Региональный бюджет
1.3 Бюджетная система, ее принципы и бюджетное устройство РФ
Бюджетное устройство это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.
К элементам бюджетного устройства РФ относятся:
1. Бюджетная система РФ;
2. Бюджетная классификация РФ;
3. Принципы бюджетной системы РФ.
Бюджетная система Российской Федерации представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации (региональных бюджетов), местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая основана на экономических отношениях и государственном устройстве в соответствии с российским законодательством.
Она включает в себя бюджеты трех уровней:
1. Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3. Местные бюджеты.
Консолидированный бюджет это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. К примеру, консолидированный бюджет РФ состоит из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетной системы. Данная группировка применяется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, которая обеспечивает сопоставимость данных бюджетов бюджетной системы РФ. Установление принципов назначения, устройство кодов бюджетной классификации РФ и присвоение кодов структурным частям бюджетной классификации РФ принимает на себя Министерство финансов РФ.
Бюджетная классификация определяется как сумма следующих составляющих:
1. Классификация доходов бюджетов;
2. Классификация доходов бюджета;
3. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов;
4. Классификация операций публично-правовых образований. [7]
Бюджетная система России соответствует следующим принципам:
1. Единство бюджетной системы, характеризующееся единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, бюджетной отчетности, политики и т.д.
2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
3. Принцип самостоятельности бюджетов каждого уровня. Всякий бюджет имеет право лично расходовать их по своим потребностям, определять источники финансирования дефицита бюджета;
4. Сбалансированность бюджета говорит о том, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования бюджета. Тем временем бюджеты всех уровней должны утверждаться без профицита бюджета.
5. Эффективное и экономное использование бюджетных средств;
6. Принцип достоверности бюджета обозначает надежность и достоверность показателей бюджета, их адекватность соответствующему положению экономики. Нарушение данного принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Пример, бюджетный кризис 1997 г. (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и обязательном порядке;
8. Гласность, т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати;
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств говорит о том, что бюджетные средства должны выделяться в адрес конкретных получателей с обозначениями цели их использования.
Консолидированный бюджет региона состоит из самого бюджета региона, бюджетов городов регионального подчинения, а также консолидированных районных бюджетов, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти.
Консолидированный бюджет региона (применительно к области) складывается за счет следующих налогов и сборов:
1) Налог на прибыль (по ставке 22%: для бюджетных организаций - 19%, для брокерских организаций - 25, для банков - 30%);
2) Налог на доходы видеосалонов;
3) Налог на доходы игорных домов;
4) Госпошлины за исключением госпошлины по делам, рассматриваемым в судах, - 100%;
5) НДС (кроме импорта) - 25%;
6) Акцизы на спирт, водку и ликеро-водочные изделия - 50%;
7) Прочие акцизы, за исключением акцизов на нефть, бензин, газ, автомобили - 100%;
8) Налог на имущество предприятий, исчисленного по ставке 1%;
9) Налог на имущество физических лиц - 100%;
10) Подоходный налог с физических лиц, удерживаемого налоговыми органами с граждан, имеющих предпринимательский доход, - 100%;
11) Подоходный налог с физических лиц, удерживаемого предприятиями, - 90%;
12) Транспортный налог - 100%;
13) Плата за пользование природными ресурсами - 60% от общей суммы поступления, в том числе местные бюджеты - 30%;
14) Лесной доход и плата за воду - 100%;
15) Отчисления на производство минерально-сырьевой базы - 100%.
В структуре доходов консолидированного бюджета региона главное место занимает налог на прибыль. Далее, по мере снижения значимости, идут: НДС, подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество. Остальные доходы бюджета составляют в его структуре менее 1/10.
В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия (43%), на народное хозяйство, причем основную часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. [8]
Региональная бюджетная система может организовываться таким образом, что все доходы изначально поступают на высший уровень, а затем распределяются по низшим бюджетам. Может существовать и такая бюджетная система, при которой верхние и нижестоящие уровни власти законодательно неограниченны в способах формирования своих доходов.
Бюджетное устройство это организация бюджетной системы, включающая три важнейших характеристики:
а) структура бюджетной системы;
б) организационные принципы построения бюджетной системы;
в) взаимосвязи бюджетов, которые объединены в бюджетной системе.
Вид бюджетного устройства устанавливается типом устройства государства. Бюджетная система унитарного государства включает два уровня - государственного бюджета и местных бюджетов органов местного самоуправления. В федеративном государстве бюджетная система состоит из трех уровней - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации основана на экономических отношениях и юридических нормах, является частью финансовой системы РФ. Это совокупность федерального бюджета, республиканских, краевых, областных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. [9]