Регулирование и зарубежный опыт естественных монополий в России

курсовая работа

1.1 Роль конкуренции в рыночной экономике

Динамичное развитие рынка предполагает наличие определенных условий, обеспечивающих создание соответствующей экономической среды, в которой могут успешно проявляться процессы саморегулирования товарно-денежных отношений. Главным условием является конкуренция. Хорошо известно, что именно конкуренция обеспечивает те движущие силы, которые заставляют товаропроизводителей повышать производительность труда и качество продукции, расширять производство, бороться за потребителя и т.д. Таким образом, конкуренция определяет эффективность функционирования рыночного механизма в качестве регулятора производства. Конкуренция и монополия образуют диалектическое единство, постоянно противостоят друг другу на рынке и являются неотъемлемыми моментами рыночных отношений. Дадим определение конкуренции и монополии.

Конкуренция - обязательность хозяйственных субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще.

Сами понятия «конкуренция» и «монополия» очень многозначны, их сложно охватить одним определением. Обратимся к историческим корням исследования рыночных моделей.

Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII веке Адамом Смитом, который впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному распределению труда и капитала. А.Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка - автоматически равновесным механизмом рынка.

А.Смит обратил внимание на то, что существует разница между субъективными устремлениями бизнесменов и объективными результатами их деятельности. А именно, показал, что каждый капиталист стремится только к собственной выгоде. Но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что преследуя собственный интерес, он одновременно реализует интересы всего общества, причем часто делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой только альтруистские цели. А.Смит один из первых рассматривал конкуренцию, как эффективное средство ценового регулирования. Он разработал элементы модели совершенной конкуренции и доказал, что в ее условиях возможно максимальное удовлетворение потребностей. Таким образом, Адам Смит связывал конкуренцию с честным, без сговора, соперничеством, которое ведется между продавцами (или покупателями) за более выгодные условия продажи товаров. И при этом основной метод конкурентной борьбы - это изменение цен. В дальнейшем Д. Риккардо построил теоретическую модель совершенной конкуренции, причем сконцентрировал свое внимание на долгосрочной перспективе. При таком подходе вопросы, связанные с государственным регулированием, монопольной властью, географическими особенностями рынка, не имели решающего значения. Д. Рикардо рассматривал условия, при которых цены складываются только под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы. В дальнейшем К. Маркс в «Капитале» существенно дополнил модель совершенной конкуренции, но с позиции закона стоимости. Но наиболее значительным можно считать вклад А. Маршалла. Им впервые была подвергнута критике модель чистой конкуренции и предложены основы теории новой модели конкуренции монополистической.

В целом конец XIX века и начало XX явились периодом, который изменил устоявшиеся взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Значительный вклад в развитие теоретических моделей совершенной, монополистической конкуренции, олигополии и монополии внесли

X. Демсец, И. Шумпетер, Ф.А, Хайек, Дж. Робинсон, Э.Чемберлин, Ф.И, Эджуорт, А.П. Лернер, К.Виксель, Ойкен, М. Портер, А. Курно и другие.

Остановимся подробней на теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина.

В соответствии с теорией Чемберлина, монополистическая конкуренция - не некое нарушение нормального состояния, ведущее к потере равновесия в хозяйственной системе, а напротив, одна из характеристик нормального, равновесного состояния рынка. Причем состояния, исключающего «эксплуатацию» наемного труда и соответствующего потребностям покупателей.

Но, сдвинув неоклассическую теорию с бесплодной позиции «чистой» или «совершенной» конкуренции в сторону признания структурных и поведенческих реалий рынка, Чемберлин попал в противоречие, которое в дальнейшем сам не смог разрешить.

С одной стороны, его теория признает многообразие форм конкурентной борьбы и возможность различного сочетания элементов конкуренции и монополии на различных отраслевых и локальных рынках. С другой стороны, Чемберлин стремится сохранить идею общего рыночного равновесия, единства и взаимосвязи рынков, единства ценообразования и для этого вынужден делать явно искусственные попущения о «симметрии» отклонений от состояния «чистой конкуренции». Марксистская критика теории Чемберлина исходила из того, что решающими факторами монополизации рынков являются концентрация производства и финансовый контроль. При этом не учитывались противоположно направленные тенденции к деконцентрации, диверсификации, к усилению конкуренции на финансовых рынках. В итоге такая критика не опровергала взгляды Чемберлина, а лишь подчеркивала те аспекты реальности, которые им были исследованы недостаточно полно либо вообще не были исследованы.

Тем не менее, под влиянием Чемберлина наука пошла по двум основным направлениям. С одной стороны, это аналитическое исследование и выделение конкретных видов конкуренции, в особенности неценовой и потенциальной. С другой стороны, изучение соединения, сочетания определенных видов конкуренции в рамках отраслевых и локальных рыночных структур в зависимости от степени концентрации и диверсификации производства, дифференциации продукта, специфической реакции спроса, влияния финансовых факторов, законодательного и иного регулирования. Эти исследования привели к выводу о том, что реальный рынок представляет собой сосуществование и взаимодействие огромного разнообразия качественно разнородных моделей конкуренции.

Согласно классическому определению, «чистая» конкуренция (как состояние, противоположное абсолютной монополии) имеет место тогда, когда ни один из продавцов данного вида товаров не способен повлиять на цену, регулируя объем предложения. Условием такой ситуации является достаточно большое число продавцов данного товара. И, напротив, монополия появляется и усиливается тогда, когда число продавцов сокращается до нескольких единиц (олигополия), двух (дуополия) и одной (абсолютная монополия).

Особенность классического понимания заключена в том, «чистая» конкуренция является нежизненной и не может рассматриваться как исходная база для описания реальности. Даже при любом большом количестве производителей и продавцов данного вида товаров, каждый из них предлагает покупателям по существу свой особый дифференцированный продукт. Хорошо известно, что дифференциация продукта вытекает из многих условий. Это и особенности конструкции, и форма, окраска, упаковка, реклама; это и особый набор услуг при реализации данного продукта, местоположение торгового предприятия и т.д.

По существу продавец товара или услуг формирует свой собственный круг покупателей, свой собственный рынок, на котором он выступает как частичный монополист, регулирующий цену. При этом объем предложения товара окажется ниже, чем при условной «чистой» конкуренции, уровень цены - выше. Чей доход будет выше: частичного монополиста или участника «чистой» конкуренции? Монополиста, но под вопросом, почему? Во-первых, хотя цена выше, но объем продаж меньше. Во-вторых, дифференциация продукта требует дополнительных затрат, так что уровень издержек повышается. Поэтому «монопольный выход» фирмы в итоге оказывается сомнительным, т.к. он имеет тенденцию уменьшаться до уровня доходов при «чистой» конкуренции. В чем же смысл дифференциации продукта? В том, что, создавая свой особый рынок, фирма обеспечивает себе известную стабильность. Таким образом, дифференциация - это естественная реакция на конкурента, «естественное» проявление самой конкуренции.

Если ««классическое» понимание поведения конкурентов состояло в том, что они стремятся понизить цены на свою продукцию, чтобы расширить сбыт, то по Чемберлину, наоборот, каждый их них старается дифференцировать свой продукт от продукции конкурентов, ограничить выпуск и повысить цену. Из этого следует вывод о том, что конкуренция по самой природе своей изначально является монополистической конкуренцией, она сохраняется вопреки угрозам со стороны концентрации и монополизма.

Иначе говоря, мелкий, либо средний производитель и торговец потому и в состоянии выдерживать состязание с крупным, что он сам является частичным монополистом и способен контролировать свой частичный рынок. Более того, у самих крупных производителей всегда присутствует стимул раздробить свое производство на филиалы, чтобы приспособить его к местным рынкам.

Так конкуренция сама себя воспроизводит, и чем глубже и шире дифференциация продукта, чем больше данный рынок раздроблен между частными монополистами, тем более он устойчив против поглощения группой олигополистов либо абсолютной монополией. [1]

Делись добром ;)