Розничная торговля товарами народного потребления: анализ результатов деятельности и основные направления развития (на материалах Министерства статистики и анализа)

курсовая работа

2.3 Анализ доходов, расходов на реализацию в розничной торговле

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2010-2014 гг., млрд руб.

Наименование

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

В том числе розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

2010

2011

2012

2013

2014

2010

2011

2012

2013

2014

Респуб-лика Беларусь

408831

454257

534420

603460

671349

103845

115384

135745

177419

184767

Области:

Брестская

24646

27384

32217

40505

42906

11841

13157

15479

19743

20781

Витебс-кая

32051

35612

41896

36770

46413

12045

13384

15745

19904

21033

Гомельс-кая

21948

24387

28690

37402

38995

11211

12457

14655

20157

20539

Гроднен-ская

18273

20303

23886

30308

31975

9118

10131

11919

15923

16427

г. Минск

247903

275448

324056

350629

398064

39780

44199

51999

67256

70361

Минская

46638

51820

60964

79949

83139

11066

12296

14466

19752

20189

Могилевская

17373

19303

22709

27897

29858

8784

9759

11482

14685

15439

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Выручка от розничной реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2014 г. составила 184767,2 млрд руб.

Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску, млрд руб.

Наименование

Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования

В том числе розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

2010

2011

2012

2013

2014

2010

2011

2012

2013

2014

Республика Беларусь

324998

361109

424834

485760

537250

87108

96787

113867

150249

155828

Области:

Брестская

20348

22609

26598

33729

35593

10004

11116

13077

16778

17615

Витебская

26065

28961

34072

30272

37963

10215

11350

13352

16998

17907

Гомельская

18155

20173

23732

31056

32325

9529

10588

12457

17174

17482

Гродненс-кая

15007

16675

19617

25102

26384

7791

8657

10185

13636

14054

г. Минск

195584

217315

255665

279080

315499

32778

36420

42847

56198

58437

Минская

35555

39506

46477

63326

64784

9330

10367

12197

16893

17163

Могилевс-кая

14284

15871

18671

23196

24702

7461

8290

9753

12573

13172

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Себестоимостью реализованной в рознице продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2014 г. составила 155828,3 млрд руб.

Следует отметить рост себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по всем областям Республики Беларусь и г. Минску.

Инвестиции в основной капитал в торговлю Республики Беларусь представлены на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 - Инвестиции в основной капитал в торговлю, млн долл.

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

Объем инвестиций в основной капитал в торговлю в 2015 г. сократился почти в 2,6 раза. Такое сокращение стало результатом насыщения рынка торговой недвижимости.

Значительные ресурсы были инвестированы в 2010-2014 гг.

Доля иностранных инвестиций в торговлю небольшая и варьируется в зависимости от года от 1% до 7%.

Более 50% инвестиций в основной капитал в торговлю приходится на Минск и Минскую обл.

Розничной торговле важно обеспечить финансирование двух элементов бизнеса: текущая деятельность и открытие магазинов.

1) Финансовое обеспечение текущей деятельности:

финансирование оборотного капитала,

рефинансирование ранее полученных кредитов/займов,

расчеты с поставщиками за поставленный товар (в т. ч. импорт),

обеспечение реализации других краткосрочных задач.

2) Обеспечение целей развития:

реализация мероприятий экспансии сети (открытие новых магазинов, складов),

завершение ранее начатых проектов строительства,

развитие новых форматов и трансформация сети (ребрендинг),

финансирование сделок M&A.

Хотя теоретически есть целая группа различных источников финансирования, в условиях Беларуси используется только малая их часть:

Банки (кредиты и другие продукты),

Облигации, акции (IPO)

Стратегические инвесторы,

Финансовые инвесторы, инвестиционные фонды,

Международные финансовые институты и фонды.

Валовое поступление зарубежных инвестиций по видам экономической деятельности в 2011-2014 гг. представлено в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Валовое поступление зарубежных инвестиций по видам экономической деятельности в 2011-2014 гг., тыс. долларов США

Наимено-вание показателя

Посту-пило

за 2011 год

Посту-пило

за 2012 год

Посту-пило

за 2013 год

Поступило за 2014 год

всего

в том числе

прямые

порт-фель-ные

прочие

Республика Беларусь

10818922,6

12728144,2

14974286,7

15084376,6

10168865,1

10612,4

4904899,1

в том числе:

торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов пользования

3762920,2

4426964,9

5208192,6

4402115,1

3851501,6

3066,4

547547,1

Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]

За 2014 год в развитие торговли зарубежные инвесторы вложили 4,4 млн долларов США инвестиций, что на 15,4 процента меньше, чем за 2013 год.

В Беларуси активно задействованы не все источники финансирования, так как:

Неразвита инфраструктура рынка капитала, отсутствуют институциональные инвесторы.

Высокие требования к доходности инвестиций со стороны иностранных инвесторов, особенно сейчас, как следствие - низкая оценка бизнеса.

Кредиты и финансирование коммерческих банков являются самым распространенным инструментом финансирования розничной торговли по следующим причинам:

Несмотря на усиление консервативного крена в кредитной политике банков, они продолжают работать с розничными сетями. В сравнении с общим падением активности во всех секторах экономики, розничный сектор не в худшем положении.

Заемщики предпочитают брать финансирование в валюте (текущие ставки 10-12%), поскольку финансирование в рублях все еще очень дорогое (но снижается в связи с начатой политикой НацБанка по стимулирования кредита экономике), рекомендованная ставка в рублях 32% годовых.

У участников рынка (поставщики и сети) в 2015-2016 гг. существенно вырос интерес к факторингу, в особенности в отношении финансирования импортных закупок (т. н. реверсивный факторинг для сетей), и факторинг для поставщиков при поставках в сети. Стоимость факторинга равна рыночной стоимости кредита.

За 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) зарубежные инвесторы вложили 15,0 млн долларов США инвестиций, что на 0,7 процента больше, чем за 2013 год.

В столице концепция развития розничной торговой сети реализуется по трем направлениям: развитие больших объектов торговли современных форматов, объектов мелкорозничной торговой сети и объектов шаговой доступности.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь снижается объем инвестиций в розничную торговлю.

Делись добром ;)