Роль заготовительного оборота в увеличении прибыли, резервы и пути их роста в современных условиях

дипломная работа

1.3 Механизм взаимодействия объемных и качественных показателей хозяйственной деятельности при обеспечении конкурентоспособности предприятия

При изучении роли заготовительного оборота в увеличении прибыли необходимо изучить механизм взаимодействия объемных и качественных показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Следует выделить, что в заготовках показатели деятельности делятся на объемные и качественные. Первые определяют количественную сторону деятельности :

· объем закупок различных видов сельскохозяйственной продукции и сырья;

· заготовительный оборот;

· объем реализации продукции;

· величина остатков товаров заготовок и другие.

Вторые - качественные:

· уровень расходов;

· рентабельность;

· производительность труда и другие.

При определении увеличения объема деятельности, как правило, улучшаются качественные показатели, и наоборот. Так рост производительности труда приводит к росту заготовительного оборота.

Заготовительный оборот характеризует выход продукции из сферы сельскохозяйственного производства и поступления ее в сферу торговли и потребления. Достоинства этого показателя состоит в том, что он не содержит повторного счета. Важно заметить, что объем закупок, заготовительный оборот выступают показателями конечного результата сельского хозяйства и в этом качестве характеризуют количественную сторону связи двух отраслей. При оценке эффективности работы заготовительных организаций необходимо учитывать не только объем закупок продукции, но и объем ее реализации, которые показывают выход из сферы заготовок.

Таким образом, объем реализации закупленной продукции так же относится к числу показателей характеризующих конечные результаты деятельности заготовительных организаций.

Объем реализации продукции более тесно, чем заготовительный оборот связан с качественными показателями деятельности, как :

· прибыль;

· рентабельность;

· доходы;

· расходы и другие.

Доход заготовительные организации получают только после реализации продукции и её оплаты покупателем. С завершением реализации продукции прекращаются так же расходы заготовительных предприятий. Поэтому уровень рентабельности и расходов, исчисленные к обороту по реализации, наиболее полно отражают финансовые результаты и эффективность работы заготовительных организаций.

При оценке результатов работы заготовительных организаций по объему реализации возникает необходимость более глубокого изучения конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции и стремление закупать больше продукции, отвечающей требованиям промышленности и спросу населения с целью ускорения оборачиваемости товаров заготовок и увеличения эффективности средств, вложенных в заготовительную деятельность. Если заготовительный оборот «состыковывает» сферу заготовок с сельским хозяйством, то оборот по реализации -- с перерабатывающим предприятиями. Оборот по реализации для оценки эффективности можно использовать не в оптово-отпускных, а в закупочных ценах, что упрощает расчеты и обеспечивает сравнимость оборота по закупкам и реализации

Таким образом, оба эти показателя можно считать эффектом заготовительной деятельности.

Заготовительный оборот находится в тесной увязке с качественными показателями: прибылью, рентабельностью, доходами, расходами и другими. Эти показатели изменяются под воздействием следующих факторов:

· объем заготовительного оборота;

· структура заготовительного оборота;

· формы товародвижения;

· источники поступления продукции;

· сроки закупок сельскохозяйственной продукции;

· качество сельскохозяйственной продукции.

Так, рост объема оборота всегда ведет к снижению расходов, но не вызывает изменения уровня дохода. Поэтому рост объема заготовительного оборота сопровождается ростом рентабельности и ростом прибыли.

Товарный состав заготовительного оборота является определяющим фактором, так различен уровень рентабельности отдельных сельскохозяйственных продуктов и сырья. Повышение в обороте удельного веса низкорентабельных видов продукции снижает рентабельность заготовительной деятельности, и наоборот, рост доли высокорентабельных видов -- повышают рентабельность. Структура заготовительного оборота различных заготовительных организаций различна, поэтому наблюдаются резкие колебания рентабельности заготовительных организаций.

Формирование рыночной экономики предполагает развитие конкуренции между отдельными отраслями, организациями и предприятиями, базирующимися на разных формах собственности.

Потребительская кооперация, как многоотраслевая система, сможет выиграть конкурентной борьбе при условии высокой конкурентоспособности и финансовой устойчивости собственных организаций и предприятий.

Конкуренция -- это совокупность процессов, в основе которых лежит стремление предприятий улучшить или стабилизировать свою положение на рынке.

Иными словами, это экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за привлечение как можно большего числа покупателей и получения благодаря этому максимальной выгоды.

Конкурентоспособность любой продукции может быть определена только в результате ее сравнения с продукцией конкурентов при реализации; по своей сути она отражает отличие продукции от товаров конкурентов по степени удовлетворения общественной потребности.

Если под конкурентоспособностью продукции понимать «характеристику продукции, которая отражает отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение», то следует определить, какие показатели позволяют оценить конкурентоспособность предприятия.

Заготовительные предприятия, стремясь улучшить свое положение на рынке, представляют покупателям свои виды сельскохозяйственной продукции и сырья, постоянно улучшая их потребительские свойства.

Соответствие закупаемой продукции общественным потребностям на нее проявляется в момент реализации и выражается в установлении цены.

Если закупаемая заготовительными предприятиями сельскохозяйственная продукция является более качественной и пользуется повышенным спросом покупателей, то она будет реализована по более высоким ценам в большем объеме, что в конечном итоге отразится на увеличении суммы прибыли и уровня рентабельности.

Если же закупаемая сельскохозяйственная продукция не соответствует потребностям покупателей и не пользуется спросом, то объемы ее реализации будут незначительными, что повлечет за собой снижение суммы полученной прибыли.

Отсюда можно сделать вывод о том, что показателем, характеризующим соответствие закупаемой заготовительными предприятиями сельскохозяйственной продукции общественным потребностям на нее, может являться сумма прибыли и уровень рентабельности.

Вторую сторону конкурентоспособности -- размер затрат на удовлетворение общественной потребности на сельскохозяйственную продукцию -- в заготовительном предприятии можно выразить с помощью суммы и уровня расходов.

Таким образом, соединив эти две стороны конкурентоспособности, можно утверждать, что уровень конкурентоспособности заготовительного предприятия можно рассчитать по следующей формуле :

Ук=П/ИО*1000, (1.3.1)

где: П -- сумма балансовой прибыли;

ОИ -- сумма расходов.

Этот показатель характеризует размер прибыли, полученной предприятием с каждой тысячи затрат, вложенных в заготовительную деятельность.

Однако, этого показателя недостаточно для того, чтобы дать всестороннюю оценку конкурентоспособности заготовительных предприятий. С этой целью необходимо использовать систему показателей, включающую в себя:

Ш коэффициент конкурентоспособности, рассчитываемый по формуле:

Кк=Урi/Урmax, (1.3.2)

где: Урi -- уровень рентабельности i-го заготовительного предприятия;

Урmax -- максимальный уровень рентабельности анализируемых заготовительных предприятий (или средний).

Этот показатель должен быть ближе к уровню конкурентоспособности, в этом случае заготовительное предприятие находится в числе лидеров.

Этим коэффициентом мы не только оцениваем достигнутый уровень рентабельности предприятия, но и сравниваем его с максимальным, то есть в некотором роде, оцениваем его конкурентоспособность.

Ш коэффициент платежеспособности (ликвидности), определяемый по формуле:

Кп=ТА/КО, (1.3.3)

где: ТА -- сумма текущих активов на конец года (3-ий раздел актива баланса);

КО -- сумма краткосрочных обязательств на конец года (3-ий раздел пассива баланса).

Этот показатель отражает степень платежеспособности предприятия для погашения своих краткосрочных обязательств. Если этот коэффициент меньше единицы, то предприятие не в состоянии погасить свою краткосрочную задолженность, то есть оно неплатежеспособно. Если коэффициент ликвидности равен 1, то несмотря на свою способность погасить краткосрочную задолженность, предприятие не имеет «запаса прочности».

Поэтому коэффициент ликвидности должен быть больше единицы.

Доля прибыли в общей сумме доходов заготовительного предприятия. Она характеризует издержкоемкость продукции и спрос на нее.

Размер остаточной прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, проведения отчислений в выше стоящие организации, погашения долгосрочных обязательств. Это та прибыль, которая реально распределяется и используется внутри предприятия.

Очень важное значение имеет также наличие в районе деятельности предприятия конкурентов. Показателем, определяющим конкурентоспособность заготовительного предприятия по отношению к своим конкурентам, является его удельный вес в закупках сельскохозяйственной продукции региона.

Делись добром ;)