Реформирование жилищно-коммунального хозяйства региона (на примере Пермского края)

курсовая работа

Введение

Приоритетной задачей стратегического развития России на современном этапе является создание условий для стимулирования экономического роста и повышения уровня благосостояния населения.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из сфер, обеспечивающих социальные условия жизни населения. Длительное время жилищно-коммунальное хозяйство практически было бюджетной отраслью и его потребности финансировались за счет бюджетных средств и лишь 2% от общей стоимости услуг составляли платежи населения. В условиях рынка сохранение нерыночного характера жилищно-коммунальных услуг выступает сдерживающим фактором привлечения инвестиций в отрасль и дальнейшего развития предприятий, что ведет к снижению их конкурентоспособности, потери качества оказываемых ими услуг.

В связи с этим была разработана программа перехода отрасли на рыночные принципы функционирования. Однако отсутствие государственной концепции и і стратегии реформирования социальной сферы, привело к тому, что предприятия и организации жилищно-коммунального хозяйства столкнулись с рядом проблем системного и внесистемного характера. К первым можно отнести общеэкономическую ситуацию в стране и отсутствие длительное время достаточно проработанной институциональной базы реформирования отраслей. Во вторую группу - внутриотраслевых проблем можно включить: низкую платежную дисциплину потребителей услуг, значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры и основных фондов из-за отсутствия собственных и бюджетных средств для их модернизации и реконструкции, низкое качество оказываемых услуг, внутриотраслевой монополизм и т.п. Кроме того, существенным препятствием на пути реформ является отсутствие необходимого опыта и знаний работников муниципальных органов власти в области стратегического управления отраслями, предприятиями в условиях рынка и конкурентной среды, использования общих методов и принципов менеджмента.

Реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства проходит параллельно с реформированием межбюджетных отношений, поэтому первоочередной задачей муниципальных органов власти должно стать активное содействие процессу формирования социально ориентированной рыночной экономики и одновременное возвращение их в экономику в качестве ключевого субъекта управления. При этом стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования и инвестиционной деятельностью субъектов муниципальной экономики может стать инструментом, который обеспечит активизацию и рост реального сектора экономики, включая жилищно-коммунальное хозяйство, и будет способствовать повышению экономической безопасности территории, конкурентоспособности предприятий и росту уровня благосостояния населения.

К настоящему времени сложился системный кризис в отрасли. Межотраслевой характер проблем предполагает для их решения и обеспечения перехода к новой модели устойчивого функционирования ЖКХ использование методов стратегического управления, а также инструментария проектного менеджмента.

В России с ее многообразием природных и социально-экономических условий реформирования ЖКХ, придание его развитию устойчивого характера возможно только при должном учете региональных и внутри региональных особенностей.

В тоже время территориальный аспект реформирования ЖКХ исследован недостаточно. При этом следует отметить, что в ряде субъектов РФ существуют значительные внутри региональные различия в условиях формирования рынка услуг ЖКХ. А, следовательно, разработка региональных стратегий реформирования ЖКХ должна учитывать не только региональную, но и внутри региональную специфику.

Актуальность перечисленных выше проблем, их значимость в реформировании ЖКХ на региональном и внутри региональном уровне предопределила выбор темы курсовой работы: «Реформирование жилищно-коммунального хозяйства региона»

Предмет исследования - процессы управления реформированием жилищно-коммунального хозяйства региона.

Объект исследования - жилищно-коммунальное хозяйство Пермского края.

Целью курсовой работы является анализ существующего положения в сфере ЖКХ и разработка рекомендаций к реализации принципов стратегического управления в процессе реформирования ЖКХ на региональном уровне.

Достижение сформулированной выше цели предполагает решение ряда взаимоувязанных друг с другом задач.

Теоретико-методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению природы отраслевых рынков в целом и рынка жилищно-коммунальных услуг, в частности Р. Страйка, Н. Косаревой, Ф.М. Шерера, Д. Росса, Р.И. Шнипера, А.Н. Новоселова, А.Н. Демьяненко. Большое влияние на исследование автора оказали результаты теоретических исследований в области региональной экономики и экономики города А.Г. Гранберга , У. Айзарда, А. ОСалливана, П. Мерлена.О.С. Пчелинцева, В.Е. Рохчина, а также разработки ведущих специалистов в области стратегического управления И. Ансоффа, Р. Акоффа, П. Друкера, Г. Минцберга и др.

Информационной базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, финансово-экономическая отчетность предприятий ЖКХ, аналитические обзоры Правительства Пермского края, материалы научно-исследовательских работ ИЭИ ДВО РАН, а так же нормативно-правовые акты органов власти и управления федерального, регионального и муниципального уровня.

Делись добром ;)