Рентабельность предприятия. Система показателей, порядок определения

дипломная работа

1.1 Понятие рентабельности. Система показателей

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены различными показателями, такими как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства[10,с. 4]. Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели -- показатели рентабельности.

Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel- доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов.

По мнению других авторов, рентабельность - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности[10,с. 5].

Рентабельность предприятия (общая рентабельность) , определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала ( активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы. Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия[9,с. 4].

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска.

Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. При прогнозировании с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений[10,с. 6].

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

Также, следует отметить, что показатель рентабельности важен в следующем:

-увеличение рентабельности обеспечивает победу предприятия в конкурентной борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

-рентабельность имеет важное значение для собственников (акционеров и учредителей), так как при её увеличении возрастает интерес к данному предприятию, растёт цена акции;

-кредиторов и заёмщиков денежных средств уровень рентабельности интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заёмных средств, платёжеспособности предприятия;

-динамика рентабельности предприятия изучается налоговыми службами, фондовыми биржами, министерствами;

-для предпринимателей показатель рентабельности характеризует привлекательность бизнеса в данной сфере.

Таким образом, можно сделать вывод, что рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

Далее рассмотрим, какие системы показателей рентабельности применяют чаще всего.

По данным официальной отчетности коммерческих организаций можно рассчитать многочисленные показатели рентабельности. Они отличаются как по числителю, так и по знаменателю дроби.

В числителе дроби при расчетах коэффициентов рентабельности могут быть использованы различные показатели прибыли: прибыль до налогообложения, чистая прибыль, прибыль от продаж.

В знаменателе дроби при расчетах коэффициентов рентабельности могут применяться следующие показатели[1,с. 151]:

- выручка от продаж;

- полная себестоимость продаж;

- средняя стоимость активов(имущества) организации;

- средняя сумма собственного капитала организации;

- сумма уставного капитала;

- средняя стоимость основных фондов;

- средняя стоимость оборотных активов;

- средняя стоимость производственных фондов и так далее.

В системе показателей рентабельности можно выделить четыре основные группы:

показатели рентабельности продаж, отражающие эффективность производства и продаж продукции, работ и услуг;

показатели рентабельности затрат, отражающие эффективность затрат;

показатели рентабельности капитала, отражающие эффективность использования капитала;

показатели рентабельности активов, отражающие эффективность использования имущества коммерческой организации.

В свою очередь, в составе каждой группы можно выделить конкретные показатели.

Рентабельность продаж:

- рентабельность всего объема продаж;

- рентабельность отдельных сегментов деятельности организации;

- рентабельность отдельных видов продукции и другое.

Рентабельность затрат:

- рентабельность всех затрат, то есть итога затрат оп экономическим элементам;

- рентабельность отдельных элементов затрат, то есть материальных затрат, затрат на оплату труда с отчислениями и так далее;

- рентабельность затрат по обычным видам деятельности, то есть в знаменателе коэффициента полная себестоимость продаж;

- доходность расходов, то есть величина доходов на один рубль расходов.

Рентабельность капитала:

- рентабельность всего примененного капитала(равна рентабельности всех активов, так как итоги актива и пассива балансов равны);

- рентабельность собственного капитала(финансовая рентабельность) и другое.

Рентабельность всех активов(экономическая рентабельность):

- рентабельность оборотных активов;

- рентабельность внеоборотных активов;

- рентабельность основных фондов;

- рентабельность производственных фондов (основных фондов и материальных оборотных активов)[1,с. 152-153].

Но чаще всего экономистов интересуют следующие виды рентабельности.

1.Рентабельность затрат - коэффициент равный отношению балансовой прибыли от реализации к сумме затрат на производство и реализацию продукции. Данными для его расчета служит бухгалтерский баланс.

Рентабельность затрат показывает сколько предприятие (организация) имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по его отдельным подразделениям или видам продукции. Расчет рентабельности затрат производится по формуле 1:

Рзатрат =(П до налогообложения /С) *100%, (1)

где П- прибыль,

С- себестоимость.

2.Рентабельность продаж- определяется, как отношение прибыли от реализации к стоимости реализованной продукции по свободным или регулируемым ценам, то есть к выручке от реализации. Она рассчитывается по формуле 2:

Рпродаж=(Пот реализ./В)*100%, (2)

где В- выручка от реализации.

3.Рентабельность продукции- определяется как отношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции, характеризующее окупаемость затрат и позволяющее планировать цены и прибыль[3,с. 69]. Данный показатель рассчитывается по формуле 3:

Рпродукции=(Пот реал./С)*100%, (3).

4.Рентабельность персонала -- отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала. Она рассчитывается из формулы 4, так:

Рперс = (Пчист/Среднесписочная численность) * 100 %, (4)

5.Рентабельность деятельности - отражает способность фирмы контролировать себестоимость реализованной продукции и ее успехи в политике ценообразования[2,с. 65]. Рентабельность деятельности можно рассчитать по формуле 5:

Рд=(П/В)*100%, (5).

Из первого параграфа можно сделать вывод о том, что показатель рентабельности- комплексное и имеет большое значение для деятельности предприятия. Данных показателей существует большое множество так же, как и формул для их расчета. В данном параграфе нами были рассмотрены наиболее важные из них.

Делись добром ;)