logo search
Shpory_po_istorii_ekonomicheskih_ucheny

4.Экономическ программы аграриев Древнего Рима.

Эк-ка Др. Рима базировалась на тех же формах рабства, что и экономика Др. Греции («античное рабство»). В Риме большее распространение получили крупные аграрные хозяйственные комплексы (латифундии), основанные на рабском труде, большее значение имела проблема организации труда сельскохозяйственных рабов. Древнеримские исследовали вопросы рационализации хозяйства, особенно в рамках латифундий. В произведениях римского писателя и государственного деятеля Катона Старшего отразились условия переходной для Рима эпохи III—II веков до н э , когда римское государство начинает превращаться в мировую державу, приток рабов резко возрастает в результате успешных войн. Катон подчеркивает преимущества натурального хозяйства.С распространением рабства и усилением эксплуатации рабов затраты на производство продукции снижались, и мелкие хозяева вытеснялись. Не выдерживая конкуренции, они разорялись. При этом происходило ослабление социальной базы римского государства, так как мелкие свободные землевладельцы составляли ударную силу армии. Ослабление же армии вело к уменьшению притока рабов. Попытка выхода из обострив­шегося во второй половине II в. до н. э. кризиса была предпри­нята в ходе широкого демократического движения, которое возглавили братья Гракхи. В ходе реформ Гракхи предполагали ограничить размер частных земельных владений, а все земли сверх установленного максимума вернуть обнищавшим свобод­ным гражданам. Ожесточенное сопротивление богатых рабов­ладельцев не позволило демок­ратическим слоям населения воспользоваться плодами начав­шихся реформ: сами реформаторы были убиты, а их преобра­зования постепенно ликвидированы. Гракхи пытались сделать мелкое хозяйство свободных крестьян основой экономической систе­мы страны, когда уже утвердилось крупное рабовла­дельческое хозяйство. Рабовладельцы же считали рабов не более чем «говорящими орудиями».

С начала I в. до н. э. армия начина­ет формироваться из наемников, которые в случае успешного завершения войн наделялись землей и рабами. Солдаты стали воевать в качестве потенциальных соб­ственников, судьба которых зависит от удачливости их воен­ного вождя; власть военных руководителей резко усилилась, традиции республиканской государственности ослабели, после ряда политических кризисов и граждан­ских войн, произошел переход к монархической форме прав­ления.Начавшийся в I в. н. э. общий кризис раб-ого способа производства способствовал вначале активизации эко­номической мысли. Обостряется внимание к проблемам эффективности раб-ого аграрного хозяйства. Некоторые авторы видели причину кризисных явлений в недостатках от­дельных форм хозяйствования; так, Плиний Старший считал, что «латифундии погубили Италию». Падение производительности труда рабов делало хозяйство рентабельным лишь при его огромных размерах и самообеспеченности основными продуктами.

Во второй половине I в. н. э. развернулась дискуссия о пу­тях повышения доходности хозяйств. Плиний и ряд других ис­следователей считали, что хорошая обработка земли и интенсификация хозяйства ведут к убыткам. Л.Колумелла, отражавший взгляды рабов­ладельцев, стремившихся к росту доходов за счет максималь­ной мобилизации еще оставшихся резервов рабовладельческого хозяйства. К числу этих резервов, по мнению Колумеллы, от­носилось улучшение форм организации и управления хозяй­ством в имениях; предлагались меры по стимулированию тру­да рабов, организации соревнования между ними. Колумелла призывал отказаться от практики назначения управляющих из числа рабов, он доказывал, что доходность имений может быть повышена лишь под руководством самих хозяев, которым сле­дует оставить праздное времяпрепровождение в городах и не проматывать богатство, а посвятить себя труду по его прира­щению. С III века, кризис рабовладельческого хозяйства становится все более глубоким и необратимым. Эф-сть произ-ва резко снижается, политические потрясения сле­дуют одно за другим. В экономике нарастают тенденции натурализации, что ведет к хозяйственному обособлению регионов, сепаратизму и к распаду государства.