logo search
Автоматизированные банковские системы

2. Современные банковские автоматизированные системы

Многие современные банки стараются автоматизировать процесс оказания финансовых услуг. Причин этому бесконечное множество: экономическая выгода, ускорение процедур оформления, исключение человеческого фактора, повышение качества обслуживания и уровня безопасности клиентов банка.

Базовый принцип создания автоматизированной банковской системы это:

– полная интеграция процесса работы банка в автоматизированную систему на базе комплексного подхода;

– модульный принцип организации работы, с помощью которого система конфигурируется под выполнение задач с определенными параметрами с последующим наращиванием объемов выполненной работы;

– высокий уровень открытости технологий, который позволяет им эффективно взаимодействовать с внешними системами;

– гибкость настроек обновленной банковской системы;

– возможность масштабирования, расширения и усложнения отдельных функциональных модулей.

Используя современные банковские автоматизированные системы, в финансовых учреждениях снижают операционные издержки. Благодаря организации единого информационного пространства увеличивается эффективность работы филиалов банка, снижаются операционные затраты, растет скорость обслуживания физических, юридических лиц.

Внедрение АБС позволяет организовать дистанционное клиентское обслуживание, создать единую документную базу, контролировать финансовые потоки, формировать стандартизированную отчетность.

Современная автоматизированная банковская система создается с учётом архитектуры функциональных программных продуктов и предполагает опциональное деление на три уровня:

Первый верхний уровень – модули, за которыми закреплены функции удобного ввода информации, первичной обработки данных, взаимодействие связки банк-клиент, а также банк-банк, плюс взаимоотношения с торговыми или информационными агентствами [5].

Второй верхний уровень аккумулирует приложения, направленные на организацию внутренних расчётов и чёткого алгоритма по выполнению внутрибанковских задач и функций.

Нижний уровень включает основные функции ведения бухгалтерского учёта и модули, ответственные за выполнение такой работы.

Высокие функциональные требования к современным АБС обусловлены сложностью интеграции программного продукта, необходимостью решения широкого спектра клиентских задач.

Критерии:

– легкость интеграции, возможность простого модульного расширения функциональности;

– комплексное обеспечение банковской деятельности (единство документооборота, отчетности, пакетная обработка данных);

– защищенность, безопасность;

– достоверность данных, оперативное обновление информации, учет специфики работы коммерческой структуры.

АБС внедряют поэтапно, анализируя потребности клиентов, служащих банка.

Используя современные банковские автоматизированные системы, в финансовых учреждениях снижают операционные издержки. Благодаря организации единого информационного пространства увеличивается эффективность работы филиалов банка, снижаются операционные затраты, растет скорость обслуживания физических, юридических лиц.

Внедрение АБС позволяет организовать дистанционное клиентское обслуживание, создать единую документную базу, контролировать финансовые потоки, формировать стандартизированную отчетность.

Продукты, предназначенные для коммерческих структур, охватывают различные сферы деятельности, что позволяет интегрировать АБС с учетом специфики работы. Анализ рынка автоматизированных банковских систем позволяет выявить их направленность, широту охвата операций.

Большинство систем ориентированы на крупные банки либо коммерческие организации с небольшой клиентской базой. Существуют универсальные программные продукты. Предусмотрена комплексная обработка платежей, кредитно-денежных операций, депозитный контроль, отчетность. Доступны специальные решения, благодаря которым можно значительно повысить эффективность операционной деятельности отдельных видов структур.

Российский рынок специализированных финансовых продуктов представлен отечественными системами, зарубежными решениями. Автоматизированные банковские системы России разработаны согласно сетевому принципу обработки информации, предоставляют возможность дистанционного контроля, полного отслеживания финансовой деятельности.

Программные решения разработчиков Diasoft, Инверсия, R-Style SoftLab лидируют среди конкурентных предложений. Однако системы SC-Банк, БИСквит, IB-System не менее эффективны и надежны, что позволяет предложить клиенту оптимальные условия сотрудничества с меньшими инвестиционными издержками.

Использование систем автоматизации позволяет решать следующие задачи:

– автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;

– коммуникация с филиалами и иногородними отделениями;

– стратегическое управление банком;

– обслуживание частных и корпоративных клиентов по различным каналам (в том числе по системе «банк-клиент»);

– автоматизация розничных операций – применение банкоматов и кредитных карточек;

– автоматизация межбанковских расчетов;

– автоматизация работы банка на рынке ценных бумаг;

– возможность мгновенного получения необходимой информации.

Наряду с достоинствами автоматизированных банковских систем (АБС) существует ряд проблем по их внедрению и функционированию:

– затраты на приобретение новых программных продуктов;

– специфика российского учета;

– нестабильность законодательной и нормативной базы;

– языковой барьер;

– ограниченные способности служащих к освоению;

– отсутствие понимания необходимости использования системы автоматизации [3, с. 215].

Таким образом, при выборе АБС необходимо учитывать долгосрочность вложений средств в информационную технологию; возможность обеспечения работы в режиме реального времени; невысокие требования к техническим средствам; простоту эксплуатации; возможность подключения собственных разработок и возможность дальнейшего развития с головным банком, а также использования одинаковых с ним форматов данных [4, с. 410].

На российском рынке наблюдается жесткая конкуренция производителей программного обеспечения для систем автоматизации банковской деятельности.

Автоматизированные банковские системы создаются или выбираются в зависимости от того, как была спланирована вся инфраструктура информационных технологий учреждения. Под инфраструктурой в данном случае можно понимать соотношение, совокупность и содержательное наполнение всех составляющих процесса автоматизации. Кроме концептуального подхода в инфраструктуре можно выделить функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Феноменом российского рынка является наличие большого количества систем собственной разработки. Многие банки расценивают производство собственного программного продукта как свое дополнительное конкурентное преимущество (Таблица 1).

Таблица 1

Рейтинг влиятельности разработчиков автоматизированных банковских систем

Автоматизированная банковская система

Количество банков, использующих АБС

Диасофт

273

R-Style Software Lab

261

Собственная разработка

201

ПрограмБанк

80

Инверсия

49

Кворум

42

ЦФТ

24

Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что наиболее крупными поставщиками программного обеспечения являются Диасофт и R-Style Software Lab. Рассмотрим ряд программных продуктов, которые предлагают эти компании.

«Диасофт» предлагает рынку две линейки программных продуктов: Diasoft FA# и FLEXTERA.

Diasoft FA# (Diasoft Financial Architecture) — это комплексная система автоматизации деятельности финансовых институтов. Система имеет компонентную структуру и состоит из 56 компонентов, автоматизирующих следующие области бизнеса: розничный банкинг, корпоративный банкинг, депозитарный учет, деятельность управляющих и инвестиционных компаний, банковские операции на фондовом и денежном рынках [6].

FLEXTERA — это полнофункциональное многокомпонентное решение, построенное на базе сервис-ориентированной архитектуры (SOA) и обеспечивающее автоматизацию бизнес-процессов кредитно-финансовых организаций.

Все продукты FLEXTERA четко разнесены по слоям в соответствии с природой автоматизируемой ими деятельности:

– Фронт-офис — автоматизация обслуживания клиентов через различные каналы доступа.

– Миддл-офис — поддержка принятия решений, различного рода обработка данных о клиентах и их заявках, управление рисками, лимитами, резервами.

– Продуктовые системы — ведение сделок и их отражение во внутреннем продуктовом учете.

– Учетные системы — отражение операций в бухгалтерском учете.

– Отчетность — отражение результатов работы организации в различных видах отчетности.

Каждый из продуктов FLEXTERA ориентирован на решение специфичных для него бизнес-задач и позволяет решать их наиболее оптимальным и эффективным способом. FLEXTERA полностью поддерживает принятые в РФ правила и стандарты бухгалтерского учета. Более того, за счет разделения продуктового (внутреннего) и бухгалтерского учета появилась возможность поддержки параллельного учета по различным методологиям и стандартам.

Портфель продуктов R-Style Softlab включает две линейки систем для комплексной автоматизации банковской деятельности — RS-Bank V.6 на промышленной платформе Oracle (для крупных многофилиальных банков) и RS-Bank v. 5.5. на платформе Pervasive (для сектора SMB).

АБС RS-Bank v. 5.5 — программный комплекс, предназначенный для автоматизации деятельности малых и средних банков. В едином дистрибутиве RS-Bank v. 5.5 собраны специализированные системы для разных направлений банковского бизнеса.

Программный комплекс включает в себя следующие продукты:

Учетное ядро — автоматизирует выполнение операций расчетно-кассового обслуживания, предназначено для ведения бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством. Позволяет решать широкий перечень задач по осуществлению безналичных расчетов и взаимодействию с РЦ, налоговыми органами, ГИС ГМП и пр.

Система обеспечивает ведение единого справочника физических и юридических лиц, ведение картотек (очередей), плана счетов, возможность работы в архиве, гибкую настройку прав доступа пользователей (согласно стандартам ЦБ), журнализацию всех действий пользователя, фиксацию обращений к персональным данным.

Автоматизация кредитного бизнеса — позволяет работать со всеми современными кредитными продуктами, включая потребительское, ипотечное кредитование, автокредитование, кредитные карты, микрокредиты, овердрафты, разовые кредиты, кредитные линии, кредитование юридических лиц, банковские гарантии и цессии.

Обслуживание физических лиц — предназначена для автоматизации розничных банковских услуг и охватывает практически все направления работы банка с физическими лицами. Также в ней реализованы депозиты юридических лиц и эквайринг.

Автоматизация внутрихозяйственной деятельности банка — автоматизирует внутреннюю бухгалтерию кредитного учреждения, включая учет товарно-материальных ценностей и основных средств, учет хозяйственных договоров, кадровый учет и расчет заработной платы.

RS-Bank V.6 — система представляет собой оптимальный набор программных модулей, каждый из которых отвечает за соответствующий участок деятельности банка. Благодаря поддержке SOA-архитектуры модули RS-Bank V.6 успешно встраиваются и интегрируются в другие системы.

Учётное ядро — совокупность базовых системных механизмов и справочных данных, использующихся в остальных прикладных модулях. В состав ядра входят «машина» проводок, функциональность для ведения остатков на счетах, механизм операций, справочники (субъектов и пр.), а также системный инструментарий, интеграционная платформа и многое другое.

Расчётная деятельность банка — система для автоматизации расчетно-кассового обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, электронных межбанковских расчетов, а также ведение сопутствующего бухгалтерского учета.

Выпуск отчётности — инструмент для автоматизации процессов выпуска полного спектра внутренней банковской и регламентированной отчётности.

Кредитование и депозиты — учетная система для автоматизации кредитного направления банковской деятельности.

Обслуживание физических лиц — учётная система для автоматизации розничного направления банковского бизнеса.

Работа с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами — предоставляет функциональность, автоматизирующую работу банка на фондовых и валютных финансовых рынках [7].

Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что автоматизированные банковские системы позволяют банку решать множество задач, необходимых для его развития и функционирования. В связи с ростом информационных технологий, которые внедряются во все сферы современного общества, для банков создаются различного рода программные комплексы по автоматизации его деятельности, такие как Diasoft FA# и RS-Bank V.6. Они позволяют упростить работу, связанную с предоставлением услуг частным и корпоративным клиентам, ведением отчетности, управлением персоналом и другими внутрибанковскими операциями.