4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
Международная торговля. Основываясь на принципах либерализма, Д. Рикардо развивает теорию международной торговли Смита. Он сформулировалтеорию сравнительных преимуществ во внешней торговле, в которую концепция Смита вошла как частный случай. Д. Рикардо одним из первых экономистов показал, что международная торговля имеет специфику, значительно отличающую ее от внутренней торговли. Если в последней обмен направляется тенденцией к выравниванию нормы прибыли, то международная торговля определяетсяотносительными преимуществами (сравнительными издержками)и являетсявзаимовыгодной. Рикардо доказывает выгодность международной торговли на основе сопоставлениясравнительных издержек, ане абсолютных преимуществ, как полагал Смит. Не обязательно, чтобы страна имелаабсолютное преимуществопо данному товару, то есть, чтобы затраты на производство единицы этого товара были меньше, чем за границей. Достаточно, чтобы она имеласравнительное преимущество, то есть, чтобы по данному товару соотношение ее затрат с затратами других стран было более благоприятно для нее, чем по другим товарам.
Теория Д. Рикардо вошла в историю как «классическая» основа экономического учения о международной торговле, поэтому рассмотрим ее на примере. Рикардо для упрощения рассматривал две страны – Англию и Португалию и два товара – вино и сукно. Издержки производства он условно измерял рабочим временем.
В Англии для производства определенного количества вина требуется 120 человек и определенного количества сукна – 100 человек, в Португалии для такого же количества вина – 80 человек и сукна – 90 человек. Абсолютное преимущество по обоим товарам принадлежит Португалии. Но если рассчитывать сравнительные преимущества, то получим следующие затраты в этих странах.
В Англии: 1 ед. вина = 120/100 ед. сукна = 1,2 ед. сукна;
1 ед. сукна = 100/120 ед. вина = 0,83 ед. вина.
В Португалии: 1 ед. вина = 80/90 ед. сукна = 0,88 ед. сукна;
1 ед. сукна = 90/80 ед. вина = 1,25 ед. вина.
Следовательно, если Англия будет экспортировать свое сукно в Португалию, она получит за 1 ед. сукна 1,25 ед. вина вместо 0,83 ед. вина, производимого у себя. А Португалия за 1 ед. вина получит в Англии 1,2 ед. сукна вместо 0,88 ед. сукна отечественного производства.
Принцип сравнительного преимущества Д. Рикардо гласит: если каждый район специализируется на тех продуктах, в производстве которых он обладает наибольшей относительной эффективностью, то торговля будет взаимовыгодной для обеих сторон, независимо оттого, что один из них может быть более развитым, чем другой. Реальная заработная плата повысится в обеих странах, так как страны получают более дешевые импортные товары по сравнению с их производством внутри страны.
Для этого внешняя торговля должна быть свободной. «При системе полной свободы международной торговли каждая страна, естественно, затрачивает свой капитал и труд на такие отрасли промышленности, которые доставляют ей наибольшие выгоды. Это преследование индивидуальной выгоды... приводит к самому эффективному и наиболее экономному разделению труда между разными нациями. Увеличивая общую массу продуктов, он увеличивает всеобщее благополучие… Именно этот принцип определяет, что хлеб должен возделываться в Америке и Польше, а различные металлические изделия должны изготавливаться в Англии». Запретительный тариф отнюдь не помогает охраняемому фактору и не способствует эффективности экономики. Напротив, он ведет к снижению реальной заработной платы, так как вызовет удорожание импортных товаров и понижение производительности во всем мире из-за отклонения от наиболее эффективной структуры, определяемой специализацией и разделением труда.
В теоретическом анализе Д. Рикардо исходил из того, что в международной торговле не происходит выравнивания оплаты труда, в отличие от внутренней торговли. Относительное преимущество учитывает не только различие в производительности, но и различия в оплате труда. Рикардо первым отметил, что если одна страна обладает абсолютным преимуществом и по одному и по другому товару по сравнению с другой страной, то взаимовыгодная торговля между этим странами возможна, если номинальные ставки заработной платы в первой стране выше, чем во второй, и обмен в этом случае зависит от фактической разницы в оплате труда.
Этот вывод Рикардо имеет важное практическое значение. Он показывает, что если высокий уровень заработной платы в стране является результатом более высокой эффективности, то он совместим с высокой конкурентоспособностью во внешней торговле. Кроме того, меньшая эффективность производства в стране не мешает ей конкурировать с зарубежными производителями. Всегда найдется такое обменное соотношение с иностранными валютами, при котором она сможет выгодно экспортировать товары, по которым ее сравнительное отставание меньше, импортируя другие товары, по которым ее отставание больше.
Деньги и денежное обращение. Вопросы денег и денежного обращения также занимали важное место в учении Д. Рикардо. Теория денег Д. Рикардо отличается двойственностью. С одной стороны, он положил в ее основутеориютрудовой стоимости. Для оценки стоимости товаров необходимо иметь некий неизменный стандарт стоимости. Таким стандартом или мерой ценности является золото. Деньги, в качестве которых выступает золото, по мнению Рикардо, - это товар, стоимость которого, «как и стоимость других товаров, определяется количеством труда, необходимого для их производства и доставки на рынок». Рассматривая цены товаров как выражение их стоимости в деньгах, он пришел к выводу, чтопри данной стоимости денегих количество в обращении зависит от суммы товарных цен.
С другой стороны, Д. Рикардо – сторонник количественной теории денег, в соответствии с которой стоимость денег устанавливается в процессе обращения и зависит от их количества. Он исходил из того, что в стране может обращаться любое количество так или иначе поступившего туда золота. В процессе обращения совокупная масса товаров противостоит всему количеству денег. Соотношение этих величин и определяет уровень цен и стоимость денег. Если количество золотых денег по каким-либо причинам возросло, это вызывает, при прочих равных условиях, повышение цен и обесценение денег.И наоборот. Таким образом Рикардо фактически отказался от определения стоимости денег затратами труда и определял стоимость денег их количеством.
На основе количественной теории денег Рикардо пытался объяснить также закономерности международного движения золота и автоматическоерегулирование платежных балансов. Зависимость уровня цен от количества денег, приводит, по Рикардо, к движению золота между странами. Он указывал, что излишек или недостаток денег в стране регулируется черезвнешнюю торговлю. Так, если количество денег в стране увеличивается, в ней повышаются товарные цены и становится выгодно ввозить товары из-за границы. В торговом балансе образуется дефицит, который приходится покрывать золотом. Золото уходит из страны, цены понижаются, приток иностранных товаров приостанавливается, и все приходит в равновесие.
Таким образом, золото наилучшим образом распределяется между странами. Отсюда Рикардо делал выводы в пользу свободы торговли. «Нечего беспокоится, - писал он, - если ввоз товаров превышает вывоз и золото уходит из страны». Это вовсе не основание для ограничения ввоза товаров. Просто в стране слишком много золота и высокие цены. Свободный импорт помогает их понизить и все привести в равновесие. Эта теория Д. Рикардо приуменьшала противоречия и конфликты, с которыми связано функционирование международных экономических отношений. Тем не менее, труды Д. Рикардо продвинули вперед исследование конкретных проблем денег, внешней торговли, валютных отношений.
Д. Рикардо выступал за устойчивое денежное обращение. Рикардо рассматривал деньги кактехническое средство обмена. Он считал, что базой всей денежной системы является золото. Значительная трудоемкость добычи этого металла делает золото весьма ценным товаром. Однако Рикардо считал использование золота в качестве средства обращения нежелательным, так как обращение золотых монет обходится обществу значительно дороже, чем обращение бумажных денег.
Бумажные деньги, в отличие от золота, не имеют никакой внутренней ценности. Из этого следует, что ценность бумажных денег зависит только от количества их в обращении. «Поэтому в каждом государстве выпуск бумажных денег должен подчиняться известным ограничениям и контролю. И трудно указать лучшее средство для достижения этой цели, чем обязанность тех, кто выпускает бумажные деньги, платить за каждый предъявленный билет золотом, в монете или в слитках». Рикардо рекомендовалсистему бумажно-денежного обращениясо свободнымразменом бумажных знаков на золото. Такая система, доказывал он, обеспечит устойчивость денежного обращения и избавит общество от бесполезных затрат из-за обращения золотой монеты.
Теоретические позиции Д. Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для золотомонетного стандарта, согласно которому оговоренное законом количество золота в отчеканенной монете подлежит свободному и гарантированному размену на бумажные деньги.Система монометаллизма, илисистема золотого стандарта, означающего закрепление за золотом монопольной роли денег, установилась в Англии в концеXVIIIв., а в 1816 г. была законодательно подкреплена. Рикардо был свидетелем паники 1797 г., когда стоимость банкнот Английского банка резко упала, а стоимость слитков золота резко возросла. Он показал, что единственной причиной этого был чрезмерный выпуск банкнот. Золото уходит за границу из-за обесценения банкнот, поэтому надоне запрещатьвывоз золота, ауменьшить общее количествоказначейских билетов. Постепенно их стоимость сравняется с ценой золота.
Теория воспроизводства. В теории воспроизводства Д. Рикардопризнавал «закон рынков» Сэя, то есть его утверждение о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости.
Рикардо отказался от взгляда Смита о складывании стоимости из доходов. Наоборот, она распадается на доходы. Но вслед за Смитом Рикардо при анализе воспроизводства опускал постоянный капитал, приравнивая стоимость общественного продукта к сумме доходов. Такой подход позволял сделать вывод о возможности полной реализацииобщественного продукта.
Он исходил из единства купли-продажи, утверждая, чтоза продажей следует покупка. Эта идея была взята имиз теории Ж.Б. Сэя, в соответствии с которой общий кризис перепроизводства невозможен.
С точки зрения Рикардо при капитализме возможно частичное перепроизводство, то есть отдельный товар может быть произведен в излишнем количестве, но общего перепроизводства не может быть. Капиталистическое производство направлено на удовлетворение потребностей. Поэтому кроме падения нормы прибыли, никаких границ для роста производства и расширения спроса не существует.
Исследуя закономерности экономического развития общества, в котором господствуют принципы свободной конкуренции и свободы торговли, Рикардо не мог предвидеть того, что в условиях экономического либерализма неизбежно возникают кризисы перепроизводства. При жизни Рикардо подобные кризисы не наблюдались. Впервые кризис перепроизводства произошел в 1825 г. в Англии, и затем кризисы повторялись через определенно количество времени.
Вместе с тем, как утверждает М. Блауг, экономисты-классики - последователи Д. Рикардо «знали о периодических кризисах, явились свидетелями кризисов 1825, 1836 и 1847 гг., и каждый из них понимал, что экономика свободного предпринимательства подвержена колебаниям деловой активности». Однако заключает ученый, «скорее они развивали мысль, что экономика совершенной конкуренции всегда тяготеет к полной занятости. Депрессия не может тянуться бесконечно, посколькупредложение формирует спросна микро- и макроэкономическом уровнях через автоматическую коррекцию цен и процентной ставки».
Учение Д. Рикардо было популярно и оказало большое влияние на последующее развитие экономической науки. Теоретические взгляды Рикардо нашли применение в области экономической политики. Как пишет Блауг, «ведущие периодические издания и даже сама Британская энциклопедия попали в руки последователей Рикардо; популярная литература вторила идеям Рикардо, и парламент все больше уступал предложениям Рикардо в области экономической политики, труды Рикардо помогли превратить свободную торговлю в популярную цель британской политики».
В то же время, научные взгляды Д. Рикардо легли в основу английского утопического социализма, который критиковал капитализм и требовал отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения и потребления, обосновывал социалистическое учение.
В целом в истории экономической мысли Д. Рикардо является столь же величественной фигурой, как и Адам Смит. По мнению М. Блауга, «Богатство народов» Смита содержит больше существенных обобщений, касающихся функционирования экономических систем. Зато «Начала…» Рикардо заложили основу модельного подхода к построению экономической теории. В качестве строгого и последовательного теоретика, способного получать неочевидные заключения из анализа предложенных им сравнительно простых моделей, Д. Рикардо до сих пор не имеет себе равных среди других экономистов. От поиска внешних сил или обращений к власти, основоположники классической политической экономии А. Смит и Д. Рикардо приступили к выявлению внутренних причин, лежащих в основе функционирования рыночной экономики. Положения и выводы, к которым пришли «классики», получили более полное и детальное раскрытие в трудах их последователей и оппонентов.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель