Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком. Главное содержание теоретических работ мыслителя - разработка эмпирической теории познания и идейно-политической доктрины либерализма. Как и многие мыслители ХVII в., он считал, что возникновению государства предшествовало естественное состояние, "состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а также "состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными". Переход от естественного состояния к гражданскому обществу был следствием общественного договора, который предполагал перераспределение лишь
властных функций и не влек значительных перемен в положении людей. Государство должно было руководствоваться тем же "законом природы, который регулировал отношения людей в естественном состоянии, и поэтому не могло покушаться на неотчуждаемые права граждан. Локк предусмотрел специальный конституционный механизм, не допускавший превышения государством своих прерогатив. Это разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и "федеративную" (которая ведала отношениями с другими государствами). Кроме того, сползанию государства к деспотизму должен был препятствовать принцип законности, согласно которому "ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества".
Взгляды Локка в значительной мере воплотились в политическом строе Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреплены основные права и свободы граждан, представительное правление, религиозная терпимость, неприкосновенность собственности. Тем самым обеспечивались правовые предпосылки благоприятных перемен в общественном развитии, включая рост предпринимательской активности, повышение благосостояния, дальнейшую демократизацию государственного и общественного строя. Все это в полной мере соответствовало целям просветителей. Поэтому их внимание было приковано не столько к политике, сколько к частной жизни граждан. Это отразила этика английского Просвещения, так же в основных чертах разработанная Локком. Понятия добра и зла он выводил из ощущений удовольствия или страдания (в физическом и духовном смысле). Поскольку люди, считал Локк, соотносят эти понятия с требованиями повседневной жизни, то и правила, регулирующие их отношения, должны отличаться удобством, целесообразностью и полезностью. Таковыми, например, являются заповеди, изложенные в Нагорной проповеди.
- Содержание
- Вступление
- Английское Просвещение.
- Идеи и взгляды Джона Локка – основателя английского Просвещения.
- Учение английских философов об эгоистической природе человека. «Разумный эгоизм», «частный интерес» и «общая справедливость».
- Общественная и философская мысль в Шотландии в эпоху Просвещения.
- Дэвид Юм.
- Адам Смит.
- Философия французского просвещения
- 1751-1772 Гг. Все это заставляло просветителей облекать свои мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широкой публики.
- Просвещение в Германии.
- Русское Просвещение.
- Заключение.
- Использованная литература