Фирма в рыночной экономике. Цель, задачи, функции
В научной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия -- «предприятие» и «фирма». Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее,под фирмой в России чаше понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма - общее понятие коммерческой организации.
Понятие «фирма» широко используется в практике стран с рыночной экономикой и в современных отечественных и западных учебниках, при этом по-разному трактуются те или иные стороны данного термина. Так, А.Ю. Юданова выделяет четыре стороны природы фирмы и определяет это понятие следующим образом: фирма -- это:
1) организация, концентрирующая и использующая ресурсы для производства товаров (услуг) в целях получения прибыли;
2) коллектив работников, организационно способный решать поставленные перед ним задачи;
3) ассоциация независимых субъектов рынка, преследующих взаимно согласованные цели;
4) рыночный институт, минимизирующий общий уровень издержек.
Авторы учебника «Экономика фирмы» под редакцией И.П. Иващенко подразумевают пол фирмами самостоятельные хозяйственные субъекты в различных сферах экономики, ведущие свою деятельность на коммерческой основе.
С точки зрения системного подхода фирма представляет собой целостную социально-экономическую открытую систему, целью деятельности которойявляется максимизация результатов.
В широком смысле, фирма -- это общее название любой хозяйственной единицы предпринимательства независимо от ее размеров, организационной формы и характера собственности.
Принято считать, что предприятие без фирменного наименования не может иметь другие юридические лица в своей структуре. Напротив, в составе фирм могут находиться подчиненные ей юридические лица, и том числе филиалы, дочерние предприятия и другие коммерческие и некоммерческие (например, оздоровительные) структуры. Нередко они имеют самостоятельный уставный капитал, расчетный счет в банке, право распоряжаться вверенным им имуществом и несут ответственность за результаты своей деятельности. Как правило, филиалы, представительства и отделения фирмы размещаются на различных отдаленных территориях. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
· производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой товарнойпродукции личного, общественного и производственного потребления;
· торговые организации;
· брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации.
Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
Целями деятельности фирмы являются удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество.
Важность наличия у фирмы цели обусловлена также необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и в первую очередь - наемных менеджеров.
В соответствии с основной целью производственного предприятия -- получением прибыли на вложенный впроизводство труд и капитал -- выстраивается цепь действий. Прежде всего, предприятие определяет:
· куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал;
· каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала.
С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (фирмой) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказании услуг в целях удовлетворении общественных потребностей и получения прибыли.
К важнейшим задачам действующего предприятия (фирмы) относятся:
· возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
· недопущение сбоев в работе предприятии (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной, бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
· обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможности профессионального роста работников;
· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
· охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов):
· стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
К основным функциям производственного предприятия можно отнести:
1. изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия и спросом па рынке;
2. продажу и поставку продукции потребителю:
3. послепродажное обслуживание продукции:
4. материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;
5. управление и организацию труда персонала на предприятии;
6. повышение качества продукции;
7. снижение удельных издержек и рост объема производства на предприятии;
8. предпринимательство;
9. уплату налогов, внесение обязательных и добровольных взносов и осуществление платежей в бюджет и др.:
10. соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.
Функции предприятия (фирмы) конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия (фирмы), который определяется объемом производства, отраслевой принадлежностью, степенью специализации и кооперирования, наличием коммерческой и социальной инфраструктуры, формой собственности, взаимоотношениями с местными органами власти.
Предприятие несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери. За счет выручки от реализации продукции (услуг) оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а также на закупкусырья и материалов, оплату рабочей силы.
Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботиться о том, чтобы изготовленная продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта. Продукция низкого качества, так же как и слишком дорогостоящая, заставляет потребителя искать поставщика, у которого можно приобрести те же изделия с лучшими качественными показателями или поболее низкой цене. Чтобы не терять потребителей, специалисты предприятия изучают рынки сбыта продукции, принимают меры по ускорению научно-технического прогресса, улучшению качества продукции, снижению ее себестоимости. Фактически ситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффективности экономической политики правительства.
- Фирма в рыночной экономике. Цель, задачи, функции
- Задача 1. Предприятие выпустило за год тысячу изделий. Себестоимость единицы составляет 25 300 руб., цена больше себестоимости на 15 %. Среднегодовой остаток оборотных средств составляет 500 000 руб. Определить длительность одного оборота в днях. Количество дней в году принять равным 360.
- Задача 2. С начала периода на предприятие поступил более качественный материал. В результате роста оптовой цены и роста объема производства, обусловленным улучшенным качеством материала, предприятие по сравнению с предыдущим годом дополнительно затратило 187,5 тыс. руб. В связи с ростом объема произ
- Следует: 1. установить прирост объема производства изделий.
- 2. рассчитать себестоимость изделий в отчетном периоде.
- 3. выявить годовую экономию на себестоимости изделий.
- Список литературы
- 6. Роль фирмы в рыночной экономике.
- 1185 Роль фирмы в рыночной экономике
- 1 Роль и место фирмы в рыночной экономике. Фирма и предприятие. Цели деятельности фирмы
- Роль фирм в рыночной экономике. Классификация фирм
- 11. Фирма и ее роль в рыночной экономике
- § 7.1. Фирма в рыночной экономике
- Глава 7. Фирма в рыночной экономике
- Роль фирмы в рыночной экономике.
- «Роль фирмы в рыночной экономике».
- Фирма и цели ее деятельности Фирма – основной институт в рыночной экономике