logo search
Лекции для экзамена

Экономическая сущность цены и ценового механизма

Основным ориентиром в рыночной экономике для сельскохозяйственных производителей является цена.

Цена занимает центральное место в системе стоимостных категорий таких как: финансы, кредит, заработная плата, налоги, прибыль, себестоимость, страхование. Она опосредует экономические отношения на всех стадиях расширенного воспроизводства: производство-распределение, обмен-потребление. Цена влияет а) на экономическую эффективность производства; б) на уровень реальной заработной платы; в) на возможности материального стимулирования труда; г) на себестоимость продукции, работ и услуг; д) на инвестиционную деятельность.

В экономической теории действует два взаимосвязанных подхода к цене и ценообразованию: 1-ый – в основе цены общественно-необходимые издержки; 2-ой – в основе цены полезность или ценность товара и цена устанавливается на основе спроса и предложения.

Для первого подхода цена определяется как денежное выражение стоимости. Т.е. стоимость – содержание, а цена – форма.

Для 2-го – это количество денег, получаемых и уплачиваемых за товар.

  1. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обуславливается в основном степенью его полезности для покупателя;

  2. Цена, которую назначает продавец, имеет в основе издержки;

  3. Продукт признается на рынке как товар через цены. На конкурентном рынке взаимосвязь полезности и издержек формирует цену равновесия;

  4. В цене наряду со стоимостью товара отражаются: соотношение спроса и предложения на товар, качество товара, инфляция, степень государственного регулирования цен, условия обмена, налоговая политика, конкуренция;

  5. Собственно рыночная цена складывается как итог договоренности и согласований взаимных требований и уступок продавцов и покупателей;

  6. В соответствии с теорией полезности графическое изображение кривой спроса определяет количество товара, на которое предъявляется спрос по разным ценам;

  7. В свою очередь, теория издержек, определяет кривую предложения, которая указывает на количество предлагаемого товара в зависимости от цены.

Исходя из экономического назначения цены, она должна:

во-первых, покрывать индивидуальные издержки, т.е. себестоимость производства и реализации продукции;

во-вторых, обеспечивать сверх этого нормальный уровень рентабельности для расширенного воспроизводства.

Уровень рентабельности определяется по формуле:

Урент = * 100%

Следовательно, Цена = Себестоимость (полная) * (1+ ).

В формуле закладывается нормальный (оптимальный) уровень рентабельности.

На результаты производства в сельском хозяйстве оказывают влияние не только цены на продукцию отрасли, но и цены на промышленные средства производства и услуги для сельского хозяйства, а также паритет между этими группами цен.

Цены исходя из их сущности и назначения выполняют разнообразные функции: измерительная, учетная, балансирующая, стимулирующая, распределительная и перераспределительная, размещения и др. Функции цены – это совокупность свойств, которые объективно характерны для нее как экономической категории.

Например, стимулирующую функцию предпочтительно использовать для повышения качества, для увеличения выпуска новой продукции:

- такая цена необходима (в ней закладывается: более высокий уровень рентабельности и себестоимости);

- если стимулируется качество, его повышение, изменение или создание продукта с новыми качественными свойствами, то это требует повышенных затрат;

- чтобы покрыть дополнительные затраты, часть стимулирующей цены должна быть предназначена для этих целей;

- другая часть повышенной цены должна стимулировать производителя к улучшению качества;

- повышение качества должно быть экономически выгодно производителю.

Для обеспечения эффективности производства в сельском хозяйстве и продовольственной безопасности, должен действовать хорошо отлаженный ценовой механизм в системе АПК. Он включает:

- ценовые отношения,

- ценообразование,

- функции государства по регулированию цен,

- ценовую политику,

- систему цен.