logo search
Лекции для экзамена

Ценообразование на продукцию сельского хозяйства

Пока сохраняется деление методов ценообразования на преимущественно рыночные и преимущественно затратные.

В основе затратных – издержки.

В основе рыночных – соотношение спроса и предложения.

Однако ценообразование, основанное на одном методе, является «пассивным». Следует учитывать и затраты, и рыночную конъюнктуру.

Рассмотрим затратный метод, называемый «издержки плюс уровень рентабельности». Предприятие определяет свои издержки на производство и реализацию единицы конкретного сельскохозяйственного продукта и желаемый, но вполне реальный уровень рентабельности. Например, полная себестоимость 320 руб./ц., желаемая доля прибыли 30%. Цена в этом случае 416 руб., т.е. (320 + 320*30:100). Проверить *100=30%.

Другой затратный метод несколько сложнее, поскольку надо учитывать объем реализации и ожидаемый размер прибыли. Например, ставится цель от реализации 4 тыс. ц. продукции получить прибыль 300 тыс. руб. Затраты на производство и сбыт продукции 900 тыс. руб. Цена в этом случае равна 300 руб. (300+900):4. Этот метод назван расчетом цены на основе «безубыточности отрасли и получения целевой прибыли». Он предполагает также деление издержек на постоянные и переменные.

Для определения безубыточности теория предлагает графический подход, алгебраический подход, и расчет на основе маржинальной прибыли (дохода).

Маржинальная прибыль (или доход) включает прибыль от реализации и постоянные издержки.

Преимущественно рыночные методы ценообразования

    1. на основе потребительской ценности товара, т.е. на основе восприятия этого товара потребителем;

    2. путем ориентации на уровень текущих рыночных цен;

    3. на основе закрытых торгов (тендеров).