Розничная торговля товарами народного потребления: анализ результатов деятельности и основные направления развития (на материалах Министерства статистики и анализа)
2.3 Анализ доходов, расходов на реализацию в розничной торговле
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску представлена в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2010-2014 гг., млрд руб.
Наименование |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
В том числе розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Респуб-лика Беларусь |
408831 |
454257 |
534420 |
603460 |
671349 |
103845 |
115384 |
135745 |
177419 |
184767 |
|
Области: |
|||||||||||
Брестская |
24646 |
27384 |
32217 |
40505 |
42906 |
11841 |
13157 |
15479 |
19743 |
20781 |
|
Витебс-кая |
32051 |
35612 |
41896 |
36770 |
46413 |
12045 |
13384 |
15745 |
19904 |
21033 |
|
Гомельс-кая |
21948 |
24387 |
28690 |
37402 |
38995 |
11211 |
12457 |
14655 |
20157 |
20539 |
|
Гроднен-ская |
18273 |
20303 |
23886 |
30308 |
31975 |
9118 |
10131 |
11919 |
15923 |
16427 |
|
г. Минск |
247903 |
275448 |
324056 |
350629 |
398064 |
39780 |
44199 |
51999 |
67256 |
70361 |
|
Минская |
46638 |
51820 |
60964 |
79949 |
83139 |
11066 |
12296 |
14466 |
19752 |
20189 |
|
Могилевская |
17373 |
19303 |
22709 |
27897 |
29858 |
8784 |
9759 |
11482 |
14685 |
15439 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
Выручка от розничной реализации продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2014 г. составила 184767,2 млрд руб.
Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску представлена в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску, млрд руб.
Наименование |
Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования |
В том числе розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||
Республика Беларусь |
324998 |
361109 |
424834 |
485760 |
537250 |
87108 |
96787 |
113867 |
150249 |
155828 |
|
Области: |
|||||||||||
Брестская |
20348 |
22609 |
26598 |
33729 |
35593 |
10004 |
11116 |
13077 |
16778 |
17615 |
|
Витебская |
26065 |
28961 |
34072 |
30272 |
37963 |
10215 |
11350 |
13352 |
16998 |
17907 |
|
Гомельская |
18155 |
20173 |
23732 |
31056 |
32325 |
9529 |
10588 |
12457 |
17174 |
17482 |
|
Гродненс-кая |
15007 |
16675 |
19617 |
25102 |
26384 |
7791 |
8657 |
10185 |
13636 |
14054 |
|
г. Минск |
195584 |
217315 |
255665 |
279080 |
315499 |
32778 |
36420 |
42847 |
56198 |
58437 |
|
Минская |
35555 |
39506 |
46477 |
63326 |
64784 |
9330 |
10367 |
12197 |
16893 |
17163 |
|
Могилевс-кая |
14284 |
15871 |
18671 |
23196 |
24702 |
7461 |
8290 |
9753 |
12573 |
13172 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
Себестоимостью реализованной в рознице продукции, товаров, работ, услуг по областям и г. Минску в 2014 г. составила 155828,3 млрд руб.
Следует отметить рост себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг по всем областям Республики Беларусь и г. Минску.
Инвестиции в основной капитал в торговлю Республики Беларусь представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 - Инвестиции в основной капитал в торговлю, млн долл.
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
Объем инвестиций в основной капитал в торговлю в 2015 г. сократился почти в 2,6 раза. Такое сокращение стало результатом насыщения рынка торговой недвижимости.
Значительные ресурсы были инвестированы в 2010-2014 гг.
Доля иностранных инвестиций в торговлю небольшая и варьируется в зависимости от года от 1% до 7%.
Более 50% инвестиций в основной капитал в торговлю приходится на Минск и Минскую обл.
Розничной торговле важно обеспечить финансирование двух элементов бизнеса: текущая деятельность и открытие магазинов.
1) Финансовое обеспечение текущей деятельности:
финансирование оборотного капитала,
рефинансирование ранее полученных кредитов/займов,
расчеты с поставщиками за поставленный товар (в т. ч. импорт),
обеспечение реализации других краткосрочных задач.
2) Обеспечение целей развития:
реализация мероприятий экспансии сети (открытие новых магазинов, складов),
завершение ранее начатых проектов строительства,
развитие новых форматов и трансформация сети (ребрендинг),
финансирование сделок M&A.
Хотя теоретически есть целая группа различных источников финансирования, в условиях Беларуси используется только малая их часть:
Банки (кредиты и другие продукты),
Облигации, акции (IPO)
Стратегические инвесторы,
Финансовые инвесторы, инвестиционные фонды,
Международные финансовые институты и фонды.
Валовое поступление зарубежных инвестиций по видам экономической деятельности в 2011-2014 гг. представлено в таблице 2.8.
Таблица 2.8 - Валовое поступление зарубежных инвестиций по видам экономической деятельности в 2011-2014 гг., тыс. долларов США
Наимено-вание показателя |
Посту-пило за 2011 год |
Посту-пило за 2012 год |
Посту-пило за 2013 год |
Поступило за 2014 год |
||||
всего |
в том числе |
|||||||
прямые |
порт-фель-ные |
прочие |
||||||
Республика Беларусь |
10818922,6 |
12728144,2 |
14974286,7 |
15084376,6 |
10168865,1 |
10612,4 |
4904899,1 |
|
в том числе: |
||||||||
торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов пользования |
3762920,2 |
4426964,9 |
5208192,6 |
4402115,1 |
3851501,6 |
3066,4 |
547547,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании [14]
За 2014 год в развитие торговли зарубежные инвесторы вложили 4,4 млн долларов США инвестиций, что на 15,4 процента меньше, чем за 2013 год.
В Беларуси активно задействованы не все источники финансирования, так как:
Неразвита инфраструктура рынка капитала, отсутствуют институциональные инвесторы.
Высокие требования к доходности инвестиций со стороны иностранных инвесторов, особенно сейчас, как следствие - низкая оценка бизнеса.
Кредиты и финансирование коммерческих банков являются самым распространенным инструментом финансирования розничной торговли по следующим причинам:
Несмотря на усиление консервативного крена в кредитной политике банков, они продолжают работать с розничными сетями. В сравнении с общим падением активности во всех секторах экономики, розничный сектор не в худшем положении.
Заемщики предпочитают брать финансирование в валюте (текущие ставки 10-12%), поскольку финансирование в рублях все еще очень дорогое (но снижается в связи с начатой политикой НацБанка по стимулирования кредита экономике), рекомендованная ставка в рублях 32% годовых.
У участников рынка (поставщики и сети) в 2015-2016 гг. существенно вырос интерес к факторингу, в особенности в отношении финансирования импортных закупок (т. н. реверсивный факторинг для сетей), и факторинг для поставщиков при поставках в сети. Стоимость факторинга равна рыночной стоимости кредита.
За 2014 год в реальный сектор экономики (кроме банков) зарубежные инвесторы вложили 15,0 млн долларов США инвестиций, что на 0,7 процента больше, чем за 2013 год.
В столице концепция развития розничной торговой сети реализуется по трем направлениям: развитие больших объектов торговли современных форматов, объектов мелкорозничной торговой сети и объектов шаговой доступности.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в Республике Беларусь снижается объем инвестиций в розничную торговлю.