических решений руководства организации по вопросам дальнейшей работы и развития фирмы.

Отдельным направлением маркетинговых исследований является мониторинг рынков. Его задача – своевременно определять проблемные области и оперативно изменять тактику компании. Мониторинг, в отличие от исследования, производится постоянно сотрудниками службы маркетинга. Для этого составляются базы клиентов, поставщиков, конкурентов, ведется постоянное наблюдение за изменением уровней продаж всех видов продукции фирмы, уровня рыночных цен и т. д. Для своевременного обнаружения проблем лучше использовать опять же вычислительную технику и, по возможности, средства автоматизированного сбора и обработки данных. Кроме того, следует разработать четкие алгоритмы мониторинга и совершенствовать их по мере использования.

Воздействие на рынок.

Второе направление деятельности службы маркетинга связано с управлением производством и сбытом, чтобы обеспечить наиболее полное удовлетворение спроса, а также с воздействием на спрос и его формированием. Наиболее полно сущность этой деятельности раскрывает модель "4P" М. Портера, отражающая маркетинговые инструменты (Marketing Mix – комплекс маркетинга). По М. Портеру, маркетинг использует 4 инструмента:

Некоторые ученые добавляют к этому перечню дополнительные инструменты (например, "people" – управление поведением потребителей), но перечисленные являются основными.

Ценообразование является одним из основных методов воздействия на прибыль организации. Кроме того, ценовая политика способна помочь предприятию достичь целого ряда целей касательно выживаемости, темпов роста, доли рынка, объема продаж и др. Таким образом, от грамотного формирования цен на товары зависит очень многое. Что касается методов ценообразования, то их можно разделить на 3 группы:

  1. затратные методы предполагают определение цены на продукцию, исходя из суммы осуществляемых затрат;

  2. рыночные методы предполагают ориентацию на конъюнктуру рынка;

  3. параметрические методы – на нормы затрат при производстве продукции.

При использовании затратных методов для получения цены к сумме издержек на производство единицы продукции прибавляется желаемая норма прибыли. Причем, здесь также есть несколько подходов. Если сумма затрат представляет собой полные издержки, то речь идет о методе полных издержек (метод "издержки плюс"). В самом простом случае общая сумма затрат за период делится на объем производства за этот же период. К полученному результату прибавляется ожидаемая прибыль на единицу продукции.

Помимо простого деления суммы затрат в практике используются иные методы, призванные снизить степень искажения суммы затрат. Дело в том, что все затраты делятся на постоянные (косвенные) и переменные (прямые). К первым относятся арендная плата, эксплуатация офисов, заработная плата управляющих сотрудников и т. д. Эти суммы не зависят от объемов производства, поскольку напрямую не используются для создания какого-либо вида продукции. Переменные издержки наоборот напрямую служат для производства конкретной единицы товара. Это сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, энергия (используемая основным производственным оборудованием) и т. д. Общая сумма прямых затрат изменяется прямо пропорционально объему производства. Следовательно можно четко сказать, какая сумма прямых затрат приходится на одно изделие. О косвенных затратах такого сказать нельзя. Их распределение производят простым делением на объем производства (указанный выше метод), пропорционально заработной плате основных производственных рабочих, пропорционально затратам на материалы или пропорционально общей сумме переменных издержек.

Альтернативой методу "издержки плюс" является метод прямых затрат. В этом случае рассчитывается сумма прямых (маржинальных) издержек, необходимых для производства одной единицы продукции. К ним также прибавляется желаемая норма прибыли, а постоянные издержки погашаются за счет полученной прибыли. Разумеется, норма прибыли, закладываемая в этом случае значительно выше той, которая используется в предыдущем методе.

Еще один метод ценообразования на основе затрат – метод предельных затрат. Он более сложен, чем описанные выше. Суть в том, что предприятие реализует свой товар по фиксированной цене, пока не окупит все свои затраты. В дальнейшем оно снижает цену (ведь косвенные затраты уже окупились), заботясь только о том, чтобы она не опустилась ниже расходов на производство одной единицы продукции. Любая разница выше этого показателя пойдет в прибыль организации.

Следующий метод – это метод на основе анализа безубыточности. Фирма устанавливает такой уровень цены, при котором она получит ожидаемую прибыль. Зная объем продаж, общую сумму расходов, которые должно произвести предприятие для производства такого количества продукции, и сумму желаемой прибыли, можно определить цену товара. К примеру, если организация желает получить 10 000 рублей прибыли, продав 1 000 единиц продукции, для производства которой требуется 7 000 рублей, то цена одной штуки составит рублей. Более подробно анализ безубыточности описан в теме настоящего пособия, посвященной бизнес-планированию.

Метод рентабельности инвестиций предполагает определение минимального уровня цен, при котором обеспечивается покрытие процентов, выплачиваемых за пользование инвестиционными средствами. Например, предприятие решает выпускать новый товар, реализовывая за год 100 000 штук. При этом общая сумма затрат на единицу составит 150 рублей. Но для начала производства необходимо воспользоваться кредитом в сумме 1 500 000 рублей по 15% годовых. В этом случае цена не должна опускаться ниже рублей. Т. е. она должна окупить не только сумму затрат, но и проценты за кредит, которым вынуждено воспользоваться предприятие для начала процесса производства.

Если фирма проводит политику скидок, то тогда может использоваться метод надбавки к цене. Т. е. цена товара умножается на повышающий коэффициент, рассчитанный таким образом, чтобы потери от предоставления скидок не снизили сумму прибыли, которую предприятие ожидает получить от в целом от реализации данного товара. Повышающий коэффициент определяется путем специальных финансовых расчетов.

Указанные методы могут использоваться скорее в качестве определения базовой цены, ниже которой выходить на рынок с данным товаром становится не выгодно. Для определения цены продажи продукции лучше использовать рыночные методы.

Метод расчета экономической ценности товара основан на сравнении товара фирмы с ближайшей альтернативой. Т. е. выбирается товар конкурента, который потребитель может рассматривать как альтернативу нашей продукции. Затем производится сравнение нашего товара с выбранной альтернативой. Отличия в лучшую сторону оцениваются в денежном выражении и прибавляются к цене товара-конкурента, отличия в худшую сторону – вычитаются. Итоговая сумма и является ценой нашей продукции. В некоторых случаях потенциальному покупателю можно демонстрировать эти расчеты для обоснования разницы в цене между нашим товаром и товаром фирмы-конкурента.

Метод оценки максимально высокой цены призван выявить такую цену товара, при которой покупателю будет безразлично покупать товар или нет. Для этого определяется область и условия применения товара. Затем устанавливается сумма выгод, которые получит покупатель от приобретения товара. Аналогично устанавливается сумма расходов, которые понесет покупатель при создании условий для эксплуатации (установка, наладка и др.). Разница между этими суммами – это чистая выгода, которую получит потребитель от приобретения нашей продукции. Если установить цену выше, то покупателю будет выгоднее отказаться от покупки. Однако при определении реальной (а не максимальной) цены следует учитывать и ближайших конкурентов.

Метод на основе анализа пределов используется компаниями, начинающими свою деятельность на новых рынках, характеризующихся высокой чувствительностью спроса к изменениям цены. Здесь анализируются кривые зависимости прибыли и расходов от цены. При этом выбирается точка, в которой достигается максимальная прибыль. Цена устанавливается в районе этой точки. Недостатком этого метода является то, что он учитывает только ценовой фактор, влияющий на спрос. Если на рынке действуют и другие факторы, оказывающие на спрос сильное влияние, то этот метод уже применяться не может.

Метод на основе анализа пика убытков и прибылей близок по своей сущности к предыдущему. Организация анализирует кривую прибыли и график общих расходов. При этом выбирается такой вариант цен, который обеспечивает максимальный разрыв между кривой прибыли и прямой издержек. Другими словами, выбирается цена, обеспечивающая максимальную прибыль для предприятия.

Метод следования за рыночными ценами предполагает установку цен на уровне общего рыночного уровня без существенного его нарушения. Обычно такой подход используется в условиях, когда предприятие предлагает товар, мало отличающийся от конкурентных.

Фирмы, использующие метод следования за лидером, устанавливают цены на уровне лидера рынка. Т. е. другой фирмы, обладающей самой высокой долей на данном рынке. Это характерно для слабых организаций, не обладающих достаточным признанием у потребителей и известностью.

Метод на основе привычных цен используется компаниями, действующими в условиях принятых на данном рынке цен. Т. е. цен, которые уже в течение длительного периода остаются на стабильном уровне. На таких рынках незначительное изменение цены ведет к резкому изменению сбыта. Повышение цены здесь должно быть обосновано принципиальными изменениями в качестве, дизайне, упаковке товара, увеличивающими его привлекательность.

Метод престижного ценообразования применяется к товарам с уникальными характеристиками, делающими использование товара престижным. Если дорогие часы, авторучки, автомобили будут стоить дешево, то они потеряют свою престижность. Таким образом, производители подобной продукции удерживают высокий уровень цен.

Состязательный метод – неотъемлемая часть торгов и аукционов. Их отличает то, что либо большое число покупателей стремится приобрести ограниченное количество товара, либо множество продавцов пытаются продать свой товар весьма ограниченному кругу покупателей (например, государственный заказ). В этом случае цена соответственно повышается покупателями или снижается производителями, пока остальные не откажутся от участия в торгах.

Группа параметрических методов нацелена на определение цены нового товара, который функционально идентичен уже производимому предприятием, но отличающегося набором технических характеристик.

При использовании метода удельных показателей фирма просто увеличивает цену нового товара пропорционально изменению характеристики старого продукта или товара-конкерента. Например, если новый двигатель имеет мощность на 20% выше, чем его предшественник, то и цена устанавливается на 20% выше.

Агрегатный метод подразумевает вычисление стоимости отдельных узлов и деталей изделия, к которым прибавляется стоимость установки дополнительных агрегатов. Например, при цене старого изделия 20 000 рублей его характеристики улучшаются путем установки дополнительного узла себестоимостью 5 000 рублей. Если рентабельность находится на уровне 10%, то цена нового изделия будет рублей.

Метод регрессионного анализа основан на построении регрессионной математической модели, описывающей зависимость цены товара от ряда его характеристик. Модель представляет собой систему уравнений, для которой задаются изменения характеристик продукта, а затем находится его цена.

Метод балльных оценок использует экспертные оценки при определении цены нового товара. Группа экспертов по 10-балльной шкале оценивает каждую характеристику продукта, а сумма этих оценок служит своеобразным показателем технического уровня изделия. Подобный подход особенно полезен, если характеристики продукта не поддаются количественному измерению. Однако оценки экспертов в большой степени субъективны.

Работа с рынком сбыта – это следующий маркетинговый инструмент. Рынок представляет собой пространство, где предприятие осуществляет свою деятельность, вступая в конкурентную борьбу за право реализовывать свой товар потребителям. Выходя на новый рынок, компания может использовать одну из следующих стратегий его захвата.

  1. Недифференцированный маркетинг – это воздействие при помощи инструментов комплекса маркетинга на весь рынок. Такая стратегия может быть эффективной для крупных организаций, выпускающих товары массового потребления, нужные всем.

  2. Дифференцированный маркетинг предполагает разделение рынка на сегменты – группы потребителей, имеющих схожие потребности и предпочтения. Для каждого сегмента выбирается свой набор инструментов маркетинга, который будет наиболее эффективен именно в данном случае. Такая стратегия эффективна для товаров особого спроса и товаров предварительного выбора.

  3. Концентрированный маркетинг – это выбор одного узкого сегмента рынка и воздействие только на него. Захватив определенный плацдарм в рамках одного сегмента, предприятие развивает свой успех. Подобная стратегия хороша для рынков с высокой степенью конкуренции.

Для последних двух стратегий необходимо произвести сегментирование рынка, т. е. определить группу потребителей, на которых будет ориентироваться предприятие. Это так называемый целевой сегмент рынка. Сегментирование производится в несколько этапов:

  1. необходимо сформулировать ряд признаков потребителей (возраст, пол, достаток, социальный слой, образование и т. д.) и выбрать из них 3 наиболее сильно влияющих на предпочтения человека относительно продукции данного предприятия;

  2. из этих признаков выбирается доминирующий, если таковой можно выделить;

  3. определяются значения выбранных признаков, характерные для потенциальных потребителей товара предприятия, от которых ожидается наибольшая активность; выбранный сегмент может быть изображен графически при помощи 3-мерных диаграмм, круговых диаграмм или гистограммы;

  4. рассчитывается емкость сегмента, т. е. количество человек, отвечающих выбранным параметрам; это можно сделать на основе данных демографических исследований.

Рассчитанный таким образом сегмент не учитывает доли рынка конкурентов и степень воспроизводства спроса. Поэтому при прогнозах объемов продаж следует принять эти факторы во внимание.

Кроме сегментирования также часто проводят позиционирование товара, т. е. определение конкурентоспособности товара на данном рынке относительно товаров конкурентов. Для этого используют двух- или многопараметрические методы. Двухпараметрический метод представляет собой нанесение на оси декартовых координат двух наиболее существенных, с точки зрения потребителя, характеристик товара. Затем на эти координаты наносятся товары конкурентов, функционирующих на рынке и рыночные доли соответствующих компаний. Такая диаграмма позволяет определить какими характеристиками должен обладать товар, чтобы быть конкурентоспособным. Многопараметрический метод предполагает расчет численного показателя конкурентоспособности на основе экспертных оценок или количественных характеристик по ряду параметров товара.

Разработка продукта – это центральный момент в сфере управления предложением и следующий маркетинговый инструмент. Товаром называется все, что предлагается рынку и пользуется спросом. Причем это могут быть не только физические объекты, но и услуги, а также информация. Приобретая товар, потребитель становится обладателем следующего:

  1. замысел товара, представляющий собой его основное потребительское назначение; покупатель идет на сделку именно ради замысла товара;

  2. реализация замысла – это свойства конкретной единицы продукции, ее качество, а также внешняя атрибутика: упаковка и товарный знак;

  3. дополнения к товару составляют доставка, монтаж и наладка, гарантийное и сервисное обслуживание.

Все обозначенное влияет не только на цену товара, но и на его потребительскую ценность, т. е. не может быть отделено от продуктовой стратегии компании. Другими словами, нужно планировать не только сам замысел (функциональное назначение) и свойства для нового продукта, но и все сопутствующие дополнения.

Разрабатывая продуктовую стратегию, нужно всегда учитывать фактор морального старения продукции. Дело в том, что ни один товар не существует на рынке вечно, со временем спрос на него падает в силу различных причин. Это явление получило название жизненный цикл товара. Американскими учёными маркетологами Гомбатом и Левиттом было предложено применить понятия о фазах – циклах в развитии жизни человека: детство, юность, зрелость, старость и уход. Фазы жизненного цикла товаров более подробно изучил Юнг и дал свою классификацию. Жизненный цикл товара сравнивают с существованием живой системы. Так же, как и человеку в разные периоды жизни оказывается разная помощь, так и товару может быть оказана соответствующая поддержка. Например, усиленная реклама, акции распродажи залежавшихся товаров, замена экономичной упаковкой, презентабельный вид товара, предоставление дополнительных услуг, проведение лотерей и розыгрышей и т. д. Графически жизненный цикл отражен на Рис. 7 .33.

I фаза. Разработка товара. Сбыта нет, прибыли нет, идут затраты на маркетинговые исследования, НИОКР (научно- исследовательские, опытно- конструкторские разработки) и выпуск первой партии товара. Маркетинговые исследования заканчиваются позиционированием- это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное, отличное от других и выгодное для компании место по отношению к аналогичным товарам.

II фаза. Внедрение товара на рынок. Цена высокая, т.к. товар является новинкой. Однако товар вынужден конкурировать с другими аналогичными товарами, его торговля на этом этапе не может быть убыточной. Маркетинговые расходы особенно велики на рекламу, проводится стимулирование спроса и сбыта.

Рис. 7.33. Жизненный цикл товара.

III фаза. Рост товара. Это период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибыли. Расходы на рекламу стабилизируются, увеличивается спрос на товары. Цена высокая или идёт незначительное её снижение.

IV фаза. Фаза зрелости. В этот период большинство покупателей уже приобрели этот товар. Его реализация замедляется, наступает насыщение рынка. Прибыль растет медленнее ( может стабилизироваться или снижаться) в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов. Главная задача фирмы – поддержание стабильного спроса, для чего необходимо усилить рекламу, по возможности снизить цену, работать над повышением качества товара, улучшить сервисное обслуживание, придумать товарный шлейф (набор предметов, работ и услуг, которые уместно предложить покупателю основного товара) и др.

V фаза. Фаза спада. Несмотря на снижение цен и использование других мер воздействия на покупателя рост продажи товаров прекращается, сокращается прибыль, товар завершает свой жизненный цикл. Он вытесняется с рынка новыми перспективными товарами. Товар снимается с производства и идёт распродажа по сниженным ценам.

Стадия жизненного цикла каждого товара, выпускаемого фирмой, отслеживается при помощи средств маркетингового мониторинга. При вхождении товара в стадию зрелости необходимо начинать подыскивать ему замену, чтобы по достижении им спада новый товар уже был зрелым. Средства на разработку и внедрение организация может получать именно от продаж продукта, находящегося в фазе зрелости на данный момент. Сам процесс разработки нового товара можно представить в виде алгоритма, изображенного на Рис. 7 .34.

Рис. 7.34. Схема маркетинговой разработки товара.

Как видно из схемы, разработка товара начинается с анализа рыночной ситуации, т. е. маркетинговых исследований, посвященных выявлению потребностей рынка. Затем идет непосредственно разработка и создание опытных образцов. Важным этапом являются пробные продажи. Они позволяют оценить потребительскую ценность товара еще до того, как будет налажено производство. Если результат будет не удовлетворительным, то фирма может вообще не тратить инвестиционные средства на запуск производства. Таким образом, окончательное решение принимается на основе результатов пробных продаж. Это может быть введение продукта в серийное производство, дополнительная доработка или полный отказ от идеи, если серия экономически не выгодна.

Продвижение, как следующий инструмент комплекса маркетинга, представлен системой ФОСАС, т. е. системой формирования спроса и активации сбыта. Она состоит из двух подсистем. Подсистема формирования спроса (ФОС) направлена на неосведомленного потребителя на новом рынке или в отношении нового товара. Ее основная задача – познакомить потенциального клиента с фирмой и лучшими свойствами ее товара. Для этих целей используются реклама, выставки, ярмарки и т. д. Подсистема активации сбыта (АС) ориентирована на уже осведомленного потребителя и выполняет задачу побуждения к совершению повторной покупки. Ее основные средства – кратковременные меры стимулирования сбыта: скидки, лотереи, подарки, кредиты и др.

Взаимосвязь между фирмой и потребителем осуществляется через инструменты маркетинговых коммуникаций: реклама, средства краткосрочной активации сбыта (АС), личные продажи, средства Public Relations (PR). Эффективность воздействия на потребителя через каждое из этих средств различна и зависит от специфики рынка. Например, на рынках потребительских товаров наибольшей эффективностью обладает реклама, а то же время на рынке предприятий первое место по эффективности занимают личные продажи.

При планировании система ФОСАС предприятие может воспользоваться одной из следующих стратегий.

Стратегия проталкивания (push-стратегия) заключается в том, что организация воздействует при помощи средств ФОСАС на оптового посредника. Посредник приобретает партию товаров фирмы, а затем свою ФОСАС направляет на розничного посредника. Последний же воздействует на потребителя.

Стратегия притягивания (pull-стратегия) напротив, предполагает воздействие сразу на конечного потребителя. Потребитель сам проявляет инициативу, спрашивая товар у розничного посредника. Тот обращается к оптовому, а оптовый размещает заказ на предприятии.

Помимо непосредственно продвижения управление сбытом подразумевает планирование сетей сбыта продукции, работу с посредниками и дистрибуторами, а также выбор и реализацию стратегии распространения товаров.

Следует добавить несколько слов о формировании общественного мнения (PR). В последнее время эти функции стали возлагать на специализированные PR-отделы, занимающиеся формированием благоприятного мнения среди потенциальных потребителей о фирме. В связи с этим PR сейчас перестает быть частью маркетинговых коммуникаций и выделяется в отдельную сферу деятельности на предприятии.