logo search
КСО_Лекция 5_Материалы / КУиКСО_Тема 5_Текст лекции

Модели поведения корпораций: неоклассическая, институциональная, эволюционная, предпринимательская. Модель поведения корпорации, основанная на «теории выживания».

Далее дана характеристика моделей поведения корпораций (по Д.С. Львову):

– неоклассическая модель поведения, в соответствии с которой социально ответственными считаются корпорации, которые являются прибыльными, создают рабочие места, производят качественную продукцию и услуги для потребителей, то есть приумножают общественное благо и обеспечивают занятость населения;

– институциональная модель поведения предполагает, что корпорация заключает контракты с работниками, с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, другими ЗС и ответственно исполняет все условия данных контрактов. Данная модель включает в себя все элементы социально ответственного поведения, поэтому в рамках данной модели наиболее продуктивно строится гражданское общество;

– эволюционная модель поведения определяется сложившимися традициями, принципами и направлениями деятельности; соответственно, проявление КСО непосредственно зависит от потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, от их давления на компанию в целях принятий тех или иных социальных решений;

– предпринимательская модель поведения определяется предпринимательскими инициативами, наиболее важными являются взаимоотношения между собственником бизнеса и компанией, а также между собственником и персоналом. Проявление социальной ответственности компанией зависит от наличия у предпринимателя ресурсов или от возможности привлечь дополнительные ресурсы для социальных действий;

– модель поведения, основанная на «теории выживания», характерна для корпорации, которая не в состоянии адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды, ее существование нельзя назвать стабильным, поэтому решения в плане социальной ответственности руководством не принимаются (или принимаются в конкретном случае, если имеется возможность получить в ближайшее время конкретные преимущества).

В настоящее время в России формируется уникальная модель поведения корпораций, демонстрирующих КСО, при которой инициатива исходит от бизнес-структур, а топ-менеджмент в своих решениях ориентируется на положения международных и национальных стандартов КСО (AA 1000, GRI, ISO 26000, «Хартия РСПП» и др.).