logo search
Основы бизнеса_УП_2008

Виды предпринимательской деятельности

Видов деятельности, которыми может заниматься начинающий предприниматель, великое множество. Действительно, многие перед погружением в деловую среду задаются вопросом: "чем же заняться"? Облегчить поиск ответа на этот вопрос может классификация направлений бизнеса, выделение преимуществ и недостатков каждой группы направлений, а также сопоставление этих недостатков с возможностями предпринимателя. Другими словами, в данном разделе мы используем научный подход, чтобы систематизировать все то разнообразие сфер бизнеса, которое существует в современном обществе.

Предпринимательский бизнес характеризуется тем, что предприниматель берется за все, за что потребитель готов сегодня заплатить деньги.

Товары и услуги понимаются здесь в широком смысле слова. В качестве товаров могут быть здания и сооружения, жилье, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.п.), деньги, валюта, ценные бумаги и любые другие товары, работы и услуги. Но чтобы реализовать любой из указанных товаров, надо его иметь. Этот товар предприниматель делает сам или получает, а затем реализует. Исходя из этого предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое и финансовое.

Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они пронизывают и дополняют друг друга, т.е. один вид деятельности может содержаться в другом.

Остановимся подробнее на основных видах предпринимательского бизнеса:

Производство товаров и услуг. Бизнес организовывает деятельность, результаты которой в виде материальных предметов или услуг нужны каким-либо субъектам рынка. Потребности в обществе постоянно возрастают. Возрастает численность населения планеты. Процесс воспроизводства на всех стадиях и уровнях требует все большего объема материальных благ, изменяется его качественное содержание. Достижения науки усложняют и не устраняют, а наоборот увеличивают потребности людей. Организация деятельности по удовлетворению возникающих в обществе потребностей путем разделения, специализации, кооперации труда и обмена результатами деятельности к взаимной выгоде заинтересованных лиц является содержанием бизнеса.

Разделение труда это обособление видов деятельности.

Например, компьютер состоит из нескольких десятков изделий. Все детали могут быть произведены в одном месте и там же может быть собран сам компьютер. Вместе с тем, есть возможность производить отдельные детали этого компьютера в районах, где более дешевая рабочая сила, и следовательно, затраты на производство меньше. А собирать компьютер в других местах, сократив при этом общие затраты на производство.

Таким образом происходит разделение труда: в одном месте производят комплектующие детали, в других – собирают готовое изделие.

Чтобы стало возможным разделение труда, необходима специализация работников на производстве отдельных операций, которые связаны с производством компьютеров. Кто-то специализируется на производстве деталей, кто-то на сборке готового изделия.

Специализация труда – это форма разделения труда, при которой человек или фирма концентрирует усилия на выполнении одного или ограниченного числа видов деятельности.

Если имеется разделение труда, специализация, то неизбежно возникает потребность в его кооперации.

Кооперация труда – это форма организации труда, при которой значительное число людей совместно участвуют в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда.

В нашем примере, как только появилась возможность разделить труд на отдельное производство комплектующих изделий и на сборку готового продукта, сразу же потребовалась и кооперация производителей деталей и сборщиков.

В предпринимательской деятельности поиск возможностей разделения уже существующих видов труда, специализации на отдельных операциях и кооперации с действующими производителями – становится источником для создания новых видов бизнеса.

Все общественное производство разделяется на две сферы: производственный сектор и сферу услуг.

Результатом деятельности производственного сектора являются материально-вещественные блага, которые произведены для обмена. В экономической литературе они получили наименование товары.

Товаром называется любой результат производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, являющийся объектом купли-продажи.

Производственный сектор включает в себя добывающую и обрабатывающую промышленность, строительство, сельское хозяйство.

Добывающая промышленность или добыча сырья это отрасль, которая характеризуется значительными колебаниями уровня рентабельности. Цены на сырье (нефть, газ, медь, алюминий) подвержены резким колебаниям из-за общей политической ситуации в развивающихся странах, которые традиционно поставляют этот вид товаров на мировой рынок.

Обрабатывающая промышленность – самая крупная отрасль производственного сектора, которая перерабатывает сырье, в ней создаются предметы потребления. В этой отрасли преобладают крупные фирмы. Вместе с тем малые предприятия играют немаловажную роль, являясь поставщиками, изготовителями комплектующих изделий для крупных фирм, а также лидерами в освоении новых технологий. Новые высокие технологии робототехники, биотехнологии, компьютерного производства берут начало в малых фирмах.

Строительство – отрасль, подверженная циклическим колебаниям рынка. На ее деятельность оказывает влияние колебание процентной ставки. Повышение процентной ставки влечет за собой увеличение стоимости кредита, что в свою очередь отражается на стоимости возводимых зданий и сооружений, и объем строительства сокращается.

Сельское хозяйство – это сырьевое производство. Его продукты являются сырьем для перерабатывающих отраслей. Сейчас наблюдается тенденция увеличения капиталоемкости этого производства. Появляются новые производительные машины, новые технологии сельскохозяйственного производства, что влечет за собой сокращение числа мелких хозяйств, увеличение количества крупных.

К видам деятельности в сфере общественного производства относят:

Вместе с тем, субъекты рынка нуждаются не только в конкретных товарах, но и в услугах в форме действий, необходимых для достижения желаемого результата в целом. Товар необходимо не только произвести, но и упаковать, отвезти, привезти, продать. Поэтому производство, по мере развития человеческого общества, все более нуждается в сфере услуг.

Услуги – это действия, которые не создают новые товары, но изменяют некоторые качества уже существующих.

Услуги неосязаемы и неотделимы, они производятся и потребляются в одно и тоже время, поэтому их нельзя хранить.

(Химчистка не изменяет фасон или материал, из которого сшито пальто, но изменяет качество уже изготовленного блага, грязное превращает в чистое, удовлетворяет потребности граждан.)

К основным видам деятельности в сфере услуг относят:

Сфера услуг стремительно развивается. Во многих странах основная часть трудоспособного населения занята этой деятельностью. В валовом внутреннем продукте (ВВП) США доля сферы услуг занимает более 60%. Такое положение обусловлено рядом обстоятельств.

Автоматизация производства, использование все более производительных машин и технологий в производственном секторе сократили в них потребность в работниках. Кроме этого, технический прогресс, вторгнувшийся в материальное производство, использование компьютеров, вызвали необходимость в новых видах услуг, которые раньше просто не существовали. Эти обстоятельства привели к значительному увеличению числа занятых в сфере услуг. Самыми быстрыми темпами растет отрасль «прочих услуг», в которую входят различные обслуживающие фирмы: рестораны, гостиницы, салоны красоты, ремонтные мастерские, частные школы, учреждения здравоохранения, фирмы, связанные с шоу бизнесом и другие.

Совокупность товаров и услуг получила в экономической литературе название продукты.

Производственный сектор и сфера услуг дополняют друг друга, образуя единство в создании совокупности продуктов, необходимых для воспроизводства человеческого общества. Однако производственная деятельность занимает доминирующее положение, так как, по существу, определяет все остальные виды деятельности.

Потребность в услугах связана с тем, что конкретные материально-вещественные ценности: пищу, одежду, автомобили и т.д., надо не только произвести, но и довести до тех, для кого они предназначены.

У каждого предпринимателя возникает необходимость:

Производство – это процесс преобразования сырья, труда и капитала в товары и услуги.

Постоянное возобновление процесса производства называется воспроизводством. Индивидуальное воспроизводство – это повторяющийся процесс производительного соединения факторов производства с целью создания товаров, получения доходов в рамках отдельного предприятия.

Круг интересов производственного предпринимательства довольно разнообразен, и для его реализации требуются финансовые и материальные ресурсы, порой довольно значительные. Стремление получить, как можно большую прибыль при меньшем риске предполагает осуществление соответствующей технологии ведения дела. Исходным элементом этой технологии является выбор основной области деятельности. Ее содержательная сторона определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Выбор вида деятельности предполагает проведение предварительного маркетинга, т.е. изучения, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, его величина и тенденции развития в будущем, каковы возможная продажная цена единицы товара, издержки его производства и реализации, предполагаемые объемы продаж.

Поскольку на рынке появляются все новые и новые товары и услуги, то в предпринимательской деятельности в условиях недостатка финансовых средств чрезвычайно важно, чтобы товары не залеживались, чтобы высвобождающиеся финансовые средства вкладывались снова в дело, т.е. предприниматель должен стремиться к ускорению оборачиваемости денег. Считается, что сделка должна давать годовую прибыль не менее 20–22% затрат.

Ситуация заставляет предпринимателя держать в центре своего внимания каналы распределения товаров и услуг (оптовая и розничная сеть, дилеры, агенты). Дело в том, что в зависимости от выбранных каналов (форм) доведения товаров до потребителей в значительной степени определяется скорость оборота вложенных средств.

Предпринимательская деятельность, связанная с производством товаров, может носить:

  1. Традиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство);

  2. Инновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационное предпринимательство).

Инновационная деятельность заслуживает отдельного рассмотрения.

Инновационная деятельность связана с доведением изобретений, новых методов и техники производства до рынка.

Этот вид деятельности требует, как правило, больших затрат. Вместе с тем риски , связанные с возможностями продвижения продуктов на рынок велики. До 80–90% нововведений отвергаются рынком, не доходят до стадии массового производства. В последние годы деятельность, ориентированная на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений еще не отработанных на практике, получила название венчурного бизнеса.

Венчурный бизнес. Сущность венчурного бизнеса состоит в разделении и распределении риска.

Это достигается в результате создания венчурных фирм, берущих на себя ответственность за доведение результатов научного открытия до товарного вида за счет средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение акций этой фирмы по льготной цене. Получение дивидендов по этим акциям не является основной целью инвесторов. Приобретя акции такой фирмы они приобретают право на использование инноваций в своих фирмах.

Венчурный бизнес начал свое развитие с конца 70-х годов, он имеет множество форм, а его специфика определяется специализацией в той или иной сфере деятельности.

В основе венчурного бизнеса лежит способность предпринимателя аккумулировать ноу-хау из научно-технических проектов, потенциально

оцениваемых как высоко прибыльные.

Венчурным бизнесменом может быть и финансист, инженер или студент, имеющий коммерчески выгодную разработку, и предприниматель, вложивший капитал в интересующую его лично или контролируемую им фирму техническую новинку.

Венчурный бизнес базируется на энтузиастах-изобретателях.

Эти люди, одержимые принципиально новыми техническими решениями, при появлении опытного образца обращаются за капиталом к бизнесу. Если сами они не могут собрать необходимый для завершения работы капитал, в дело вступают третьи лица, готовые при серьезной научной и коммерческой экспертизе предлагаемого разработчиками изделия рискнуть несколькими миллионами для получения высокой прибыли.

Под эти деньги от разработчиков требуют ускорения доведения изделия до промышленного образца, на что уходит обычно от 6 до 9 месяцев. Это обстоятельство проявляет важнейшее преимущество использования венчурного бизнеса для национальной экономики, а значит и для всего общества: ускорение внедрения достижений технического прогресса.

В США ежегодно образуется около 50 тыс. венчурных фирм, половина из которых готова представить потребителям в течение года новые товары и услуги. Это примерно 25 тыс. нововведений в год для массового промышленного выпуска новинок крупными производственными корпорациями.

Другим важным преимуществом венчурного бизнеса является его полная самостоятельность, дающая возможность фирме свободно менять порядок работы в зависимости от обстоятельств.

Для фирм, специализирующихся на научно-технических разработках, это означает свободный выбор научно-исследовательских программ, которые дадут быстрый практический результат, т.е. позволяет не тратить время на решение проблемы, к которой ты не готов, а решать задачи, которые по силам.

Еще одно преимущество венчурного предпринимательства – раскрытие возможностей антрепренерства, т.е. рода занятий, обеспечивающего получение прибыли от деятельности созданной фирмы за счет умелого руководства ею на всех участках функционирования: от исследований до производства и сбыта продукции.

Классическим примером антрепренерства в США является начало дела основателей электронной фирмы «Хьюлетт-Паккард». перед второй мировой войной один из вице-президентов Станфордского университета США заметил двух талантливых студентов-изобретателей, одержимых антрепренерством. Он посоветовал студентам заняться производством осциллографов, изобретенных ими. Вице-президент университета не погнушался даже войти в общее дело, дав студентам в качестве первоначального капитала 538 долларов.

Из этой скромной суммы Уильям Хьюлетт и Дэвид Паккард взрастили корпорацию, занимающую 49-ое место в списке крупнейших корпораций США. Почти 70 тыс. человек сегодня выпускают широко известные в мире компьютеры «Хьюлетт-Паккард», а основатели фирмы стали одними из богатейших людей планеты.

Особенностью венчурного, как и малого бизнеса вообще, является стремление к конкурентной борьбе.

Этому способствует относительно молодой состав начинающих антрепренеров, стремящихся к реальной жизни, практическим делам, немедленной реализации задуманного.

Проявляемая при этом мобильность ставит нередко в тупик большие фирмы, которые более склонны цепляться за старые методы в конкурентной борьбе, медленно перестраивают свои управленческие структуры и нередко вынуждены занимать оборонительную позицию.

Рис. 1.5. Преимущества венчурного бизнеса.

Свидетельством тому может служить практикуемое мелкими венчурными фирмами, возглавляемыми уверенными в себе антрепренерами, так называемое кустовое развитие в определенных местах.

Антрепренеры, занимающиеся бизнесом в сфере кредитных учреждений, продажи автомобилей, одежды, организации ресторанов, бытового обслуживания группируют свой бизнес в определенных районах по соседству с конкурентами. Это оказывается выгодным ввиду более простого поиска рабочей силы, легче организовать поставки продукции и наблюдение за конкурентами, обеспечивается лучшее знание клиентов, их месторасположения.

Подобное кустовое развитие бизнеса характерно и для промышленности и для научно-исследовательской деятельности. При этом достигается уникальный для прежних времен результат.

Появляется мощный информационный пул, т.е. в одном месте сосредотачивается большое число специалистов, занятых одним видом технологической деятельности, однотипно строящих свою рыночную стратегию.

Примером такого пула может служить Кремниевая долина в штате Калифорния США, где собралось около 3 тыс. электронных фирм. Среди служащих насчитывается более 6 тыс. докторов наук и 15 тыс. миллионеров, выходцев из среды ученых и молодых антрепренеров. Мобильность рабочей силы здесь очень высока. Обмен ею между фирмами составляет до 30% в год, что определяет и большую подвижность новых идей и обмен между фирмами информацией. Изолированные друг от друга фирмы, как показывает мировой опыт, лишаются данного преимущества.

Финансирование венчурных фирм может осуществляться государственными фондами, инвестиционными компаниями. Такое финансирование всегда носит адресный характер, под определенную идею, определенный проект. Сам процесс финансирования имеет несколько этапов, связанных со стадиями создания и внедрения новшеств, и может быть прекращен на каждом их них.

Этапы научно-производственного цикла:

  1. фундаментальные исследования;

  2. прикладные исследования;

  3. проектно-конструкторские разработки;

  4. производство и коммерциализация продукта.

Венчурные капиталовложения начинаются на этапе прикладных исследований и заканчивается на этапе коммерциализации, после начала возврата вложенных средств. На этом этапе возникает потребность в капиталовложениях по увеличению масштабов деятельности, по развитию производства.

Первоначально средства выделяются на прикладные исследования, изучение рынка. На следующем этапе финансируется освоение производства. После этого выделяются деньги на организацию массового производства.

Этот вид бизнеса характерен как для малых предприятий, занимающихся прикладными исследованиями в наукоемких отраслях, так и для крупных, осуществляющих диверсификацию деятельности, выходящих на новые рынки и предлагающих технические новшества.

Инновационной деятельности всегда предшествует научно-техническая.

Научно-техническая деятельность. Развитие фирмы, ее конкурентоспособность на рынке обусловлены способностью реагировать на динамичные изменения среды, покупательского спроса и даже умением прогнозировать их.

Эти обстоятельства требуют от фирмы или выделения ресурсов на научные исследования, модификацию выпускаемых продуктов, или покупку лицензии на новые технологи в других компаниях.

Научно-техническая деятельность может быть обособленным видом деятельности в сфере бизнеса.

В настоящее время начинают развиваться «научные парки, технопарки или бизнес парки», которые представляют собой группы предприятий высокотехнологичного бизнеса, расположенные в специально для этой цели построенных зданиях на территориях, примыкающих к университетам. Такое расположение облегчает продвижение новых технологий от лабораторий до коммерческого применения.

В Технологических парках Европы акцент делается на привлечение давно действующих на рынке компаний, проводящих свои исследования, и инновационных центров, которые опекают небольшие высокотехнологичные компании. Ежегодные ассигнования на научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки (НИОКР) в США превышают подобные расходы Великобритании, Германии, Франции и Японии вместе взятых. На долю США приходится свыше 50% крупных нововведений, генерируемых в развитых странах. Такой подход к производству позволяет повышать производительность труда, что в свою очередь влияет на рост национального дохода.

Развитие западноевропейских стран сопровождается структурной перестройкой ведущих отраслей производства. Повышается роль компаний, которые опираются на широкую производственную программу с частой сменой выпускаемых моделей и эффективным приспособлением к изменяющимся условиям рынка. На смену «экономике масштабов» приходит «экономика возможностей».

Коммерческое предпринимательство. Коммерция – это торговля.

Обмен товарами, услугами между продавцами и покупателями. Коммерсант приобретает товар у производителя, расплачивается с ним, становится собственником товара и получает возможность продавать его где угодно и кому угодно, по ценам отражающим его собственные оценки и предпочтения. Свою деятельность он осуществляет на свой страх и риск.

Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства. Объектом купли-продажи в нем выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры), т.е. происходит продажа денег в прямой или косвенной форме.

Через деньги осуществляется объединение обособленных хозяйствующих субъектов рынка, оказывается регулирующее воздействие на любую фирму, занимающуюся любым видом деятельности. Если фирма производит продукты, удовлетворяющие субъектов рынка, то их покупают, производитель имеет доходы. Если фирма не в состоянии реализовать товары и услуги по ценам, приносящим доходы, то фирма несет убытки, её деятельность на рынке прекращается.

Финансовая деятельность распространяется на обращение, обмен стоимостями. Поэтому она проникает во все другие виды: производственную, коммерческую, но может иметь и самостоятельный характер (банковское, страховое дело).

Консультационная деятельность. Слово консультант имеет происхождение от латинского слова consultans, что означает советующий.

Консультационная деятельность, или как её стали называть консалтинг, стала возможной потому, что не все субъекты рынка могут посвятить достаточно времени изучению изменений рынка, новациям в области организации производственной деятельности, возможностей, представляемых сферой услуг. Но вместе с тем, развитие бизнеса ставит проблемы выбора последующих шагов, направления и содержания деятельности бизнесмена. Поэтому возникают фирмы, которые на хорошем профессиональном уровне готовы подсказать, дать консультацию о том, как желательно действовать, какие существуют альтернативы. У предпринимателей появляется возможность воспользоваться услугами таких фирм.

Консалтинговые (консультационные) фирмы специализируются:

Наиболее известны три вида консультационной деятельности:

Экспертное консультирование. Клиент предоставляет информацию, которую эксперт диагностирует, разрабатывает рекомендации.

Процессное консультирование. Консалтинговая фирма по заказу клиента:

Вся работа происходит при самом тесном взаимодействии с клиентом.

Особое место в процессном консультировании занимает аудиторская деятельность.

Обучающее консультирование. Консалтинговая фирма проводит обучение, тренинги работников отдельных фирм, которые позволяют создать условия для новаторской деятельности самих предпринимателей.

Как правило, все виды консалтинговой деятельности применяются в совокупности.

С начала 1990-х гг. в США начали развиваться консалтинговые фирмы, специализирующиеся по отдельным профилям консультационной деятельности. Их количество увеличивается в 70–80 раз ежегодно, а объем оказываемых услуг в 120–130 раз. В этой сфере деятельности занято около 700 тысяч человек.

Аудиторская деятельность. Для всех фирм, работающих на рынке важна правдивая информация о состоянии финансовой деятельности.

Достоверная информация дает возможность прогнозировать последствия принятых решений, снизить предпринимательские риски. Кроме этого, деятельность компаний становится все более многопрофильной. Поэтому вследствие разделения труда выделяется самостоятельный вид деятельности, содержанием которого становится независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия, проверка порядка и ведения бухгалтерского учета, соблюдения законодательства страны. Этот вид деятельности получил название аудит или аудиторская деятельность.

Аудит основан на системной, комплексной оценке деятельности фирмы, он всегда упорядочен и запланирован.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим, например, в Российской Федерации.

В постановлении Правительства РФ №1355 от 07.12.94 г. Определен круг предприятий, которые подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке. К ним относятся:

Кроме этого, подлежат обязательной аудиторской проверке фирмы:

Функция аудитора сводится к осуществлению проверки, достаточной для формирования мнения по следующим вопросам:

При этом необходимо понимать, что даже тщательная проверка аудитора не сможет выявить всех недочетов и злоупотреблений в работе фирмы. Аудитор не может дать 100% гарантий в том, что нет подлогов, махинаций и бухгалтерская отчетность безупречна. Необходимо разделять ответственность между работниками проверяемой фирмы и аудиторами. Первые отвечают за точность и полноту предоставляемой информации, вторые – за ее беспристрастное изучение, объективное и непредвзятое заключение.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора.

Это документ, имеющий юридическое значение как для фирмы, прошедшей проверку, так и для всех участников рынка (в том числе органов государственной власти, местного самоуправления, судебных органов).

Аудиторы могут работать самостоятельно, независимо. Могут работать в составе аудиторской фирмы. Такие структуры, помимо проверок, оказывают и другие услуги. Например, постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление деклараций о доходах, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализ финансово-хозяйственной деятельности, оценка активов и пассивов фирмы, консультирование в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ, а также проводить обучение и оказывать другие, оговоренные с клиентом процедуры и услуги по профилю своей деятельности.

В Росси аудиторская деятельность начала распространять недавно.

Первая аудиторская фирма «Инаудит» в форме акционерного общества начала свою деятельность в 1987г. Иностранные партнеры, которые вкладывали свои средства в совместные предприятия требовали представления им бухгалтерской отчетности, подтвержденной независимой аудиторской организацией. И фирма «Инаудит» стала предоставлять эти услуги. Сейчас на российском рынке работает несколько групп аудиторско-консультационных компаний.

Оценочная деятельность. Для определения стоимости предприятий, ценных бумаг, интеллектуальной собственности, нанесенного ущерба, имущества выделился отдельный вид деятельности, который получил название оценочной.

Более того государство законодательно предусматривает обязательную оценку, если одной из сторон сделки выступает субъект федерации или муниципальный орган. Эта деятельность обязательна при возникновении спора в отношении объекта оценки.

В нашей стране создано Российское общество оценщиков (РОО). От 10 до 15 тысяч фирм и индивидуальных предпринимателей занимается этой деятельностью. Совокупный объем рынка оценочных услуг составляет около 27 миллионов долларов в год. Лидируют в этой сфере консалтинговые фирмы Artur Andersen, Price Waterhouse Coopers. Доля российских оценщиков составляет около 30%.

Наиболее прибыльной считается оценка ценных бумаг, предприятий как имущественных комплексов, недвижимости, транспортных средств.

Вокруг этой деятельности много скандалов. В ходе приватизации занижалась стоимость приватизируемых предприятий. После кризиса 90-х волна банкротств привела к обогащению одних кредиторов за счет других. Это случилось не без помощи оценщиков.

Оценка ущерба имущества физических лиц в результате страхового случая происходит с помощью оценщиков, являющихся штатными сотрудниками страховых фирм. Это приводит к серьезным погрешностям и явному ущемлению интересов граждан.

11 апреля 2001 года правительство приняло постановление «О лицензировании оценочной деятельности». Контроль за лицензированием будет осуществлять Министерство имущественных отношений.

Лицензии выдаются на четыре вида деятельности:

Правительство намеревается утвердить федеральные стандарты оценки, содержащие базовые принципы и основные методы оценочной деятельности.