Роль лизинга в деятельности ЗАО "Русский хлеб"

дипломная работа

1.3 Правовое регулирование лизинга в России

Началом правового регулирования в России можно считать 1994 год, когда был принят Указ Президента РФ от 17 сентября 199г. № 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" [2]. И хотя данный Указ допускает ошибки в определении параметров будущего правового регулирования лизинговых отношений, нужноотдать ему должное как первому в России правовому акту в этой области. Некоторые положения Указа весьма напинают "ковалерийскую атаку": при отсутствии какого- либо правового регулирования лизинга в Указе говорится о "развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий", "создании координационного центра по развитию лизинга в оборонных отрослях промышленности" и т.п.[13].

Указ президента РФ от 17 сентября 1994 г. №1929 безусловно имеет важное значение в деле правового регулирования отношений, связанных с лизингом имущества, а также присоединения России к Конвенции о международном финансовом лизинге [5].

Следующим значительным шагом в развитии правового регулирования лизинга стали постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" и утверждённое этим постановлением Временное положение о лизинге [4].

Необходимо подчеркнуть , что постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 № 633, утвердившее временное положение о лизинге, включало в себя ряд положений, которые были напрвлены на создание благопрятных условий для развития лизинга в России.

С 1 марта 1996 г. была введена в действие часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации. В составе главы 34 ГК имеются нормы о договоре финансовой аренды (лизинга), объединённые в § 6 (ст.665- 670). Несмотря на небольшое число норм, регулирующих непосредственно договор финансовой аренды (лизинга), ГК не предусматривает принятия каких - либо федеральных законов или иных правовых актов о договоре финансовой аренды (лизинга) рассматривается в ГК в качестве отдельного вида договора аренды (имущественного найма), поэтому договор финансовой аренды (лизинга) за пределами норм, сосредоточенных в § 6 главы 34, регулируется общими положениями об аренде (§1, главы 34 ГК). Тем самым достигается полное и комплексное регулирование договора финансовой аренды (лизинга) [9].

После введения в действие норм ГК о финансовой аренде (лизинге) Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. и названные выше постановления Правительства РФ о лизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей гл.34 (§ 1 и 6) ГК.

После принятия части второй Гражданского кодекса РФ продолжали издаваться постановления Правительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности, однако все они носили чисто организационный характер и не содержали положений, направленных на позитивное регулирование договора лизинга.

Как уже отмечалось, в ГК не предусмотрено принятия каких - либо иных федеральных законов и других правовых актов, направленных на регулирование договора лизинга. Однако Государственной Думой 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон "О лизинге" [3].

В результате изучения текста Федерального закона "О лизинге" складывается впечатление, что его разработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе его принятия исходили из того, что в российском и международном частном праве отсутствуют какие - либо нормы, регулирующие договор лизинга. Толь этим модно объяснить наличие в данном Федеральном законе большого числа предложений, противоречащих не только нормам ГК, но и Конвенции о международном финансовом лизинге. Более того, само представление о договоре лизинга, его понятии, основных признаках и видах, которое следует из текста Федерального закона "О лизинге", оказалось иным по сравнению с тем, которое было положено в основу Оттавской конвенции и норм ГК о договоре финансовой аренды (лизинга).

"Забыли" авторы законопроекта, а вместе с ними и законодатель, основной термин для лизинговых правоотношений , а именно - "аренда". Вместо этого говорится о некоем договоре, по которому имущество передаётся за определённую плату, на определённый срок и на определённых условиях, обусловленных договором. Но ведь договором можно "обусловить условия", которые не позволят квалифицировать его как договор аренды [5]!

Что же касается содержащихся в Федеральном законе "О лизинге" норм о финансовом лизинге, то они подлежат применению лишь в части, соответствующей положениям ГК, причём речь идёт о положениях ГК как о финансовой аренде (лизинге), так и общих положениях об аренде, применяемых при отсутствии в ГК (§ 6 главы 34) специальных правил о договоре лизинга.

Федеральный закон "О лизинге" выделяет такую форму лизинга, как международный лизинг и включает в себя целый ряд положений, направленных на его регулирование.

Пожалуй, единственной положительной чертой Федерального закона "О лизинге" является наличие в нём некоторых норм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в области валютного, налогового и таможенного законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости дальнейшей и очень тщательной работы над приведением отечественного законодательства о лизинге в соответствие с мировыми нормами.

Делись добром ;)