Регламентация и нормирование труда

контрольная работа

1. Норма обслуживания, численности, управляемости. Область их применения

Труд представляет собой целесообразную деятельность людей по созданию материальных и духовных благ. Затраты труда на создание этих ценностей должны иметь количественную оценку, потому, что в масштабе общества получают признание только те из них, которые соответствуют общественно необходимому времени, т.е. времени, требуемому на изготовление данного изделия при общественно нормальных условиях производства при среднем уровне целостности и интенсивности труда. Непосредственно на уровне предприятий общественно необходимое время выступает как необходимое время - рабочее время, требуемое для изготовления единицы продукции в конкретных организационно-технических условиях данного предприятия работниками соответствующей квалификации при нормальной интенсивности труда.

Эти условия на предприятиях различны, поэтому различаются и необходимые затраты времени, уровень которых может быть выше или ниже общественно необходимых затрат. Соответственно будут различными и фактические затраты.

Нормирование труда это определение его необходимых затрат на изготовление единицы продукции в конкретных организационно технических условиях. Целью нормирования труда является наиболее точное определение необходимых затрат, а соответственно и результатов труда и их отражение в нормах труда. По форме выражения затрат труда различают нормы времени, нормы численности и нормы обслуживания и нормы численности.

Норма обслуживания - количество производственных объектов, которые один работник или группа работников обязаны обслуживать в течении единицы рабочего времени в конкретных организационно-технических условиях. Для определения нормы обслуживания необходимо предварительно установить одну из разновидностей нормы времени - норму времени обслуживания единицы оборудования, одного рабочего места и т.п.

Нормы обслуживания предназначаются для нормирования труда наладчиков, ремонтников, контролеров, кладовщиков и др.

Норма численности - численность работников определенного профессионально-квалифицированного состава необходимая для выполнения конкретных производственных функций или объемов работ в конкретных организационно-технических условиях. Норма численности измеряется в количестве человек.

Например: Трудоемкость наладки одного станка составляет 40 минут, а подналадки 20 минут, продолжительность смены 480 минут. В цехе требуют ежедневного обслуживания 24 ед. однотипного оборудования. Тогда норма численности наладчиков за смену составит: (40+20)*24/480=3 чел. По нормам численности устанавливается необходимое число работников: операторов и наладчиков, обслуживающих автоматические машинные агрегаты. Кроме того нормы численности используются при нормировании труда руководителей, специалистов и служащих для определения количественного состава работников по отдельным должностям, по подразделениям управления в цехе, по функциям управления на предприятии.

При расчете численности по нормативам численности за основу берется явочная численность рабочих в смену, необходимая для выполнения заданного объема на отдельном объекте. Нормативы численности определяют по функциональным группам вспомогательных работ: по ремонту и дежурному обслуживанию, по контрольным работам и т.д.

Норма управляемости - количество работников или структурных подразделений, управление которыми должно быть закреплено за руководителем.

Или норма управляемости - это количество работников, приходящихся на одного руководителя.

Показатель Норма управляемости активно используется в управлении персоналом при определении организационной структуры аппарата управления организаций и сравнительного сопоставления численности руководителей низшего, среднего и высшего звеньев управления.

Норма управляемости зависит от следующих факторов:

· вид деятельности организации;

· расположение объектов управления -- из-за географической разнесённости филиалов или отделений организации в ряде случаев невозможно добиться оптимальных показателей управляемости;

· квалификация сотрудников -- уровень контроля за деятельностью сотрудников зависит от навыков и мотивации сотрудников, так согласно теории X и Y в случае когда сотрудники избегают работы они должны быть под пристальным наблюдением, для чего необходима иерархическая структура с пониженной нормой управляемости на каждом уровне.

· тип организационной структуры (иерархическая, матричная, проектная), уровень стандартизации задач.

· уровень автоматизации деятельности и др.

Для руководящих должностей в подразделениях могут применяться следующие значения показателей нормы управляемости:

· при значительном объёме нестандартных работ требующих высокой квалификации сотрудников -- 5-7 человек;

· в подразделениях с устоявшимися стандартизованными процедурами -- 10-12 человек;

· для стандартизованных типовых работ (управление рабочими в цехах и т. п.) -- 15-17 человек.

Таким образом, для рациональной организации производства используется система норм труда, отражающих различные стороны трудового процесса (рис.1).

Основное требование к нормам состоит в том, что все они должны соответствовать наиболее эффективным для условий данного участка вариантам технологического процесса, организации труда, производства и управления. Нормы труда устанавливаются на отдельную операцию (операционная норма) либо на взаимосвязанную группу операций, комплекса работ (укрупненная, комплексная норма).

На основе нормативов можно установить конкретные нормы для предприятия. Но это произойдет в том случае, когда факторы примут конкретные числовые значения, характерные для данного предприятия. При этих условиях норматив превращается в норму трудозатрат. А норма труда всегда конкретна и регламентирует затраты времени или численности для вполне определенных конкретных рабочих мест или подразделений при рациональных организационно-технических условий.

Делись добром ;)