logo search
Voprosy_k_ekzamenu_po_ekonomike_za_II_semestr

Государственное и рыночное регулирование экономики.

Феликс:

1. Рыночное регулирование.

субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка.

Сторонники:

начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож";

Все последователи Смита развивали эту концепцию.

Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др).

Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".

Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".

Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".

Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.

Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).

2. Государственное регулирование.

Субъект -- гос-во.

"Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".

Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает.

Основоположники:

В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва".

Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".

Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".

Не только социалисты являются сторонниками командной экономики:

Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику.

Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны".

Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране.

Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".

Отличия между гос и рыночным регулированием:

1. Рыночное регулирование стихийное, разрабатывается самим рынком; гос регулирование носит сознательный характе, управленческие решения формируются в головах людей;

2. Рыночное регулирование носит косвенный характер: выдаёт через индикаторы решения, а люди решают, подчинятся ли этим импульсам. В гос регулировании что и в какие сроки должно делать строго указывается (прямое регулирование);

3. При рыночном регулировании результаты его (позитивные или негативные) выявляются задним числом: одни разоряются, другие обогащаются. При гос-венном -- указание поступают заранее (аналогия с планом приёма на ФГУ студентов: гос-во -- "Можно принять 30 на бюджетной основе. Не больше, не меньше"; рынок: "Ага... а можно ещё 100 чел взять на коммерческой основе"...)

4. Рын рег предполагает свободное действие субъектов -- "Не хочешь, можешь не выпускать". Гос рег такой свободы не даёт: прямо предписывается, что и сколько делать (директивный характер) или выдаются показатели, и с ними согласовывается что и сколько (согласовательный характер);

5. Рынок -- многовариантное регулирование: подсказывает только "что", а "сколько" вариантно, -- решает хозяйствующий субъект. Решение (регулирующий импульс) не предполагает вариантности: "Делай, что говорят";

6. Рын рег -- развитие инициативы хоз субъектов (проявляют своё умение, инициативу). Гос рег -- инициатива ограничена пределами плана;

7. Рын рег -- гибкий, маневренный характер: может быть быстро изменено при необходимости. Гос рег -- прежде, чем изменить что-либо, нужно пройти ряд соответствующих установленных процевур, регулирование, как правило, запаздывает;

8. Рын рег -- возможность маневрирования резервами и ресурсами огранычена частвной собственностью (сколько у тебя есть, столько и расходуй). Гос рег -- возможность манёвра расширяется: используются общие возможности гос-ва;

9. Рын рег -- абстрактный (космополитичный) характер: более или менее одинаково для всех стран, исходит из сущнсоти единого рынка. Гос рег -- ярко выраженный характер, связанный с интересами конкретной страны, подчинено не рынку, а стране (населению);

10. Рын рег -- лучше решает тактические задачи. Гос рег -- стратегические (долговременные);

11. Рын рег -- более эффективно: быстрее результат при минимальных издержках. Гос рег -- менее эффективно;

12. Рын рег -- менее стабильно, возможны подрывы (кризисы -- инфляция, безработица, нищета, "бомжовщина"). Гос рег -- этого допускать не должно.

Николаева Л.А., Черная И.П.:

Роль государства в современной экономике

7.1. Экономические функции государства

Рыночный механизм имеет немало достоинств, его возможности велики, но не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает, рынок терпит фиаско и требуется вмешательство государства. Таким образом провалы рынка обуславливают содержание экономических функций государства (см. схему 35).

Схема 35.

Государственное регулирование экономики – система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

В современной экономике государственное регулирование осуществляется через систему особых методов – административно-правовых и экономических регуляторов. Административно-правовое регулирование проявляется прежде всего в создании государством правовых основ экономики. Они применяются на уровне не только центральных (федеральных) правительств, сколько штатов и земель (в федеративных государствах), провинций и регионов (в унитарных государствах), а также местных (муниципальных) органов. Экономическое регулирование используется как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм. Именно экономические регуляторы несут на себе основную нагрузку в процессе создания наиболее эффективных условий хозяйствования (схема 37).

Схема 37

К мерам прямого экономического регулирования, непосредственно воздействующих на производство товаров и услуг, относят целевое финансирование и государственные закупки.

Целевое финансирование – выделение денежных средств государством из бюджета целевым назначением для использования в качестве средства решения определенной социально-экономической проблемы или создания определенного объекта. Важнейшим объектом целевого финансирования являются государственные программы и заказы. Программы разрабатываются в различных областях, например, в сфере освоения космоса или мирового океана, строительства крупных сооружений, в проведении крупных научных исследований. При этом правительство делает соответствующий госзаказ фирмам на производство определенных видов продукции. Эти заказы надежны и выгодны, поэтому предприятия охотно участвуют в конкурсах на их получение.

Государственные закупки – часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие покупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупка оборудования) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, закупки зерна и продовольствия для создания госрезервов).

Косвенное экономическое регулирование влияет на общественное производство в основном посредством мер бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политики и осуществляется, например, с помощью предоставления налоговых льгот или льготных кредитов. (Подробнее механизм косвенного государственного регулирования будет рассмотрен в теме «Особенности экономической политики государства»).

Возможности и границы эффективности госрегулирования не могут получить точной количественной оценки уже потому что имеют много аспектов. Особое значение имеет тот факт, что ресурсы, с помощью которых государство участвует в общественной жизни, - это, с одной стороны, все то, владельцем чего оно является, а с другой стороны – доходы и расходы бюджета. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором – об их потоке. При этом особенность государства состоит в том, что пользуясь законным правом принуждения, оно систематически осуществляет перераспределение, поэтому доля государственного сектора в национальном доходе, как правило, существенно отличается от его доли в совокупном капитале и в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг.

-----------------------------------------

Объекты и цели ГРЭ.

Объекты ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты ГРЭ это:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

условия конкуренции;

социальные отношения, социальное обеспечение;

подготовка и переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач. Это следующие иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики ( промышленность, сельское хозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения, экология ); наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы ).