56.Немецкая школа.
В 1840-х гг. в Германии возникла историческая школа политической экономии. Ее основателями и главными представителями были Бруно Гильдебранд (1812-1878), Вильгельм Рошер (1817-1894) и Карл Книс (1821-1898). Представители этой школы претендовали на перестройку классической политической экономии на основе нового предложенного ими исторического метода. Они подвергли нападкам методологию Смита и Рикардо, обвиняя их в односторонности. Так, Б. Гильдебранд осуждал попытку классиков «вывести общие непреложные положения» для экономики всех стран и всех народов и утверждали, что ни один закон и ни одно политическое учреждение не могут быть применены к различным народам, находящимся на разных ступенях развития. Однако отрицание значения формулирования таких положений и законов, которые действуют в разных странах на различных ступенях их развития (как, например, закона стоимости, в соответствии с которым осуществляется обмен во всех странах, где существует товарное производство), означает по существу отрицание самих объективных экономических законов да и самой экономической науки, главной задачей которой является изучение этих законов! Представители исторической школы (в частности Б. Гиль-дебранд) отвергали критику частной собственности, ссылаясь на то, что с возникновением частной собственности человечество сделало огромный шаг вперед в своем развитии. Действительно, частная собственность на определенном историческом этапе развития каждой страны играла исключительно прогрессивную роль, способствуя колоссальному развитию производительных сил. Однако вряд ли можно утверждать, что это — вечная категория, и вряд ли с ней можно связывать прогресс на всех последующих этапах человеческой истории. Представители исторической школы отрицали трудовую теорию стоимости, утверждая, что стоимость определяется полезностью предмета, а «единственным мерилом полезности может быть только человек». Таким образом, стоимость, по мнению представителей исторической школы, определяется субъективными оценками людей и всегда имеет относительный характер. Историческая школа в лице Б. Гильдебранда и В. Роше-ра, вслед за Сэйем, Бастиа и Сениором, выводила происхождение капитала из теории «воздержания» капиталиста, его личной бережливости. Прибыль же, согласно представителям исторической школы, является платой за бережливость и воздержание. Таким образом, представители исторической школы не исследовали реально существующие отношения на разных этапах человеческой истории, а использовали ссылки на историю для отрицания объективного характера экономических законов и подтверждения некоторых своих положений. Н.Г. Чернышевский, высмеивая аргументы исторической школы, писал: «Если разум говорит против тебя, хватайся за историю — она выручит» В развитии исторической школы выделяют два этапа: "старая" историческая школа (40-е годы XIX века); ее идеологами являлись Ф. Лист, В. Рошер; "молодая" историческая школа (80-е годы XIX века); ее представителями были Л. Брентано, Э. Дюркейм, В. Зомбарт. Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - "Национальная система политической экономии" (1841 г.).Главные идеи: для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам; задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации; богатство нации составляют ее производительные силы; выделил три стадии развития производства (земледельческую, земле-дельческо-промышленную, промышленную); защищал государственную политику протекционизма; считал, что необходимо развивать те отрасли экономики, которые неконкурентоспособны на мировом рынке. Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894): политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве; для изучения политической экономии надо знать такие стороны жизни, как язык, религия, искусство, национальность, право, государство и хозяйство; человек стремится к справедливости, опираясь при этом на обычаи и традиции общества.
Экономические взгляды .Я. Брентано (1844 - 1931): экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правовой основой нации и связаны с ними; справедливость заключается в праве и обычаях (в то время как по мнению классиков справедливость устанавливается благодаря конкуренции); ученый не признавал математических исследований процессов экономики, так как человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна. Заслуга Э. Дюркгейма (1858 - 1917) состоит в следующем - ученый выделил социальную функцию разделения труда, которая состоит в создании условий дифференциации деятельности и возрастании солидарности общества. О. Специфичность взглядов В. Зомбарта (1863 - 1941) - в утверждении того, что капиталистический хозяйственный уклад возник в Западной Европе, поскольку отличительной чертой ее жителей является сочетание духа предпринимательства с жаждой наживы. М. Вебер (1864 - 1920) считал, что:капитализм - это хозяйственный учет при сопоставлении затрат с результатами производства; для "экономического человека" характерны трудолюбие, честность, скромность; существует связь между религией и экономической организацией общества.
- 1.Предмет истории экономических учений. Периодизация истории экономических учений.
- 2.Многообразие функций истории экономических учений. Эволюционный и кумулятивный подходы к изучению истории экономических учений.
- 3.Экономические идеи Древней Греции. Экономические проекты Аристотеля.
- 4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.
- 5.Специфика экономических идей феодализма.
- 6.Меркантилизм: методология, стадии развития.
- 7.Русский меркантилизм. Экон-кая политика Петра 1
- 9.Место и роль с/х в теории ф.Кенэ
- 10.Анализ общественного воспроизводства в «Экономической таблице» ф.Кенэ
- 11.,12Зарождение классической школы. Экономические взгляды у.Петти
- 13.Эк-е проблемы промышленного переворота. А.Смит и его мировоззрение. Метод а.Смита.
- 14.15.Работа а.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов»
- 16.17.Экономические взгляды и программа д.Рикардо
- 18.Разложение классической школы: причины, этапы и содержание этого процесса.
- 19.Экономическая концепция и программа ж.Б.Сэя
- 20.Закон народонаселения т.Мальтуса. Теория издержек производства и теория реализации.
- 21Методологические принципы. Этапы формирования.
- 22.Структура и основные проблемы «Капитала»
- 23.Марксистский анализ стоимости, денег, заработной платы.
- 25.Маржинализм: методология и этапы развития
- 26.Австрийская школа. Теория предельной полезности и производительности.
- 27.Математическое направление. Работы представителей раннего направления(Курно, Госсен)
- 28.Модель общего экономического равновесия л.Вальраса
- 29.Экономические взгляды Дж. Б. Кларка. Теория статики и динамики
- 30.А.Маршалл – основатель микроэкономики. Вопросы методологии в работе «принципы экономикса»
- 31.Теория спроса и предложения а.Маршала. Теория цены и ценообразования.
- 32.Теория благосостояния а.Пигу
- 33. Методология кейнсианства.
- 34.35.Модель Дж.М.Кейнса макроэкономического развития. Теория цикла и экономического роста.
- 36Эволюция кейнсианства. Теория экономической динамики.
- 37.Методология институционализма. Учение о «праздном классе» Веблена
- 38.Програма социального контроля Веблена
- 39.Экономические идеи Туган-Барановского
- 40.Экономические теории в.И.Ленина. Ленинская теория империализма.
- 41.Обоснование Нэпа Лениным
- 42.Монетаризм.
- 43.Неоклассический синтез п.Самуэльсона
- 44.Теория социального рыночного хозяйства в.Ойкена и я.Эрхарда
- 45.Учение о кооперации а.В. Чаянова. Теория крестьянского хозяйства.
- 46.Большие циклы конъюнктуры н.Д. Кондратьева
- 47.Идеология хозяйственной реформы 1965 г. В ссср. Либерализация экономики.
- 48.Экономические реформы в России 90х годов. Проблемы разгосударсвления и приватизации:необходимость, этапы и содержание.
- 50.Экономические идеи западноевропейского утопического социализма.
- 52.Структура работы а.Маршалла «Принципы экономикса»
- 53.Прибавочная стоимость.
- 54.Теория доходов Маркса
- 55.Коммонс Митчел
- 56.Немецкая школа.