logo search
В редакцию 2 вариант

5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда

Уровень и качество жизни населения зависит, в первую очередь, от величины доходов и их распределения между различными слоями общества.

Доход – это сумма денежных средств, получаемая в определенные период времени и предназначаемая для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Различают: номинальный, располагаемы и реальный доходы.

Номинальный доход – это вся сумма денежных доходов, поступающая в личное распоряжение получателя и не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход – представляет собой то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Уровень реального дохода зависит от величины номинального дохода, уровня налогообложения и уровня цен.

Основные каналы поступления доходов:

В структуре национального дохода (показатель благосостояния граждан) главенствующая роль принадлежит заработной плате.

Заработная платаэто совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время (в соответствии со ст. 57 Трудового кодекса РБ).

Заработная плата является основным источником благосостояния населения, средством формирования платежеспособного спроса населения, главным стимулом развития производства.

Основные функции заработной платы:

  1. воспроизводственная – обеспечение работника необходимыми благами для воспроизводства его способности к труду;

  2. стимулирующая – поддержание зависимости размера заработной планы работника от его вклада;

  3. распределительная – распределение средств на оплату труда и фонда потребления между наемными работниками и собственниками средств производства.

Различают номинальную, реальную и среднюю заработную плату.

Номинальная заработная плата это сумма денежных средств, получаемых работником за результаты его труда. Она характеризует уровень оплаты труда в принятых денежных единицах. Номинальная заработная плата не учитывает изменения потребительских цен.

Динамику номинальной среднемесячной заработной платы в Республике Беларусь за период 2000-2005 года отражает таблица 5.1.

Таблица 5.1.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников по отраслям экономики (тыс. руб.)

20003

2003

2004

2005

Промышленность

70,9

276,7

375,7

513,0

Сельское хозяйство

36,8

139,6

201,5

283,5

Строительство

74,7

310,9

432,0

590,2

Транспорт

63,9

283,3

389,5

557,4

Связь

68

294,3

408,5

545,2

Торговля и общественное питание

47,3

185,4

258,5

367,9

Материально-техническое снабжение

62

253,9

361,6

499,9

Информационно-вычислительное обслуживание

71,1

337,1

466,0

670,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

52,6

246,6

342,5

464,5

Здравоохранение, физкультура и соц. обеспечение

45,2

223,9

307,3

418,3

Образование

44,9

215,2

291,3

398,4

Культура

38,5

197,4

271,1

373,3

искусство

40,5

204,2

293,8

408,1

Наука и научное обслуживание

74

336,8

456,7

603,6

Источник: Краткий статистический сборник «Республика Беларусь в цифрах 2006». Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. – Мн., 2006.

Реальная заработная плата представляет собой совокупность материальных благ и услуг, которые работники могут приобрести на получаемую ими сумму заработной платы при данном уровне цен на товары и услуги. Размер реальной заработной платы отражает фактическую покупательскую способность. Чем выше цена на потребительские товары и услуги, тем меньше можно купить на выплаченную работнику заработную плату, тем ниже уровень удовлетворения его потребностей и больше разрыв между номинальной и реальной заработной платой. Чем ниже цены на предметы потребления и услуги, тем больше товаров можно приобрести на выплаченную работнику денежную плату и тем выше реальная заработная плата.

Реальная заработная плата в Республике Беларусь имеет положительную динамику, что отражает таблица 5.2.

Таблица 5.2.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (%)

Годы

Предыдущий год = 100

2000

113,8

2001

128,1

2002

104,0

2003

100,7

2004

109,3

2005

115,8

Средняя заработная плата подразделяется на виды (рис. 5.1.)

где ЗПН – заработная плата, начисленная за отчетный месяц;

КЧЧ – количество человеко-часов;

КЧД – количество человеко-дней;

ФЗП – фонд заработной платы за месяц, квартал, год;

Сс – среднесписочная численность работников.

Формирование оплаты труда включает в себя следующие элементы:

  1. переговорный процесс между работодателями и представителями рабочих (соглашение, коллективный договор, трудовой договор);

  2. совокупность государственных гарантий, обеспечивающих защиту заработной платы от негативных процессов в экономике (установление минимальной заработной платы, тарифная система, индексация);

  3. налоговый механизм (решение бюджетных проблем с помощью налогов отчисляемых в бюджет из заработной платы, сокращение дифференциации в доходах населения за счет ставок подоходного налога);

  4. отчетность об уровне и динамике оплаты труда.

Минимальная заработная платагосударственный минимальный обязательный размер денежных и (или) натуральных выплат работнику нанимателем в течение месяца за работу в нормальных условиях при соблюдении установленной Трудовым кодексом продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда (в соответствии со ст. 59 Трудового кодекса РБ).

В состав минимальной заработной платы не входят доплаты, надбавки, премии и другие компенсационные и поощрительные выплаты.

Размер минимальной заработной платы определяется исходя из минимального потребительского бюджета, показателей бюджета РБ, а также уровня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местного бюджетов и устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Ранее минимальная заработная плата использовалась для установления размеров пособий по социальному страхованию, для установления размеров штрафов и т.д.. Декретом Президента Республики Беларусь от 15 февраля 2002 года № 3 «О некоторых вопросах регулирования минимальной заработной платы» установлено, что минимальная заработная плата применяется исключительно в сфере трудовых отношений и обеспечивает социальную защиту работника.

Обязанностью всех нанимателей является обеспечение гарантированного законом минимальной заработной платы труда работников. В коллективных договорах, соглашениях (кроме тех, стороной которых является организация, финансируемая из бюджета и пользующаяся государственными дотациями) может предусматриваться более высокий размер минимальной заработной платы.

Минимальный потребительский бюджет представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.

Величина минимального потребительского бюджета используется как социальный норматив для прогнозирования изменений условий жизни населения; усиления социальной защиты и поддержки наименее защищенных слоев населения; определения минимальных размеров заработной платы и т.д.

Бюджеты разрабатываются для разных социально-демографических групп, в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава.

Наиболее важной частью минимальных потребительских бюджетов является «продовольственная корзинка», при формировании которой рассчитывается энергетическая и биологическая ценность продуктов питания для различных контингентов населения. Отправной точкой этих расчетов служит расчет физиологической потребности людей в пище и энергии. Денежную величину минимального потребительского бюджета в Республике Беларусь за период 2000-2005 годов, а также соотношение номинальной среднемесячной начисленной заработной платы и МПБ отражает таблица 5.3.

Таблица 5.3.

Номинальная начисленная заработная плата работников и минимальный потребительский бюджет

Годы

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, тыс.руб.

Минимальный потребительский бюджет4, тыс.руб.

Соотношение номинальной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета,

в процентах

2000

58,9

46,7

126

2001

123

82,9

148,4

2002

189,2

129,3

146,4

2003

250,7

168,3

149

2004

347,5

201,5

172,5

2005

469,4

229,3

204,7

Еще одной мерой государственной защиты доходов населения является индексация заработной платы.

Индексация представляет собой корректировку величины не носящих единовременного характера доходов физических лиц в денежных единицах Республики Беларусь, выплачиваемых из бюджетных источников с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Механизм индексации установлен и регулируется Законом Республики Беларусь «Об индексации доходов населения с учетом инфляции». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.1999 № 26/55, а также Инструкцией Министерства труда и Министерства финансов Республики Беларусь от 18.03 1999 1. № 26/66 «О порядке индексации доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги».

Индексация заработной платы осуществляется в соответствии с установленным нормативом индексации и величиной роста индекса потребительских цен. Причем индексация проводится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5%-й порог.

Расходы по индексации полностью относятся на фонд заработной платы. Индекс потребительских цен исчисляется органами статистики на основе изменения цен на группы товаров и услуг, включенных в состав минимального потребительского бюджета. Выплаты индексированного дохода производятся ежемесячно, одновременно с выплатой заработной платы.

По решению Правительства индексация может заменяться одноразовыми пересмотрами размеров оплаты труда, пенсий, социальных пособий и других выплат или применяться в совокупности с этими мерами.

Индексация заработной платы предусматривается также и в случае задержки выплат заработной платы. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь от 30.08.1996 г. № 344 «О своевременной выплате заработной платы, пенсий, стипендий и пособий». Согласно Указу, в случае задержки выплат заработной платы она индексируется в соответствии с индексом потребительских цен, публикуемым в периодической печати Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.