4.4. Малое и среднее предпринимательство
Практика показывает, что устойчивость доходов книжного бизнеса и сравнительно небольшая капиталоемкость привлекают инвесторов и начинающих предпринимателей, капитала которых достаточно для создания фирмы малого или среднего масштаба.
Малые предприятия (МП) обеспечивают создание в экономике новых рабочих мест, внедрение новых товаров и услуг, удовлетворение нужд крупных предприятий в отдельных операциях, которые невыгодно развивать в большом масштабе и которые требуют узкой специализации. В Западной Европе, США и Японии малый бизнес приобрел огромное экономическое и социальное значение, обеспечивает 2/3 прироста новых рабочих мест. Малые и средние фирмы США производят свыше 40% валового национального продукта, в том числе в оптовой торговле – 80% и сфере обслуживания – 81%, на этих фирмах работает половина всех работников, занятых в частном секторе.
Главный недостаток МП – невозможность достичь экономии, т.е. обеспечить уменьшение себестоимости за счет роста масштаба сбыта и закупок товаров, чувствительность к изменению внешних условий, зависимость от крупных фирм. Крупные фирмы выигрывают именно на экономии от снижения себестоимости. Но достигаемый эффект обусловлен простотой управления и организации МП. Западный опыт показывает, что 80% МП живут менее трех лет после своего создания, причем выживаемость в производстве больше, чем в торговле, т.е. для малого бизнеса характерна большая степень риска. Предпринимателю в малом бизнесе трудно получить кредиты, он не может привлечь квалифицированных работников (в том числе экономистов), так как обычно не располагает для этого достаточным фондом оплаты труда. Ошибки малого предпринимателя в его бизнесе имеют гораздо более серьезные последствия, чем для крупных фирм, из-за отсутствия резервов финансовой устойчивости. По ценам на товары, аналогичным товарам крупных фирм, малый предприниматель обычно не конкурентоспособен. Большинство неудач малого бизнеса связано с менеджерской, экономической или профессиональной некомпетентностью предпринимателя.
Однако концентрация и централизация капитала, вызывающая разорение мелких и средних фирм, не ведет к ослаблению позиций МП. Они обладают уникальной воспроизводимостью, гибкостью и приспособляемостью. Можно сказать, что возможности МП по воспроизводству во столько же раз выше, чем у фирм-гигантов, во сколько устойчивость фирм-гигантов выше, чем у МП. Быстрая адаптация к местным условиям бизнеса, оперативная реакция на изменение спроса на локальном рынке, большая независимость в принятии решений и в их выполнении, низкий уровень затрат на управление и на внутренние трансакции, низкая потребность в стартовом капитале, относительно высокая оборачиваемость оборотных средств – главные преимущества малого бизнеса.
Для предпринимателя организация МП означает получение финансовой и деловой самостоятельности, для него организация собственного дела престижнее, чем работа по найму, даже если это ведет к падению личного дохода. Менталитет частного предпринимателя отличается от менталитета наемного работника: предприниматель работает «на себя», а не на «кого-то». Мелкие предприниматели составляют значительную часть среднего класса. Собственники МП более склонны к сбережениям и инвестициям, у них высокий уровень мотивации.
Статистика выживаемости малых фирм показывает, что более удачливы предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в МП. Фирмы с частой сменой руководства обречены на крах. Фирмы, во главе которых стоят несколько человек, более устойчивы, чем фирмы, полностью и бесконтрольно управляемые одним человеком. Выживаемость малых фирм связана также с размером стартового капитала: чем больше стартовый капитал, тем успешнее фирма может преодолеть критические ситуации. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе. Преуспевают те владельцы, которые не идут на большой риск, следовательно, весьма ограничены по прибыли.
Во всех развитых странах существует мощная система поддержки МП как на правительственном, так и на региональном уровне.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. «под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
-
в промышленности – 100 человек;
-
в строительстве – 100 человек;
-
на транспорте – 100 человек;
-
в сельском хозяйстве – 60 человек;
-
в научно-технической сфере – 60 человек;
-
в оптовой торговле – 50 человек;
-
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
-
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек».
В соответствии с законом к субъектам малого предпринимательства в Российской Федерации относятся:
-
Предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ);
-
Крестьянские (фермерские) хозяйства;
-
Малые предприятия (МП) – юридические лица.
Для малых предприятий Российской Федерации в целом характерны:
-
Наиболее устойчивое финансовое положение при численности 50-100 человек.
-
Ориентация на локальный рынок.
-
Рыночное поведение, основанное, главным образом, на личных связях и наработанных контактах.
-
Жесткая конкуренция между однопрофильными фирмами.
-
Пассивное маркетинговое поведение, слабое использование рекламы.
-
Большое значение личных рекомендаций при наборе персонала на малые предприятия с численностью менее 10 человек.
-
Низкий уровень образования и отсутствие специального образования у многих руководителей и менеджеров МП.
-
Уровень зарплаты работников МП в среднем обычно ниже, хотя и ненамного, уровня зарплаты работников крупных и средних фирм.
-
Доля затрат в выручке МП в среднем составляет 92% и существенно выше соответствующей доли для остальных российских предприятий (82%).
-
Для российских МП характерны лучшие финансовые результаты, чем для других российских фирм. Доля убыточных предприятий среди МП ниже, чем среди крупных и средних предприятий (КСП). Рентабельность активов МП за последние пять лет была выше, чем активов КСП, т.е. они действовали на рынке более эффективно.
-
В отличие от КСП для МП имеют большое значение внешние источники финансирования. На долю долгосрочных пассивов в заемном капитале по всем МП в 2000 г. приходилось 11,9% (в 1997 г. всего 6%). На долю срочных обязательств МП в 2000 г. приходилось 66,3% общего объема заемных средств.
-
Для МП характерно, что большая часть кредиторской задолженности приходится на долю обязательств перед поставщиками и подрядчиками, т.е. расчеты с клиентами в основном ведутся на условиях предоплаты.
-
Хотя, как показывает опыт, МП являются надежными партнерами, а с точки зрения краткосрочных займов даже более надежны, чем КСП, банки, как правило, избегают кредитовать МП. Для самих МП зачастую неприемлемы высокие ставки банковского кредита, требования по поводу залога и гарантий возврата, ограниченность срока кредитования, длительность процедуры оформления кредита. Средние предприятия получают банковские кредиты в 1,7 раз чаще, чем МП, зато МП в 1,5 раза чаще получают средства от частных лиц. Примерно 25% МП не пользуется кредитами.
-
Путем оформления МП кредита у частных лиц зачастую в легальный оборот переходят средства из теневого денежного оборота.
-
Огромную роль для МП играет коммерческий и товарный кредит поставщиков.
Для книжного бизнеса малое предпринимательство имеет системообразующее значение, так как большинство книжных фирм относится к категории МП.
Разделение производства книги на интеллектуальное и материальное производство облегчает создание малых фирм в издательском бизнесе. Дело в том, что при малом объеме количества выпускаемых изданий (менее 20) нет необходимости кооперации труда большого количества работников. Маркетинговая политика издательства-МП обычно строится на узком разделе ассортимента или на одной-двух сериях. Тиражи для снижения себестоимости и отпускной цены предпочитаются больше 5 тыс. экземпляров. Производственная и сбытовая политика строится на устойчивых связях с поставщиками полиграфических ресурсов и с крупными оптовыми и розничными фирмами. Устойчивость связей позволяет пользоваться товарным кредитом.
Опыт показывает, что для магазина с площадью торгового зала в 50 кв. м и меньше достаточно 3-4 человека, включая руководителя фирмы и продавцов. Основная проблема заключается в рациональном использовании торговой площади и учете предпочтений покупателей микрорайона, в котором расположен магазин. Для книжного магазина-МП наиболее выгодна маркетинговая стратегия с ориентацией на бестселлеры, не рекомендуется держать на полках магазина книги, не продаваемые в течение более месяца, владельцы фирмы должны следить, прежде всего, за оборачиваемостью торговой площади.
Большинство МП в книжном бизнесе относится к ООО.
На малые предприятия распространяется упрощенная система бухгалтерского учета и налогообложения, о чем будет сказано в теме 7 пособия.
Для примера рассмотрим малое предприятие издательство «Эрма», основанное в 1994 г. для издания и сбыта собрания сочинений одного известного писателя-фантаста. Помимо этого издательство выпускало и ряд других изданий. В 1996 г. были выпущены книги 20 наименований суммарным тиражом 100 тыс. экз., причем четыре изданы повторно. Для подготовки издания использовались редакторы, художники, изготовители слайдов, верстальщики на контрактной основе. Транспортные услуги предоставлялись на основе аренды. Издательство арендовало также офисное помещение в центре Москвы и складское подвальное помещение на окраине. Наибольших затрат требовала закупка бумаги (примерно 20-30% затрат на издание книги), картона, бумвинила, так как указанные материалы поставлялись на основе предоплаты. Устойчивые связи с типографией позволяли оплачивать типографские услуги в рассрочку после получения тиража. Оплата автора производилась по авторскому договору с выплатой в рассрочку фиксированной ставки авторского вознаграждения (примерно 10% стоимости тиража).
Сбытовая политика строилась на поставках в магазины и оптовые фирмы Москвы и других городов. Большое значение имел эксклюзивный характер издания, что позволяло не только диктовать отпускную цену, но поставлять часть тиража другим оптовым фирмам и небольшим издательствам на условии встречных поставок их продукции. Таким образом, достигалось расширение ассортимента до 400 наименований, увеличивалась его привлекательность для покупателей. Использовался и ряд других каналов поступления литературы. Реализация за 1996 г. достигла суммы 1,8 млн. руб. (в современном масштабе цен), причем реализация собственной продукции составляла в ней около 30%. Фирма имела свою розничную торговлю, но ее доля в доходе по сравнению с оптовой продажей не имела определяющего значения.
Оборудование фирмы включало персональный компьютер, множительный аппарат.
Финансовая политика предусматривала использование собственных ресурсов и товарного кредита. Практиковалось совместное издание ряда книг с попроцессным делением затрат (издательство А оплачивает гонорар, издательство Б обеспечивает оплату полиграфических материалов и т.д.) и разделением тиража между издателями в соответствии с их затратами. Размещение совместного тиража обуславливалось устными картельными соглашениями и соглашением об отпускной цене. Заработная плата в среднем была эквивалентна 200 у.е., вся прибыль (рентабельность по доходу – в среднем 15%) расходовалась на обслуживание краткосрочных кредитов и на увеличение собственных оборотных средств.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя