logo search
20-26

22. Социальная политика государства.

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1 ) стабилизация жизненного уровня населения и недопущение массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы и материальная поддержка безработных, а также подготовка трудовых ресурсов такого размера и качества, которые соответствуют потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных мер и индексации доходов-

4) развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилищное хозяйство, культура и искусство).

   Таким образом, политика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной  экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве.

  Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь,  слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет  целью поддержание оптимальных соотношений между доходами   активной (занятой) части населения и нетрудоспособных граждан  через механизм налогов и социальных трансфертов.    Социальная политика в переходный период отличается не  столько набором своих направлений, функций и целей сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами. С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на расширение социальных программ, с другой — решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП, снижающаяся собираемость налогов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство в доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфляцией, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода.

В этих условиях государство вынуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов населения являются прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей. Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны. Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное повышение налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям. В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду. Поэтому социальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме  с о ц и а л ь н о г о     п а р т н е р с т в а,  которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «об щественного договора» в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласованные акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном партнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др.). 23. Планирование и прогнозирование.

24. Теории внешней торговли. Принцип сравнительных издержек и теория

Теории внешней торговли.

Меркантилизм.

Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен,Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Основные положения:

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита

Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества:

климат;

территория;

ресурсы.

Приобретённые преимущества:

технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо

Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам, даже если абсолютные издержки производства и сукна, и вина в Португалии ниже, чем в Англии.

Теория Хекшера-Олина

Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования:

у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора;

существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Парадокс Леонтьева

Суть парадокса состояла в том, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться.

Жизненный цикл товара

Некоторые виды продукции проходят цикл, состоящий из пяти этапов:

разработка товара. Компания находит и воплощает в жизнь новую идею товара . В это время объём продаж равен нулю, затраты растут.

выведение товара на рынок. Прибыль отсутствует из-за высоких расходов на маркетинговые мероприятия, медленно растет объём продаж

быстрое завоевание рынка, увеличение прибыли

зрелость. Рост объёма продаж замедляется, так как основная масса потребителей уже привлечена. Уровень прибыли остается неизменным или снижается из-за увеличения расходов на маркетинговые мероприятия по защите товара от конкуренции

упадок. Спад объёма продаж и сокращение прибыли.

Теория Майкла Портера

Данная теория вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с точки зрения Портера, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности. В основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (то есть в стимулировании производства инноваций). Государственные меры для поддержания конкурентоспособности:

воздействие правительства на факторные условия;

воздействие правительства на условия спроса;

воздействие правительства на родственные и поддерживающие отрасли;

воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм.

Теорема Рыбчинского

Теорема заключается в утверждении, что, если величина одного из двух факторов производства растет, то для поддержания постоянства цен на товары и факторы необходимо увеличить производство той продукции, в которой интенсивно используется этот возросший фактор, и снизить производство остальной продукции, интенсивно использующей фиксированный фактор. Для того чтобы цены на товары оставались постоянными, неизменными должны быть цены на факторы производства. Цены на факторы производства могут оставаться постоянными только в том случае, когда отношение факторов, используемых в двух отраслях, остается постоянным. В случае роста одного фактора такое может иметь место только при увеличении производства в той отрасли, в которой интенсивно применяется этот фактор, и сокращении производства в другой отрасли, что приведет к высвобождению фиксированного фактора, который станет доступен для использования вместе с растущим фактором в расширяющейся отрасли.

Теория Самуэльсона и Столпера

В середине XX в. (1948 г.) американские экономисты П. Самуэльсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера — Олина, представив, что в случае однородности факторов производства, идентичности техники, совершенной конкуренции и полной мобильности товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы основывают свою концепцию на модели Рикардо с дополнениями Хекшера и Олина и рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как средство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.