Реорганизация предприятия

курсовая работа

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ, НА ПРИМЕРЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ, В АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТО

Как мы выяснили из предыдущих глав, реорганизация является одним из способов образования юридического лица и прекращения деятельности ранее существующего.

Специфика государственных унитарных предприятий как субъектов экономических отношений состоит в том, что, как понятно из названия, руководящими полномочиями наделен в них определенный государственный орган. Это имеет свои особенности, и не всегда они благоприятны для другой стороны отношений. Объясняется это тем, что, как известно, государственный орган - это орган, наделенный определенными властными полномочиями и, следовательно, отношения чаще всего носят вертикальный характер, нежели горизонтальный, где стороны де - факто равны в своих правах.

В такой ситуации реорганизация государственного предприятия в негосударственное представляется наиболее эффективным решением данной проблемы.

В данной главе мы рассмотрим реорганизацию государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

На законодательном уровне процесс реорганизации государственных унитарных предприятий закреплен в федеральном законе о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Нормы данного закона гласит, что государственное унитарное предприятие может быть преобразовано в организацию иной организационно - правовой формы только в соответствии с законодательством о приватизации. Мартышкин С.В. Понятие и признаки реорганизации юридического лица / Автореф. ... канд. юрид. наук. - М., 2000., с. 97.

Государственное унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законом. В некоторых, предусмотренных законом случаях реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Реорганизация государственного унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

­ слияния двух или нескольких предприятий;

­ присоединения к предприятию одного или нескольких предприятий;

­ разделения предприятия на два или несколько предприятий;

­ выделения из предприятия одного или нескольких предприятий;

­ преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.

Следовательно, реорганизация государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество может быть произведено только путем преобразования. Иначе этот процесс именуется приватизацией.

Чтобы реализовать принцип универсального правопреемства, необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах реорганизуемого предприятия. Данные должны быть подтверждены результатами инвентаризации, носящей обязательный характер. Экономика организаций (предприятий): Электрон. учеб. / Авт.-сост. Сергеев И.В, Веретенникова И.И. - 1 электрон. опт. диск - М.: КНОРУС, 2009: ил.- (Электронный учебник), с.303.

Закон о приватизации определяет, что состав подлежащего приватизации имущества государственного унитарного предприятия определяется в передаточном акте.

Передаточный акт составляется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов на земельные участки, предоставленные унитарному предприятию в установленном порядке, и документов, подтверждающих права на них.

В передаточном акте указываются все виды имущества и обязательств унитарного предприятия, а также содержатся следующие данные:

­ расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;

­ сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

Расчет балансовой стоимости активов оформляется в произвольной форме как приложение к передаточному акту. В расчете должны быть указаны размер уставного капитала образуемого предприятия, равный величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов государственного унитарного предприятия, а также количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого открытого акционерного общества. Управление организацией: энцикл. словарь / Под ред. Поршнева А.Г, Кибанова А.Я - М.: ИНФРА-М, 2001.- 822 с.: ил., с. 267.

Расчет балансовой стоимости указанных активов производится на основе данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов проведения инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.

Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов (БСппа) государственного унитарного предприятия определяется как сумма стоимости чистых активов (СЧА) унитарного предприятия, исчисленных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков (СЗУ) за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса (БСнпа) унитарного предприятия, то есть:

БСппа = СЧА + СЗУ - БСнпа.

Стоимость чистых активов (СЧА) определяется по данным промежуточного баланса и она должна соответствовать сумме, указываемой в строке "Чистые активы" Справки к Форме N 3 "Отчет об изменениях капитала", прилагаемой к промежуточному балансу.

На основании передаточного акта и всех имеющихся документов формируется бухгалтерская отчетность. То есть, составлена она может быть при наличии следующих документов:

­ учредительных документов организации, возникшей в результате реорганизации;

­ решения учредителей;

­ передаточного акта;

­ документа, подтверждающего факт внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сам передаточный акт включает следующие приложения:

­ бухгалтерскую отчетность, в соответствии с которой определяется состав имущества и обязательств, их оценка на последнюю отчетную дату;

­ акты инвентаризации имущества и обязательств реорганизуемой организации, проведенной перед составлением передаточного акта, и подтверждающие достоверность (наличие, состояние и оценку имущества и обязательств);

­ первичные учетные документы по материальным ценностям и иному имуществу, подлежащие передаче;

­ расшифровки кредиторской и дебиторской задолженности с информацией о письменном уведомлении в установленные сроки кредиторов и дебиторов о переходе имущества и обязательств к правопреемнику, а также расчетов с соответствующими бюджетными и внебюджетными фондами.

Заключительную бухгалтерскую отчетность составляют и представляют в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности за период с первого января по первое число месяца регистрации организации в ЕГРЮЛ. Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. О.И.Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2003., с.375.

В пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать:

­ основания для проведения реорганизации;

­ документы по передаче имущества и обязательств правопреемнику;

­ документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других банковских счетов реорганизуемого предприятия;

­ сведения о снятии с учета реорганизуемой фирмы в налоговой инспекции, органах Пенсионного фонда и Фонда социально страхования России.

В бухгалтерском учете при этом производятся следующие процедуры:

­ закрывается счет 02 «Амортизация основных средств» и определяется остаточная стоимость основных средств, права на которые будут переданы в процессе реорганизации;

­ закрываются счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»;

­ отражается направление чистой прибыли на цели, определенные решением учредителей.

Расходы, связанные с реорганизацией, признаются в качестве иных расходов соответствующего периода. Они отражаются в заключительной бухгалтерской отчетности. В отчете о прибылях и убытках эти расходы отражаются отдельной строкой.

Дата передачи имущества и обязательств на основе передаточного акта и дата внесения в реестр соответствующей записи о возникшей организации не совпадают. Поэтому за этот промежуток времени в стоимости передаваемого имущества возникнут изменения.

Их нужно раскрыть в пояснительной записке к заключительной бухгалтерской отчетности.

В период реорганизации организация продолжает вести текущую деятельность: совершает сделки, ведет бухгалтерский учет, составляет и представляет промежуточную и (или) годовую бухгалтерскую отчетность как государственное унитарное предприятие.

За период между составлением передаточного акта и формированием заключительной отчетности необходимо:

­ начислить амортизацию по основным средствам;

­ начислить заработную плату и провести расчет по ЕСН;

­ провести сверку расчетов с бюджетом по налогам.

Полученные доходы и произведенные расходы должны быть отражены в заключительной отчетности.

При приведении уставного капитала к размеру, зафиксированному в учредительных документах, производятся следующие четыре операции:

1. Д-т сч. 82 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет резервного капитала;

2. Д-т сч. 83 Кр-т сч. 80 - увеличен уставный капитал за счет добавочного капитала;

3. Д-т сч. 84 Кр-т сч. 80 - направлена нераспределенная прибыль на увеличение уставного капитала;

4. Д-т сч. 98 Кр-т сч. 80 - направлены доходы будущих периодов на увеличение уставного капитала.

Созданное в процессе реорганизации юридическое лицо должно в обязательном порядке составлять вступительную бухгалтерскую отчетность - бухгалтерский баланс. Показатели вступительной бухгалтерской отчетности заполняются на основе утвержденного передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованного предприятия. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: Учебник для вузов. - М.: Издательство РДЛ, 2003., с.364.

При реорганизации учредители определяют величину уставного капитала создаваемой организации. В зависимости от этого необходимо скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности.

Бухгалтер должен сравнить величину уставного капитала со стоимостью чистых активов. На эту разницу увеличивают или уменьшают нераспределенную прибыль (строка 470 баланса).

Амортизация начисляется исходя из сроков полезного использования, установленных реорганизованной фирмой при принятии этих объектов к бухгалтерскому учету.

Говоря об эффективности реорганизации государственных унитарных предприятий можно сказать, что реорганизация сама по себе конечно не может гарантировать скачкообразный прогресс в экономике страны. Она лишь, как мы уже указывали выше, повышает конкурентоспособность в экономической сфере.

Правительство РФ в 2012 году планировало получить не менее 300 млрд рублей от приватизации. Позднее Минфин снизил оценку до 200 млрд рублей. Так или иначе, по итогам прошедшего года в частные руки должны перейти примерно 300 предприятий и 960 акционерных обществ. До 2016 года должны быть проданы госпакеты в крупнейших компаниях, среди которых «Роснефть», «Совкомфлот», Сбербанк, ВТБ, «Роснано».

Делись добром ;)