logo search
Мировая Экономика (Лекции)

Внешний долг.

Внешняя задолжность России зарубежным страна и международным организациям на начало 1996 г. составила около 120 млрд. $, что составляет менее 900 $ на душу населения. По сравнению с такими странами как Венгрия это значительно меньше (там 2000 $ на человека). Ежегодные платежи в счет этой задолжности на этот период выражался в сравнительно небольшой сумме, где-то 1,5-4 млрд. $. Это была небольшая сумма благодаря успешным переговорам по структурированию этих платежей и отсрочек. В противном случае Россия должна была выплачивать в эти годы, а именно в 1993 г. 31 млрд. $, а в 1992 г. - 16 млрд. $. Реструктуризация проводилась в основном по долгам бывшего СССР, по долгам же России выплаты производились по определенному графику, начиная с 1 января 1993 года. Долг иностранных государств перед Россией составляет значительную сумму, около 87 млрд. $ при том, что если считать только официально оформленную задолжность. Однако значительная часть стран-должников практически не осуществляла платежей, а остальные погашали задолжность по экономическим кредитам, допуская просрочки по военным кредитам, а их доля составляет 45% всего долга иностранных государств бывшему СССР. В результате вместо 10-11 млрд. $ в год, Россия получает по этим долгам не более 1,5 млрд. $, были случаи, когда она получала 2 млрд. $, но это всего 1-2 случая. Все более остро становится проблема внешнего долга в отношении России со странами ближнего зарубежья. Пик остроты этой ситуации достиг, когда в 1992-1995 гг. резко сократилось безвозмездное субсидирование, что, естественно, повлекло за собой быстрое нарастание долга перед Россией. Так переоформленная государственная задолжность государств СНГ перед Россией к началу 1995 – концу 1996 гг. составила 2,3 трлн. руб., что на тот период составляло около 5 млрд. $. При этом предусмотрена возможность погашения части задолжности передачей имущественных прав, ценных бумаг и т.п. на объекты представляющие интерес для России.

Выводы (по разделу в мировой экономике):

  1. Ведущими показателями экономического потенциала страны являются валовый внутренний продукт, национальное богатство, природные ресурсы, трудовые ресурсы и т.д. Россия, вероятно, самая щедро наделенная природными ресурсами страна мира: запасы только полезных ископаемых оценены где-то в 28,6 трлн. $. национальное богатство России характеризуется огромными производственными фондами, но сильно изношенными и с невысоким техническим уровнем. Научно-технический потенциал России сравним только с Американским, однако, он сильно связан с ВПК и к тому же сокращается из-за уменьшения численности занятых в науке и научном обслуживании и уменьшении расходов страны на НИОКР. Технический уровень и качество выпускаемой в нашей стране продукции не высоки, за исключением оружия, многих товаров двойного назначения и некоторых видов наукоемкой продукции. Трудовые ресурсы России обладают высокой по мировым стандартам квалификацией, однако, характеризуются невысокой трудовой моралью. Складывающаяся российская модель рыночного хозяйства предъявляет предпринимателям особые требования в области их отношений с государством и с их подчиненными.

  2. В последние годы происходит сокращение производимого в стране ВВП, что уменьшает экономический потенциал России. Восстановить его она сможет, вероятно, лишь после 2010-2015 года. Медленно, но меняется отраслевая структура ВВП прежде всего за счет увеличения в нем доли сферы услуг. Вероятно это самое монополизированное в мире ВВП, т.к. например, несколько сотен крупных предприятий производят более 40% промышленной продукции страны, причем некоторые из них являются абсолютными монополистами в производстве ряда товаров (пример с троллейбусным заводом). Если взять за основу не обменный курс рубля, а его покупательную способность, то ВВП России можно оценить в 0,5-0,7 трлн. $, что ставит нашу страну по этому показателю на 10-11 место в мире. Если на этой основе рассчитать объем ВВП на душу населения и учесть при этом отраслевую структуру занятости, то можно сделать вывод, что Россию надо причислить к промышленно развитым странам, несмотря на то, что она будет находиться в конце эшелона этих стран. Этот вывод подтверждается и данными о производстве и промышленных товаров на душу населения практически по всем регионам РФ. Однако уровень и качество жизни ближе к передовым странам третьего мира, прежде всего из-за структурных деформаций ВВП.

  3. Величина экспортной квоты России, если включать в нее торговлю с ближним зарубежьем, равняется примерно 22%, что является неплохим показателем для страны такого размера. Однако структура российской торговли характеризуется преобладанием промышленного сырья и продуктов неглубокой степени переработки, которые обмениваются в основном на продовольствие, другие потребительские товары и машино-технические изделия. Более прогрессивна структура торговля и бывшими советскими республиками и отчасти с бывшими странами-членами СЭП.

  4. Российская экономика имеет как конкурентные преимущества, а именно, огромные сырьевые богатства, квалифицированная и сравнительно дешевая рабочая сила, большие масштабы накопленных основных фондов, мощный научно-технический потенциал, так и конкурентные слабости: отсутствие полноценной системы поддержки экспортеров, изношенность и морально устаревшие основные фоны, ориентация НИОКР на военные исследования, нестабильность в экономике и политике.

  5. Заметное место занимает Россия и в международном движении капитала, ввозя ежегодно 10-16 млрд. $ капитала и вывозя до 20 млрд. $ (в прошлом году было 17), не считая кредитов странам ближнего зарубежья. Однако капитал ввозится преимущественно в ссудной форме, что приводит к росту ее задолжности и к затруднению переговоров по реструктурированию. Причем ввозимый ссудный капитал расходуется в основном, на так называемый, критический импорт: продовольствие, медикаменты, а не на обновление основных фондов. Вывозимый капитал оседает преимущественно на банковских счетах, что дает малую отдачу от него для национальной экономики. Кредитование же стран ближнего зарубежья нацелено на погашение их отрицательного сальдо в торговли с Российской Федерацией.