Роль конкуренции в становлении и развитии предпринимательства

реферат

1. Понятие конкуренции

1.1 Сущность и основные формы конкуренции

Конкуренция между товаропроизводителями - тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Также можно описать конкуренцию и между потребителями, как их взаимоотношения между собой по поводу установления цен и формирования объема спроса на рынке.

Слово конкуренция ("сoncurrentia") в переводе с латинского языка обозначает "соревнование, соперничество". Как экономическая категория конкуренция представляет собой борьбу товаропроизводителей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг на рынке, а также за присвоение себе больших прибылей.

Конкуренция играет роль регулятора темпов и объемов производства, тем самым побуждает производителя повышать производительность труда, внедрять достижения науки и техники, совершенствовать организацию труда, технологию и т.д. Конкуренция является одним из факторов упорядочения цен, стимулом инновационных процессов, т.е. внедрения в производство новых технологий и изобретений. Она также способствует рациональному использованию ресурсов, вытеснению из производства неэффективных предприятий, предотвращает диктат монополистов по отношению к потребителю. Конкурентная борьба благоприятствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. При этом ресурсы распределяются по видам производства и отраслям так, чтобы продукция, которая получяется при их использовании, приносила прибыль. Таким образом, конкуренция является регулирующей силой в условиях рынка. Конкуренция выполняет в современной экономике еще одну важную функцию - она заставляет предпринимателей учитывать интересы потребителей, а значит, и общества в целом. При конкуренции рыночная среда из большого количества товаров отбирает только те, которые необходимы потребителям. Именно их удается продать.

Около 8 из 10 новых товаров не удерживаются на рынке по ряду причин:

1. Недостаточное изучение спроса именно на данный товар.

2. Технические и эксплуатационные дефекты товара.

3. Неэффективная реклама.

4. Завышенная цена. Кстати, виноваты сами торговцы, когда завышают рекомендуемые поставщиками или производителями цены. Следует помнить, что серьезные производители сначала проводят маркетинговые исследования предполагаемой цены, которую могут заплатить потребители.

5. Непредвиденные ответные действия конкурентов.

6. Неверно выбранное время выхода на рынок.

7. Нерешенные производственные проблемы.

С конкурентами не только воюют, но стараются сотрудничать:

- часто кооперируются по закупкам (сообща получают скидки за большие объемы);

- объединяют усилия в реализации, нанимая общий транспорт;

- дают общую рекламу. Объединив усилия, можно использовать более дорогие СМИ или давать более крупные объявления и более часто;

- нанимают общий склад;

- устанавливают общий уровень цен.

Последнее преследуется Антимонопольным комитетом, но доказать всегда трудно.

Создание конкурентных преимуществ. Эта политика держится на трех блоках.

1. Конкурентное преимущество - это преимущество, достигаемое за счет более высокой ценности либо низких цен, либо за счет больших выгод, оправдывающих более высокие цены.

2. Анализ конкурентов производят по следующим направлениям:

- выявление конкурентов;

- определение целей конкурентов;

- установление стратегии конкурентов;

- оценка возможных реакций конкурентов;

- выбор конкурентов, которых следует атаковать и которых лучше избегать.

Разумеется, наиболее реальные конкуренты - это те, кто имеет те же стратегические цели, что и вы. Например, ориентированы на средние или низкие цены либо на минимальный или высший сервис.

Торговая компания должна знать основных конкурентов, владеющих большей долей рынка, а о ближайшем конкуренте надо знать практически все: досье на руководителей; стратегию финансирования; долгосрочные планы; кто его поставщики; каково качество, характеристики и комплектность каждого его товара; об уровне его сервиса; о политике ценообразования; о зонах сбыта; о кадровой политике (число работающих, зарплата, стимулирование); о маркетинге (о рекламе и бюджете, продвижение товаров); торговые марки-лидеры конкурентов; вид, особенности упаковки товаров-конкурентов; данные о прибылях и убытках; особенности фирменного стиля, оформление витрин, состояние офисов, производственных и торговых помещений.

При оценке сильных и слабых сторон конкурентов, обычно труднее узнать об их слабостях. Информацию о конкурентах можно получать из открытой прессы. Лидеры - конкуренты могут давать пиаровские публикации и объявления в газетах или выступать по ТВ.

В странах, которые принято называть цивилизованными, нормой является коммерческий шпионаж. Своих наблюдателей засылают к конкурентам или внедряют своих специалистов в их структуры. Многое дают опросы потребителей, поставщиков и дилеров. Например, можно встать на выходе из магазина конкурента, представляясь работником его отдела маркетинга, опросить входящих покупателей, что нравится, а что нет.

3. Конкурентные стратегии. Каждый конкурент реагирует на действие другой компании по-своему. Например, кто-то реагирует только на снижение цены или усиление рекламы.

Каких конкурентов атаковать, а каких стоит избегать? Обычно атакуют более слабых. Однако, если найти брешь у сильных конкурентов, то это может принести удачу. Чаще всего компании состязаются с конкурентами, которые больше всего похожи на них самих.

Вот три выигрышные стратегии в конкурентной борьбе:

1. Абсолютное превосходство по издержкам, ориентация на низкую цену товаров и услуг.

2. Специализация позволяет стать лидером на узком сегменте. Проигрышная стратегия - ориентироваться на безликого «среднего» покупателя.

3. Концентрация усилий на качественном обслуживании нескольких рыночных сегментов не для экономии средств, а для лидерства.

Следует выделить еще раз, что в основе надежной конкурентоспособности лежит уникальность торгового предложения.

Делись добром ;)