Реформирование жилищно-коммунального хозяйства региона (на примере Пермского края)

курсовая работа

2.2 Развитие жилищно-коммунального хозяйства Пермского края

Жилищно-коммунальное хозяйство Пермской области - область жилищной сферы, включающая управление жилищным фондом, его содержание и ремонт, а также строительство, реконструкцию, содержание, ремонт сооружений и элементов инженерной коммунальной инфраструктуры.

Стратегической целью реформирования ЖКХ области является приведение в надлежащее состояние жилищного фонда и обеспечение безопасных и комфортных условий проживания в нем граждан.

В настоящее время состояние ЖКХ области характеризуется высоким уровнем износа основных фондов; высоким уровнем затрат и отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищных и коммунальных услуг, как следствие, неудовлетворительным финансовым положением функционирующих в ней предприятий и организаций.

В 2008 году недофинансирование ЖКХ области из бюджета составило более 40% от объема необходимых средств (капитальный ремонт профинансирован на 21%, благоустройство - на 20%, содержание и текущий ремонт жилья - на 80%).

Более 10 тысяч муниципальных жилых домов (28% от общего их количества) требуют капитального ремонта. Площадь ветхого жилья увеличивается ежегодно на 100 тыс. кв. метров. На 1 января 2009 года в Пермской области расположено 20476 ветхих и аварийных жилых строений общей площадью 1,67 млн. кв. метров, численность проживающих в них жителей составляет почти 66,9 тыс. человек.

Из 305 муниципальных предприятий ЖКХ 25 находятся в предбанкротном состоянии. Износ тепловых сетей, а также сетей водопровода, канализации составляет 61-66%. Планово-предупредительный ремонт уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Следствием этого стали перебои в водоснабжении, повсеместный перерасход топливно-энергетических ресурсов, ветшание жилищного фонда.

Проблема усугубляется огромным объемом накопленной дебиторской и кредиторской задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся, в первую очередь, в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней (15% долгов перед ЖКХ), а также в результате неплатежей населения (уровень сбора платежей в 2008 году составил 88%). Дебиторская задолженность предприятий и организаций ЖКХ составляет 2,4 млрд. рублей. Все это послужило причиной возникновения кредиторской задолженности в объеме 3,4 млрд. рублей.

Системный кризис, переживаемый в настоящий период отраслями ЖКХ, связан с комплексом проблем, тормозящих развитие ЖКХ, среди которых основными являются:

1. Неэффективная система управления жилищным фондом, проявляющаяся:

в излишней централизации и монополизации управления жилищным фондом;

в совмещении органами местного самоуправления функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда;

в неразвитости конкурентной среды в сфере содержания и ремонта жилья;

в административной зависимости служб заказчика от органов местного самоуправления и отсутствии экономической заинтересованности в результатах деятельности;

в нераспространенности такой формы управления жильем, как товарищества собственников жилья (ТСЖ).

2. Незавершенность реформирования прав собственности на жилье

В результате проведенных преобразований в жилищной сфере кардинальным образом изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. По состоянию на 1 января 2002 года общая площадь жилищного фонда в Пермской области составила 50,2 млн. кв. метров, из них:

муниципальный жилищный фонд - 13,47 млн. кв. метров;

государственный жилищный фонд - 3 млн. кв. метров;

жилищный фонд, находящийся в частной собственности - 33 млн. кв. метров, прочий - 0,53 млн. кв. метров.

Между тем, до сих пор процесс передачи жилищного фонда в муниципальную собственность не завершен. Причинами, сдерживающими этот процесс, являются:

отсутствие рычагов, побуждающих предприятия осуществлять передачу объектов государственной собственности в муниципальную собственность, чтобы освободить предприятия от выполнения несвойственных им функций;

сложная процедура передачи федерального имущества в муниципальную собственность, предполагающая проведение согласования на трех уровнях: муниципальном, региональном, федеральном.

Кроме того, остался ряд нерешенных вопросов при приеме жилищно - коммунальных объектов в муниципальную собственность, в том числе:

отсутствие финансовых средств на инвентаризацию, государственную регистрацию объектов, расселение из ветхого и аварийного жилья, ремонт изношенных сетей жилищно-коммунальных объектов, передаваемых в безусловном порядке в муниципальную собственность;

прием в муниципальную собственность жилищно-коммунальных объектов от предприятий - банкротов (на основании ст. 132 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ продажа объектов жизнеобеспечения, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, происходит на торгах, что увеличивает их стоимость; а объекты, не проданные на торгах, подлежат передаче в собственность муниципального образования с учетом фактического состояния без каких-либо дополнительных условий приведения их в надлежащее состояние на возмездной основе по договорной цене).

Несмотря на то, что в области с положительным результатом была проведена приватизация жилых помещений, не удалось сформировать действенных стимулов для ее широкомасштабной реализации, что связано с рядом нерешенных вопросов:

отсутствием экономических стимулов для приватизации гражданами жилья (например, в городе Перми базовая ставка платы за социальный найм составляет 0,1 рубля на 1 кв. метр, т.е. за найм жилого помещения общей площадью 54 кв. метра плата составит 5,4 рубля в месяц);

неудовлетворительным состоянием жилых домов, нарушением сроков проведения ремонтных работ капитального характера (нарушаются межремонтные циклы как при проведении ремонта конструктивных элементов и инженерных сетей здания, так и при проведении комплексного ремонта здания);

в процессе приватизации жилых помещений не была достигнута цель передачи гражданам в собственность, и, следовательно, в реальное управление многоквартирных зданий в целом и прилегающих земельных участков.

Наличие различных форм собственности (частной и муниципальной, частной и государственной) в пределах одного дома размывает границы ответственности за сохранность общего имущества дома.

3. Неудовлетворительная тарифная политика, проводимая органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Делись добром ;)