4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
Среди важнейших для деятельности предпринимателей других общегосударственных (федеральных) актов следует назвать следующие кодексы и законы, имеющие существенно важное значение для осуществления предпринимательской деятельности:
-
Гражданский кодекс РФ,
-
Налоговый кодекс РФ,
-
Таможенный кодекс РФ,
-
Арбитражный процессуальный кодекс,
-
Кодекс РФ о труде,
-
Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
-
Закон РФ «О Центральном банке»,
-
Закон РФ «О бухгалтерском учете»,
-
Закон РФ «Об акционерных обществах»,
-
Закон РФ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»,
-
Закон РФ «О производственных кооперативах»,
-
Закон РФ «О финансово-промышленных группах»,
-
Закон РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предприятия»,
-
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)»,
-
Закон РФ «О защите прав потребителя»,
-
Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»,
-
Закон РФ «О рекламе»,
-
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»,
-
Закон РФ «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности»,
-
Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
Непосредственно книжному делу посвящены следующие законодательные акты:
-
Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах»,
-
Закон РФ «Об обязательном экземпляре документа»,
-
Закон РФ «О средствах массовой информации»,
-
Постановление Совета министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности»,
-
Постановление Совета министров-правительства РФ «О регулировании полиграфической деятельности в Российской Федерации».
В издательском бизнесе действует Временное положение об издательской деятельности (ПП РСФСР 17.04.1991 г. № 211), согласно которому издательство несет ответственность:
-
за злоупотребление свободой печати;
-
за нарушение авторского права;
-
за выпуск издания без выходных сведений или с несоответствующими действительности выходными сведениями;
-
за нарушение прав других издательств;
-
за рассылку обязательных экземпляров;
-
за соблюдение гигиенических стандартов своей продукции.
На издательский бизнес распространяется законодательство об обязательном экземпляре изданий (Закон РФ от 23.11.1994 г., ПП РФ от 24.07.1995 г.). Издательства обязаны соблюдать ГОСТ 7.4-86 о выходных сведениях, размещаемых в изданиях, а также другие государственные и отраслевые стандарты и гигиенические требования к непериодическим изданиям.
На полиграфические фирмы распространяется ПП от 22.09.1993 г. «О регулировании полиграфической деятельности» и «Положение о порядке открытия полиграфических предприятий», требующее получения лицензии сроком на пять лет.
На федеральном уровне определены «Правила торговли отдельными видами товаров», регламентируются правила ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерского баланса, план бухгалтерских счетов, состав отчетности перед налоговыми и статистическими органами, регламентируется порядок исчисления налогов, устанавливаются отраслевые стандарты, гигиенические требования.
Для книжного дела важны такие международные соглашения, как Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров, Соглашение о ввозе материалов образовательного и культурного характера (Флорентийская конвенция), Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, Всемирная Женевская конвенция об авторском праве.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя