Роль инвестиций в развитии национальной экономики

курсовая работа

2.2 Проблема инвестиций в современной экономике России

Особенности переходного этапа развития российской экономики обусловили большую сложность осуществления инвестиционного процесса. Глубокий экономический кризис, охвативший в условиях переходного периода все сферы хозяйственной жизни общества, в том числе и инвестиционную, активизировал факторы, дестимулирующие инвестиции. При этом реализация общих закономерностей инвестиционного процесса значительно модифицировалась.

Основные причины снижения инвестиционной активности в российской экономике следующие:

· длительный экономический спад;

· уменьшение валовых национальных сбережений;

· инфляционные процессы и снижение устойчивости национальной валюты;

· структурные деформации денежной массы;

· сокращение инвестиционных расходов бюджета при некомпенсированном росте финансирования инвестиций из собственных и привлеченных средств предприятий;

· обострение кризиса бюджетной системы;

· рост неплатежей;

· неустойчивое финансовое положение предприятий;

· нарушение процессов формирования общественного капитала, соотношения между системой процентных ставок и уровнем рентабельности реального сектора экономики;

· предпочтения в получении доходов на финансовом рынке, незначительный приток иностранных инвестиций;

· ошибочность экономической политики государства, опирающейся на либерально-монетаристскую модель рыночных преобразований, отсутствие государственной инвестиционной стратегий;

· несовершенство законодательства;

· медленный темп институциональных реформ и др.

Насколько полезны (или опасны) были для государства иностранные инвестиции в том виде, в котором они поступали в Россию в период реформ? Насколько полезны и эффективны для страны были значительные инвестиции в высокоразвитые иностранные государства и в развитие крохотных, зависимых от Великобритании, островов?

Поверхностно анализируя этот вопрос, отметим следующее.

1. В России от продажи природных ресурсов в нулевых были накоплены сотни миллиардов долларов. Но эти деньги в развитие государства практически не вкладывались, причем значительная их часть была отправлена за рубеж. А нужен ли нам контроль Запада над нашими денежными накоплениями?

2. Российские чиновники сделали упор на привлечение в страну чужих денег. В Россию за время реформ поступили в качестве инвестиций (прямых и прочих) сотни миллиардов долларов. Но какую пользу они принесли государству? Где современнейшие технологии, где десятки тысяч современных предприятий, производящих качественные товары? Где миллионы новых рабочих мест на этих предприятиях? При этом отметим, что объемы поступивших в страну прямых инвестиций были примерно равны объемам прямых инвестиций российских организаций (в т. ч. банков) за рубеж. За 19 лет реформ, с 1992 г. по 2010 г., сальдо составило +26 млрд. долл. (в среднем 1,4 млрд. долл. за год).

3. Значительная часть иностранных инвестиций поступила в Россию из офшоров. А это значит, что наши доллары, выведенные в офшоры, возвращались в страну уже как иностранные, уже от иностранцев. Со всеми вытекающими последствиями.

4. Основные суммы иностранных инвестиций в Россию - это кредиты. То есть эти инвестиции (в том числе и бывшие российские деньги, вернувшиеся из оффшоров уже как иностранные инвестиции) все больше в Россию и прямыми инвестициями России за рубеж), млрд. долл. (учтены инвестиции органов государственного управления, банков и прочих секторов).

Ввезли 42,8 млрд., а вывезли 52,5 млрд. Все эти годы разность между ввезенными вывезенными инвестициями не превышала 1,8 млрд. долл., а 4 года она вообще была отрицательной. Общая сумма долгов организаций и государственного сектора (в основном - организаций) к началу 2011 года превысила 500 млрд. долларов, что в 1,8 раз превышает сумму доходов федерального бюджета 2010 года, и почти в 14 раз больше той суммы, которую получило государство от приватизации в 1992 - 2010 гг. всех 143 тысяч государственных предприятий. Наглядный пример результатов тихой и незаметной для посторонних «работы» таких инвестиций - крупнейший аэропорт государства Домодедово.

5. Российские «инвестиции» в офшоры - следствие «оптимизации налогов» предпринимателями. Ясно, что «оптимизация» приносила дополнительные прибыли предпринимателям и, соответственно, приводила к уменьшению налоговых платежей в бюджет государства. Ущерб для государства от такой «оптимизации налогов» оценке не поддается.

6. Основная часть инвестиций, направленных организациями России за рубеж, - это «прочие», т.е. банковские вклады и кредиты.

Таблица SWOT-анализа иностранных инвестиций в Россию

Сильные стороны:

Слабые стороны:

географическое положение (близость к европейскому и азиатскому рынку)

квалифицированная рабочая сила

наличие значительного количества природных ресурсов на территории страны

относительно низкие издержки факторов производства

принятие Земельного, Таможенного и Налогового Кодексов

растущая покупательная способность внутреннего рынка

Коррупция

административные барьеры

высокая неопределенность

значительные регулирующие барьеры для ведения бизнеса

непрозрачность принятия политических решений

неэффективность судебной системы

«развитая» бюрократия

слабое конкурентное законодательство

организованная преступность

Возможности

Угрозы

высокий уровень экономического роста

макроэкономическая стабильность

политическая стабильность

проведение структурных реформ

высокая зависимость политической и экономической стабильности от конъюнктуры на мировых рынках нефти

отсутствие согласованной и целенаправленной политики привлечения ПИИ

слабое инвестиционное законодательство

Меры по улучшению инвестиционного климата в России:

· Снижение административных барьеров и дебюрократизация экономики

Необходимость дебюрократизации экономики обсуждается практически на каждой встрече с представителями Правительства и деловым сообществом. Снижение административных барьеров для входа на рынок и создание равных конкурентных условий повысит уровень рыночной конкуренции, даст толчок развитию малого и среднего бизнеса, позволит рыночными методами перераспределить трудовые ресурсы из неэффективных предприятий в более эффективные и востребованные секторы экономики.

· Система регистрации юридических лиц. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях". Указанные законопроекты основаны на принципе единообразия и идее "одного окна" и предусматривают единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности, а также принципы ведения единого государственного реестра юридических лиц.

· Защита прав собственников и инвесторов.

В области защиты прав собственников и инвесторов наметились обнадеживающие сдвиги, как со стороны государственного подхода к этой проблеме, так и в вопросе заинтересованности собственников и менеджеров в повышении капитализации компаний, нормализации отношений между собой и с владельцами внешнего капитала. Это можно расценивать как появление в российском частном секторе действительно эффективных собственников, заинтересованных в реализации долгосрочных экономических проектов, выстраивании стабильных легальных связей со своими контрагентами, развитии своего бизнеса и его интеграции в мировую экономику.

· Совершенствование корпоративного управления.

Корпоративное право должно быть дополнено нормами, регламентирующими процедуры слияния и поглощения, процедуры выделения и разделения хозяйственных обществ в тех случаях, когда в результате этого формируются юридические лица с доминирующим собственником, механизмы интеграции (создания холдингов, финансово-промышленных групп и иных интегрированных бизнес-групп).

Также, требуется существенное усиление ответственности собственников за действия исполнительных менеджеров и за собственные решения по развитию подконтрольной корпорации, принятые на уровне собрания акционеров или совета директоров. Необходимо сформировать условия для поддержания баланса интересов между различными группами акционеров (собственников), в первую очередь - между доминирующими и миноритарными акционерами.

· Налоговая реформа.

Налоговая реформа затрагивает либерализацию амортизационной политики, снимает ряд существующих ограничений при отнесении на затраты отдельных расходов, связанных с извлечением прибыли и в значительной степени приближает порядок налогообложения доходов и расходов к порядку, установленному международными правилами бухгалтерского учета.

· Переход на международные стандарты учета.

Осуществление комплекса мероприятий по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с принципами, содержащимися в международных стандартах финансовой отчетности, является в настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Правительства Российской Федерации и требует внесения изменений в действующее законодательство.

· Вступление России в ВТО.

Внешнеэкономическая политика России сегодня во многом формируется под воздействием мирового рынка и международной конкуренции. Учитывая эти процессы, Россия готовится присоединиться к ВТО.

К настоящему времени завершен в целом первый, так называемый информационный этап процесса присоединения, и одновременно ведется обсуждение обязательств России по присоединению к многосторонним соглашениям ВТО, затрагивающим те или иные аспекты российского регулирования в области торговли и экономики.

· Таможенное регулирование и администрирование.

Направленность таможенной политики стимулирования притока инвестиций обеспечивается совершенствованием Таможенного тарифа Российской Федерации.

Планируется дальнейшее снижение ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование, а также на отсутствующее в России сырье при сохранении необходимого уровня тарифной защиты готовых потребительских изделий. Это позволит создать благоприятные возможности для ввоза в Россию оборудования, комплектующих, полуфабрикатов и т.д. для организации современных, в том числе сборочных производств взамен ввоза готовой продукции.

· Реформирование банковской системы России.

Процесс преобразований в финансовом секторе России в существенной мере определяется ходом реформирования банковской системы. Органам регулирования деятельности кредитных организаций за последние два года удалось в целом решить задачу расчистки банковской системы от неплатежеспособных банков, сохранения жизнеспособного ядра банковской системы и восстановления возможностей кредитных организаций по предоставлению базового комплекса услуг. Так, в настоящее время доля финансово стабильных банков в активах действующих кредитных организаций составляет практически 90%.

Укрепление финансового положения банков стимулирует их постепенный разворот в сторону кредитования реального сектора экономики

Делись добром ;)