Роль гидроэнергетики в развитии экономического сотрудничества Таджикистана со странами Центрально-Азиатского региона

дипломная работа

1.3 Гидроэнергетический потенциал стран Центральной Азии

Водно-энергетический комплекс Центрально-Азиатского региона обладает крупнейшим энергетическим потенциалом, достигающим, по разным оценкам, от 430 до 460 млрд. кВтч/год. Однако его развитие сталкивается с рядом системных проблем.

Рис. 9 Распределение потенциальных гидроресурсов стран Центральной Азии (2012 г.)

Почти 80% водных ресурсов региона сосредоточено в Таджикистане и Кыргызстане (рис 9). Эти страны, расположенные в зоне формирования стока Амударьи и Сырдарьи, заинтересованы, прежде всего, в энергетическом использовании водных ресурсов горных рек (Вахша, Пянджа, Зеравшана, Нарына), являющихся основными составляющими Амударьи и Сырдарьи. Ирригация для них имеет подчиненное значение. Для данных стран вегетационный период (весна-лето) в приоритетном порядке связан с возможным накоплением водных ресурсов в водохранилищах (Нурекское, Кайраккумское в Таджикистане, Токтогульское в Кыргызстане) во время таяния накопившихся в зимний период осадков в горах и ледников, с которых берут начало реки региона. Межвегетационный период (осень-зима) характеризуется повышенным потреблением и активной выработкой электроэнергии и, соответственно, требует выпуска больших объемов воды. Напротив, для Казахстана, Узбекистана и Туркменистана приоритетным является вегетационный период, в течение которого водные ресурсы активно используются для нужд орошаемого земледелия. Противоречия в сезонных потребностях в водных ресурсах и требованиях к гидрологическому режиму рек со стороны электроэнергетики и ирригации, приводят к тому, что в зимние периоды происходит затопление части территории Казахстана и Узбекистана в связи с энергетическим режимом работы водохранилищ. Это приводит также к потере воды, вынужденно направляемой в естественные понижения и к серьезным экологическим последствиям.

В тоже время, огромный гидроэнергетический потенциал Центральной Азии используется менее, чем на 10%.

Рис. 10 Доля использования потенциальных гидроресурсов в странах Центральной Азии

Между тем, строительство ряда гидроэлектростанций в постсоветские годы было отложено или заморожено. В настоящее время Таджикистан и Кыргызстан, обладающие львиной долей гидроэнергетических ресурсов, не могут самостоятельно реализовать проекты, требующие «длинных» инвестиций в сотни миллионов и миллиардов долларов. Серьезнейшая проблема - увязка интересов электроэнергетики и водопользования. Развитие гидроэнергетики требует всестороннего учета интересов всех стран бассейнов Амударьи и Сырдарьи, ведь речь идет не только об электроэнергии, но и воде, на которой зиждется все сельское хозяйство стран Центрально-Азиатского региона.

Несмотря на необходимость преодоления ряда проблем, строительство ГЭС и каскадов ГЭС в Центральной Азии в целом является интересной и важной сферой приложения инвестиционных ресурсов для банков развития, частных инвесторов и ряда стран, заинтересованных в получении дешевой энергии http://www.vinokurov.info/assets/files/hydroenergy%20CP2007%20Vinokurov%20.pdf.

В государствах Евразийского экономического сообщества в совокупности имеется достаточно топливно-энергетических ресурсов для обеспечения потребностей на сравнительно отдаленную перспективу. Основная проблема состоит не столько в их физическом дефиците, сколько в необходимости создания совместными усилиями условий для эффективного использования имеющегося потенциала с учетом особенностей его территориального распределения. В этой связи очень важно обеспечить увеличение инвестиций в энергоснабжение.

Становится очевидным, что в рамках ЕврАзЭС необходимо проведение адекватной

энергетической политики, которая бы минимизировала риски нарастания энергодефицита и заложила надежную основу обеспечения энергобезопасности всех и каждого члена Сообщества и их устойчивого развития.

Низкий уровень энергетической независимости при наличии значительного гидроэнергетического потенциала обуславливает стремление Таджикистана и Кыргызстана к развитию гидроэнергетики. По данным Программы ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), возобновляемый гидропотенциал в Центральной Азии в настоящее время используется только на 6%. Основной объем гидропотенциала сконцентрирован в Таджикистане, что обеспечивает ему восьмое место в мире после Китая, России, США, Бразилии, Заира, Индии и Канады.

Уникальную экологическую систему представляет собой бассейн Аральского моря: две великие азиатские реки Сырдарья и Амударья, берущие начало в горах Тянь-Шаня и Памира, связывают шесть стран Центральноазиатского региона, включая Афганистан. Здесь географически и исторически сложилась особая структура формирования и использования водного стока.

Страны Центральной Азии находятся в тесной взаимной зависимости в вопросах использования водных ресурсов. Основная часть водных ресурсов бассейна Аральского моря формируется в верховьях рек: на территории Кыргызстана и Таджикистана. В то же время, преобладающая их часть используется на нужды орошения в низовьях рек - в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, - где сосредоточено более 83% орошаемых земель региона.

Табл. 4 Речной бассейн Аральского моря в ЦА в куб. км.

Страна

Речной бассейн

Всего по басейну Аральского моря

 

Сырдарья

Амударья

кубич. Км.

%

Казахстан

4.5

-

4.5

3.9

Кыргызстан

27.4

1.9

29.3

25.3

Таджикстан

1.1

62.9

64

55.4

Туркменистан

-

2.78

2.78

2.4

Узбекистан

4.14

4.7

8.84

7.6

Афганистан

-

6.18

6.18

5.4

Итого

37.14

78.46

115.6

100

Страны, богатые запасами ископаемого топлива, в особенности Казахстан, смогли превратить свои энергетические ресурсы в значительный объем экспорта, выйдя на рынки за пределы Центральной Азии. В противоположность Казахстану, Кыргызская Республика и Таджикистан, сталкиваются с нехваткой энергоресурсов в зимнее время, а их попытки обеспечить крупные рынки экспорта для летних излишков гидроэнергетических ресурсов не имели успеха. Однако, политические перемены в Афганистане и устойчивый экономический рост в других соседних странах, таких как Китай, Иран, Пакистан и Россия, повысили в регионе ожидания того, что возможности для экспорта значительных объемов гидроэнергетических ресурсов за пределы региона могут материализоваться. Затем за эти ожидания пробудили надежду, что может быть получена поддержка для инвестиций в крупные новые сооружения по выработке электроэнергии.

Ежегодный внутренний спрос в Центрально-азиатских республиках может быть удовлетворен приблизительно до 2020 года посредством реализации мер по сокращению потерь, реабилитации существующих вырабатывающих мощностей и региональной торговли в небольших объемах. Сезонная недостаточность поставок в зимнее время останется. Хотя для удовлетворения этой нехватки наиболее эффективным вариантом с точки зрения затрат является торговля в небольших объемах, потребуется выработать некоторый дополнительный объем электроэнергии, чтобы удовлетворить спрос в зимнее время.

Кроме этого для стимулирования внутри региональной торговли потребуется определенное обновление линий электропередач, включая строительство линии электропередач Север-Юг в Казахстане, и рассмотрение вопроса разгрузки линий электропередач в южной части центрально-азиатской сети.

Основные крупные проекты по выработке электроэнергии в Центральной Азии, скорее всего, будут жизнеспособными только в том случае, если будет обеспечен доступ к экспортным рынкам за пределами региона. Афганистан, Пакистан, Иран, Китай и Россия - все они являются потенциальными рынками для электроэнергии, вырабатываемой в Центральной Азии. Пакистан и Иран имеют большую привлекательность потому, что их пиковая нагрузка приходится на летнее время, когда в Центральной Азии существует самый большой потенциальный избыток электроэнергии.

Доступ к этим рынкам принесет в частности выгоды Кыргызской Республике и Таджикистану, так как они являются странами, имеющими потенциал экспортировать значительные объемы электроэнергии. Узбекистан (и в некоторой степени Казахстан), имеют потенциал экспортировать энергию с тепловых станций в зимнее время, а также получать выгоду от своей роли транзитных стран в перспективе и в качестве потенциальных продавцов электроэнергии. Получение доступа на эти рынки, однако, натолкнется на ряд ограничений.

В настоящее время Афганистан сталкивается с серьезной нехваткой электроэнергии. Он имеет небольшие мощности по выработке энергии и не обладает достаточными ресурсами для строительства новых мощностей. Импорт электроэнергии представляет собой решение ближайшего будущего для удовлетворения спроса на электроэнергию. Однако, отсутствие у страны ресурсов также означает трудности в оплате за импорт электроэнергии. Поэтому, в то время как можно ожидать осуществление определенной торговой деятельности между Центральной Азией и Афганистаном, маловероятно, что эта страна будет представлять собой значительный рынок для центрально-азиатского экспорта.

Особого внимания заслуживает тот факт, что Пакистан переживает пиковую нагрузку в летнее время, когда в Центральной Азии имеются существенные излишки вырабатываемой электроэнергии. Однако, для того, чтобы выйти на рынок Пакистана, необходимо построить 500-кВ линию электропередач http://www.torgpredkg.ru/index.php/81-2011-08-01-13-58-27/854-novosti-kirgizii-2014-02-20-na-17-00. Пакистан выразил значительную заинтересованность в обеспечении доступа к электроэнергии из Центральной Азии, и, в конечном итоге, это возможно поможет мобилизовать финансирование, необходимое для строительства линии электропередач через Афганистан. Но строительство такой линии является ключевым препятствием, которое необходимо будет преодолеть.

Делись добром ;)