Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
При проведении маржинального анализа осуществляется оценка:
величины маржинальной прибыли и ценового коэффициента;
точки безубыточности в денежном и натуральном выражении;
запаса финансовой прочности в денежном и натуральном, абсолютном и относительном выражении;
величины операционного рычага;
факторов, повлиявших на изменение указанных величин.
Разность между выручкой от продаж и переменными затратами характеризует маржинальную прибыль.
Наличие и рост маржинальной прибыли положительно характеризует деятельность организации и свидетельствует о потенциальной возможности организации получать прибыль от реализации продукции.
Для получения общей характеристики ценовой политики организации рассчитывается ценовой коэффициент, называемый также нормой маржинальной прибыли:
Значение ценового коэффициента не зависит от объема производства и реализации и определяется уровнем цен на реализуемую продукцию и переменную составляющую затрат.
Величина ценового коэффициента определяется следующими факторами:
ценой на реализуемую продукцию;
ценой на сырье, материалы и прочие элементы переменных затрат («стоимость» переменных затрат);
номенклатурой реализуемой продукции (что в конечном счете также выражается в изменении соотношений цен реализации и переменных затрат на производство продукции);
изменением технологии производства продукции (что в конечном счете также выражается в изменении соотношений цен реализации и переменных затрат на производство продукции).
Точка безубыточности (порог рентабельности продаж) показывает количество продукции, при котором организация покрывает все свои расходы, при этом сумма прибыли равна 0. Выше точки безубыточности зона прибыли, ниже – зона убытков.
Точка безубыточности в денежном выражении определяется следующим образом:
при условии, что маржинальная прибыль > 0 или выручка от реализации – переменные затраты > 0.
Точка безубыточности в натуральных единицах:
При прочих равных условиях снижение точки безубыточности является характеризует успешную работы организации.
Чтобы определить, насколько близко организация подошла к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от расчетной величины точки безубыточности.
, где
В – фактическая выручка от реализации за период.
Запас финансовой прочности показывает, на сколько процентов может быть снижен объем реализации для сохранения безубыточного уровня работы (либо на сколько процентов необходимо увеличить объем реализации для достижения безубыточного уровня работы).
Запас финансовой прочности определяется как отношение абсолютного отклонения от точки безубыточности к фактической величине выручки от реализации.
Запас финансовой прочности можно найти по количественным показателям:
Чем выше запас прочности, тем устойчивее положение организации с точки зрения прибыльности, тем меньше стоит опасаться негативных изменений рынка: падения объема продаж. Запас финансовой прочности не зависит от изменения масштабов деятельности организации и позволяет сравнивать организации с различными объемами продаж и оценивать эффективность их деятельности.
На величину запаса финансовой прочности оказывают влияние три фактора:
выручка от реализации продукции (работ, услуг);
величина постоянных затрат;
значение ценового коэффициента.
Если выручку представить как произведение цены продаж единицы изделия и количества проданных единиц, a переменные затраты пересчитать на единицу изделия, то получим развернутое уравнение
, где
Зпост – постоянные затраты на весь объем производства;
Зперед – переменные затраты в расчете на единицу изделия.
Это уравнение является основным для получения необходимых оценок.
1. Расчет критического объема производства:
, где
qкр – критический объем производства продукции (количество единиц изделий);
МПед – маржинальная прибыль на единицу изделия, руб.
2. Расчет критического уровня постоянных затрат.
Для расчета используется исходная формула выручки в критической точке:
отсюда имеем
3. Расчет критической цены реализации.
Цена реализации определяется исходя из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат в расчете на единицу изделия.
или
откуда
Если известно соотношение маржинальной прибыли и выручки (или маржинальной прибыли на единицу изделия и цены изделия), то минимальную цену изделия можно определить следующим образом:
4. Расчет критической выручки от реализации.
В процессе принятия управленческих решений важно знать не только критическую цену реализации, но и выручку, соответствующую точке безубыточности, или критическую выручку. При этом существует несколько способов определения величины критической выручки.
Если известны постоянные затраты, цена реализации продукции, ставка переменных затрат, то величина критической выручки определяется:
Если известны данные о величине постоянных затрат, цене реализации и величине маржинальной выручки на единицу продукции, то критическая выручка может быть рассчитана по формуле:
Если известны маржинальная прибыль, фактическая выручка, величина постоянных затрат, то критическая выручка может быть определена по формуле:
Если задана величина прибыли, которую организация запланировало в бизнес-плане, постоянные затраты, ставка переменных затрат, цена реализации единицы продукции, то для расчета величины выручки, при которой организация получит запланированную прибыль, воспользуемся формулой:
5. Расчет планового объема продаж для заданной суммы плановой (ожидаемой) прибыли.
Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма расчетной (желаемой) суммы прибыли, то объем продаж определяется по следующей формуле:
, где
qпл – объем продаж, обеспечивающих получение плановой суммы прибыли;
Ппл – плановая сумма прибыли.
После прохождения точки безубыточности организация на каждую дополнительно реализованную единицу продукции имеет, приходящуюся на нее прибыль. Соответственно увеличивается и величина общей прибыли (массы прибыли) организации, которая может быть рассчитана по формуле.
, где
П – прибыль, руб.;
q – общее количество реализованной продукции, единиц;
МП – маржинальная прибыль, руб.;
qр – количество продукции, реализованное после прохождения порога рентабельности, единиц.
Важно отметить, что рассматриваемые расчеты проводятся:
если организация реализует одно изделие, выручка от продаж которого покрывает все постоянные затраты;
по какому-то одному виду продукции или проекту выпуска продукции.
- Содержание тем программы
- Тема 1. Экономический анализ в системе управления организацией
- Теоретический материал темы 1 Предмет и объект экономического анализа
- Виды экономического анализа
- Этапы проведения экономического анализа
- Тема 2. Методология экономического анализа.
- Теоретический материал темы 2 Принципы экономического анализа
- Виды показателей, используемых в экономическом анализе
- Методы экономического анализа
- Традиционные методы экономического анализа
- Статистические и эвристические методы в экономическом анализе
- Методы детерминированного факторного анализа
- Общая характеристика зависимостей результативных и факторных показателей
- Методы прогнозирования в экономическом анализе
- Тема 3. Анализ производства и реализации продукции
- Анализ емкости и доли рынка организации
- Система показателей объемов производства и продаж
- Анализ ассортимента продукции
- Анализ качества и конкурентоспособности продукции
- Тема 4. Анализ основных средств
- Теоретический материал темы 4 Анализ состояния основных средств
- Анализ эффективности использования основных средств
- Факторный анализ фондоотдачи
- Анализ использования производственных мощностей
- Тема 5. Анализ материальных ресурсов
- Теоретический материал темы 5 Анализ обеспеченности материальными ресурсами
- Анализ эффективности использования материальных ресурсов
- Тема 6. Анализ трудовых ресурсов
- Теоретический материал темы 6 Анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами
- Анализ использования рабочего времени
- Анализ производительности труда
- Анализ фонда заработной платы
- Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности организации
- Теоретический материал темы 7 Анализ доходов и расходов организации
- Анализ себестоимости продукции
- Анализ прибыли организации
- Анализ деловой активности организации
- Анализ рентабельности деятельности организации
- 1. Рентабельность реализованной продукции:
- 2. Рентабельность активов (имущества):
- 3. Рентабельность собственного капитала:
- 4. Рентабельность инвестиций:
- 5. Рентабельность продаж:
- Тема 8. Основы маржинального анализа
- Теоретический материал темы 8 Анализ взаимосвязи затрат и объема реализации
- Анализ маржинальной прибыли, порога рентабельности и запаса финансовой прочности
- Анализ эффекта операционного рычага
- Тема 9. Основы инвестиционного анализа
- Методы оценки эффективности капитальных вложений
- Анализ эффективности капитальных вложений
- Тема 10. Анализ имущественного потенциала организации
- Аналитический баланс
- Анализ структуры и динамики активов
- Анализ структуры и динамики пассивов
- Аналитический балансТема 11. Анализ ликвидности и финансовой устойчивости организации
- Анализ ликвидности баланса
- Коэффициентный анализ ликвидности и платёжеспособности
- Коэффициентный анализ финансовой устойчивости организации
- Список рекомендуемой литературы