logo
Российский рынок слияний и поглощений

1. Формирование экономики отраслевых рынков как науки. Подходы к анализу отраслевых рынков

На сегодняшний день проблемы формирования и развития отраслевых рынков изучены достаточно хорошо и данной проблематике уделялось значительное внимание. Большой опыт в изучении проблем формирования и развития отраслей и рынков нашло отражение в трудах Ф.М. Шерера и Д. Росса, М. Портера, Р. Коха, Г. Минцберга и др. Также и в России значительный вклад в исследование вопросов развития отраслевых рынков внесли: С.Б. Авдашева, Н.М. Розанова, А.С. Пелих, И.В. Сергеев, Г.М. Гукасьян, А.С. Плещинский, О.Л. Лямзин, В.Н. Бурков, В.В. Кондратьев и др.

Классическая школа определила основные рыночные и отраслевые элементы и их характеристики, создав четкий контур будущей науки. Советские ученые внесли вклад в разработку планового механизма развития отраслей в условиях концентрации и централизации ресурсов и управления. Современные российские авторы занимаются проблемами трансформации отраслей и рынков, региональными особенностями развития. Зарубежные школы, в первую очередь Гарвардская, акцентируют свое внимание на проблемах стратегического развития отраслевых рынков, активных типах поведения фирм. В общем, в мировой экономической науке существует два подхода к изучению отраслевой организации экономики: подход с точки зрения парадигмы «структура - поведение -результат» и подход с точки зрения теории цен. Первый подход был предложен в 50-е годы Эдвардом Мейзоном и Джоем Бейном и впоследствие получил название «structure -conduct - performance». Второй подход использует микроэкономические модели для объяснения поведения фирм и структуры рынков. В рамках первой парадигмы (эта концепция еще носит название Гарвардской традиции в отраслевой организации) функционирование отрасли (а отрасль и рынок в рамках теории отраслевой организации, если специально не оговорено другое, трактуются как взаимозаменяемые понятия) зависит от поведения продавцов и покупателей, которое определяется структурой рынка. Структура отрасли зависит от таких фундаментальных условий, как технология и спрос на продукт. Например, для отрасли, в которой технологические условия определяют снижение средних издержек производства по мере того, как увеличивается выпуск, будет характерно преобладание только одной фирмы или, возможно, меньшего числа фирм. Эта фирма, максимизируя прибыль, будет использовать методы монопольного ценообразования. Рыночная цена, в свою очередь, будет тем выше, чем менее эластичен отраслевой спрос. Исследования, которые ведутся в рамках этой парадигмы, ставят своей целью проверить, действительно ли определенные характеристики отраслей (например, небольшое число продавцов), оказывают устойчивое влияние на конкурентные стратегии, положение фирм и покупателей на соответствующих рынках (например, высокие цены). Вторая парадигма анализа поведения фирм на рынке - теория цен - исследует проблему экономического выбора, с которым сталкиваются производящие и потребляющие экономические агенты. Отправной точкой анализа в этом случае служат не объективные характеристики отраслей, а закономерности принятия оптимизационных решений. Одним из первых исследователей, применивших микроэкономическую теорию к анализу рынков, был Джордж Стиглер. Он считал, что микроэкономическая теория, используя эмпирические данные о рынках, должна ответить на вопросы относительно причин и последствий государственной промышленной политики. Одной из наиболее актуальных проблем, рассматриваемых в рамках второй парадигмы, является функционирование и результативность квазимонопольных рынков. Экономическая прибыль фирм на рынках с низким уровнем концентрации служит убедительным аргументом в пользу концепции квазимонопольных рынков. Отсутствие жесткой связи между рыночной долей фирмы и ее экономическим положением нуждается в объяснении. Кроме того, необходимо проанализировать процесс возникновения на рынках доминирующих продавцов, обладающих монопольной властью. Особенности квазимонопольных рынков описываются двумя важными теоретическими концепциями: теорией трансакционных издержек и теорией квазиконкурентных рынков. Трансакциоиные издержки, связанные с заключением контрактов и с обеспечением их соответствующего выполнения, ослабляют возможности ценовой конкуренции между агентами рынка. На основании различия уровня и преобладающего типа трансакционных издержек объясняются различия в структуре отрасли, поведении фирм и функционировании рынков. Чем выше уровень транс акционных издержек, тем медленнее осуществляется перераспределение рынка между фирмами, тем более устойчива и консервативна рыночная структура. Этот подход направлен на выявление наборов субъективных и объективных факторов, которые могли бы объяснить политику фирм как по отношению к рынкам, так и в области внутренней структуры. Теория квазиконкурентных рынков, развитая Демзецом, Баумолем, Панзаром и Виллигом, исследует влияние барьеров входа на поведение фирм в отрасли. Отрасль с небольшим числом фирм также может быть конкурентной, если существует угроза входа в отрасль новых фирм. Наличие необратимых затрат, обусловленных входом нового потенциального конкурента на рынок, создают барьеры на его пути и препятствуют рассасыванию экономической прибыли в долгосрочном периоде, поэтому рынок с высокими необратимыми затратами входа характеризуется более высокой степенью монопольной власти. Таким образом, на одном полюсе - поведение фирм в современной рыночной экономике оказывается квазимонопольным, в то время как на другом - господствуют квазиконкурентные рынки. Также, важной проблемой организации отраслевых рынков служит идентификация факторов, определяющих экономическое положение фирм. Исследования зарубежных ученых показывают наличие прямой зависимости доходности капитала фирм от их рыночной доли. Однако наряду с распределением рынка между фирмами на прибыль фирм и на монопольную власть существенно влияет высота барьеров входа в отрасль и вероятность проникновения и успешной конкуренции новых фирм, а также стратегическое поведение участников рынка. Ограничивающие ценовую конкуренцию трансакциоиные издержки и препятствующие входу необратимые затраты, возникающие на рынках с асимметричной информацией о качестве товара, рынках дифференцированного продукта, рынках с развитой системой вертикального контроля, приводят к повышению монопольной власти действующих на рынке продавцов, что отражается на уровне их прибыли. Необходимо отметить, что важным инструментом современного анализа рынков служит теория игр. Теория игр моделирует конкуренцию среди фирм как взаимодействие стратегий, каждая из которых описывает поведение одной из фирм. Стратегия фирмы может, например, определять выпуск, цену продукта и уровень расходов на рекламу. Теория игр описывает, каким образом фирмы формируют свои стратегии и каким образом эти стратегии определяют уровень прибыли фирмы. В науке существует неразрывная связь теории отраслевых рыночных структур с маркетингом: первая дает теоретическую базу для проведения маркетинговых исследований, отвечая на вопросы: где, когда и как целесообразно применять те или другие методы стимулирования сбыта, каким образом эффективно реагировать на действия конкурента. Например, известная книга специалиста по маркетинговой политике фирмы Майкла Портера «Международная конкуренция» во многом базируется на теории рынков. Теория рыночных структур имеет точки соприкосновения и с теорией фирмы, предоставляя углубленное понимание места и роли фирмы в экономике и в экономической теории, а также исследуя альтернативные концепции фирмы и ее поведения во внешней среде. Существует взаимосвязь теории организации отраслевых рынков и с теорией менеджмента: концепции рыночных структур предоставляют теоретические основы управления фирмой, углубляя понимание закономерностей, как рыночного поведения фирмы, так и ее внутренней организации. Эта теория показывает, каким образом складывается то или иное поведение хозяйствующего субъекта, как оно модифицируется в зависимости от реальных и предполагаемых действий других экономических агентов, включая государство. Теория рынков предоставляет классификацию рыночных структур, способы оценки силы влияния экономического агента на параметры рынка. Эта теория приобретает особую значимость с точки зрения проведения эффективной промышленной и антимонопольной политики государства. Теория организации рыночных структур является относительно новой областью экономической теории, особенно бурно развивающейся в настоящее время. Как говорит само название, теория имеет дело с организацией отдельных рынков и отраслей, изучает деятельность фирм в отрасли и влияние их решений на отраслевую организацию. Теория отраслевой организации исследует закономерности формирования и функционирования разного рода рыночных структур, основные принципы поведения фирм на разных рынках, результаты такого поведения для экономики в целом, варианты отраслевой политики государства. Теория организации отраслевых рынков предусматривает развитие инструментария экономического анализа применительно к более глубокому исследованию рыночных структур, углубление понимания закономерностей функционирования отраслей, рынков и фирм, более полное изучение возможности и необходимости государственного регулирования отраслевой структуры.

Таким образом, несмотря на большой вклад как зарубежных, так и российских ученных в изучении отраслевых рынков не решены многие вопросы. До настоящего времени не в полной мере изученными остаются теоретические и практические аспекты формирования и развития отраслевых рынков, связанных, как с в том числе и с глобализацией экономики с учетом современных тенденций развития той или иной сфер. /1/