logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Понятие и сущность рисков в бизнесе

В современном мире интеграция и процессы инновации приобретают новые очертания и обороты. Риски, сопутствующие любой сфере бизнеса необходимо не только определять, но и измерять, а так же иметь представление как и при помощи каких методов можно посчитать вероятность наступления рисковых ситуаций. Цель настоящей главы - осветить основные направления оценки и анализа рисков, а также охарактеризовать методы управления ими.

В основе предпринимательской деятельности лежит ожидание получить доход, превышающий обычный, средний сложившийся. Эти ожидания достаточно неопределенные – могут сбываться или нет, поэтому всегда предпринимательство ассоциируется с риском.

Предвидение и уменьшение негативных последствий неопределенности ожиданий составляет суть управления риском.

Процессы управления риском включают: идентификацию и оценку риска, регулирование, документирование, манипулирование (контроллинг).

Принимая решения об инвестициях и финансировании, в бизнесе учитывают риск потери финансовой устойчивости, рентабельности и ликвидности. В процессе мониторинга бизнес – плана контролируют осознанный и принятый уровень риска при организации и координировании деятельности подразделений и исполнителей.

Рентабельность, в общеэкономическом смысле, – это отношение прибыльности работы предприятия к себестоимости выпускаемой продукции. Чем выше прибыль от реализации продукции и ниже затраты на её себестоимость – тем выше рентабельность.

Манипулирование риском – это разработка и проведение мероприятий, которые позволят компенсировать предстоящие риски (например, хеджирование), снизить (например, посредством решения о менее рискованной альтернативной деятельности, диверсификации) или перенести (например, при помощи страхования), уклониться от рискованных действий или осознанно пойти на риск (акцептировать).

Слово "риск" в буквальном понимании означает принятие решения, результат которого заранее не известен.

Существует точка зрения, согласно которой о риске можно говорить только тогда, когда существует отклонение между плановыми и фактическими результатами. Данные отклонения могут быть либо положительными, либо отрицательными.

Через риск реализуется ущерб, приобретая конкретно изменяемые и реальные очертания. Иначе – это количественная оценка (критерий) удачного или неудачного исхода. Измерение риска возможно математическим путем с помощью применения теории вероятностей и закона больших чисел на основе статистических данных.

Целенаправленные действия по ограничению риска в системе бизнеса носят название риск-менеджмент.

Применение риск-менеджмента в современной хозяйственной деятельности включает три основные позиции:

  1. Выявление последствий деятельности экономических субъектов в ситуации риска;

  2. Умение реагировать на возможные отрицательные последствия этой деятельности;

  3. Разработка и осуществление мер, при помощи которых могут быть нейтрализованы или компенсированы вероятные негативные результаты предпринимаемых действий.

Содержательная сторона риск-менеджмента включает следующие основные этапы:

Одним из вариантов, позволяющих своевременно реагировать на отрицательные последствия деятельности в ситуации риска, служит специально разработанный ситуационный план, в котором содержатся предписания по поводу реализаций рисков решений в той или иной ситуации и каких последствий следует ожидать. Тем самым, ситуационные планы являются средством уменьшения неопределенности и оказывают положительное воздействие на деятельность субъектов в условиях рынка.

Система риск-менеджмента включает в себя следующие основные элементы:

Отличительными признаками риска в бизнесе являются.

В современной литературе понятие "риск" встречается в следующих значениях.

Деятельность по определению и управлению рисками должна быть основана на рациональном соединении внешних и внутренних факторов, основываясь на инновационном рисковом подходе. При создании программы целенаправленного управления рисками необходимо учитывать ранжирование (распределение по важности) срочных, среднесрочных, текущих и ложных задач (см. Рис. 8 .39).

Рис. 8.39. Ранжирование задач в управлении рисками.

После распределения задач и текущих мероприятий в сфере управления рисками, на предприятии необходимо создать программу риск-менеджмента (управления рисками). Цель данной программы не увеличить прибыль, а своевременно направить действия высшего руководства, а также функциональных подразделений для предупреждения будущих опасностей и предотвращения угроз компании, как во внутренней, так и во внешней среде.

При создании антирисковой программы ответственный за управление рисками менеджер должен ответить на следующие вопросы:

Пример антирисковой программы представлен в Табл. 8 .25.

Табл. 8.25.

Пример программы управления рисками предприятия

Корневой риск

Мероприятия по устранению

Ответственные

Предупреждение риска

Минимизация последствий

Сбой системного оборудования

Наличие дублирующих серверов

Инструктаж поведения персонала в критической ситуации

Тестировщик, системный администратор

Вне деятельности (занятия бизнесом) риск не существует, как и не существует деятельность без риска. Чем совершеннее методы анализа и оценки риска, тем меньше влияние факторов риска.

Фактор риска – условия, обстоятельства, в рамках которых проявляются причины риска и которые приводят к нежелательным событиям (см. Рис. 8 .40).

Пример фактора риска. Наличие значительных размеров активов, которые не покупаются и не продаются (низкая ликвидность), приведет к тому, что предприятие не сможет своевременно ответить по своим обязательствам перед контрагентами (Риск снижения платежеспособности).

Ликвидность – способность наиболее быстро реализовать материальные и нематериальные активы фирмы, т.е. превратить их в денежные средства. Наиболее ликвидным активом являются деньги.

Рис. 8.40. Факторы возникновения риска.

Для того чтобы грамотно ориентироваться в сфере бизнеса, а так же обладать возможностью снижения вероятности возникновения рисковых ситуаций, необходимо знать правила управления рисками.

Правила управления рисками в бизнесе:

  1. нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал;

  2. надо думать о последствиях риска;

  3. нельзя рисковать многим ради малого;

  4. положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнения;

  5. при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

  6. нельзя думать, что существует только одно решение, возможно, есть и другие.

Ключевыми понятиями в сфере управления рисками являются:

Волатильность – это изменчивость и непостоянство рыночной конъюнктуры.

Общие понятия риска в сфере бизнеса объединяет термин «Событие», под которым понимается: любой исход, который в результате деятельности может быть получен.

, где Pвероятность; А–событие (риск); М–конкретное число наступления случаев (благоприятствующих наступлению события А); N – общее число случаев (возникновения события А).

Для определения вероятности наступления события (А) требуется найти N (общее число случаев) и М (частное число случаев):

, где - число сочетаний из «n» элементов по «m» случаев благоприятствующих событий; М (находится аналогично).

Возможные трактовки категории риска указаны на Рис. 8 .41.

Рис. 8.41. Подходы к определению риска.