Рынок информационных услуг в России: проблемы формирования и развития

курсовая работа

1.2. ИТ в России сегодня и завтра

Рост российского рынка ИТ превысил в 2005 г. 20%, удивив тем самым аналитиков и обрадовав игроков. В самом деле, повод для радости пока есть -- выручка от реализации высокотехнологичных продуктов и услуг стабильно растет, по мере роста и усложнения спроса на них. Однако фундамент для всеобщей эйфории «слегка жидковат». Если пару лет назад стало очевидно, что время «легких» денег заканчивается, сегодня вызывает опасения, как бы не закончилось «время денег» в ИТ-отрасли как таковое. Что вполне вероятно в ситуации, когда основным катализатором роста являются цены на нефть. Ввиду продолжительного отсутствия гаранта стабильности пора уже задумываться о факторах жизнестойкости в случае возможного оттока нефтедолларов, что по прогнозам экспертов вполне реально[http://cnews.ru/reviews/free/2005].

Рис.1 Структура российского рынка ИТ по видам затрат предприятий и организаций в 2005 году.

По оценкам CNА, российский ИТ-рынок в 2005 году вплотную приблизился к отметке в 300 млрд.руб. Примерно 250 млрд. руб. было потрачено на закупку нового программного обеспечения и аппаратных средств, около 46 млрд. руб. израсходовано на оплату услуг ИТ-аудита и ИТ-консалтинга и, наконец, немногим менее 3 млрд.руб. предприятия и организации инвестировали в повышение квалификации своих сотрудников в сфере ИТ (ИТ-обучение), что отчетливо видно на рисунке 1.

Существующий объем и структура рынка обеспечивается спросом на ИТ со стороны трех основных групп предприятий. В первую очередь, традиционно стоит отметить спрос со стороны ограниченного числа гигантов экономики, заказывающих масштабные дорогостоящие ИТ-проекты. Типичный пример в этом случае -- внедрение ERP стоимостью от $1-2 млн. и до нескольких десятков млн. долларов. 70-80 % этой суммы, как правило, составляет оплата лицензий и закупка необходимого ПО и АО [http://erpnews.ru/doc1981.html]. Оставшиеся 20-30 % -- средства, приходящиеся на чистые услуги, в идеале включающие аудит, разработку ИТ-концепции (часто сопровождающуюся рекомендациями по оптимизации оргструктуры предприятия) и техническое сопровождение внедрения информационной системы. Такую, довольно значительную сумму, обеспечивают в основном структуры наподобие «Связьинвеста», «Лукойла», ТНК, «Газпрома», «Норникеля» и т.п. Таких заказчиков обслуживают исключительно западные ИТ-компании, имеющие известный мировой бренд.

Но это только единицы. Устойчивую «статистику» спроса создают совершенно другие предприятия и организации, которые заказывают менее дорогие ИТ-проекты стоимостью каждого до $1 млн. Эту нишу также в значительной мере контролируют западные производители информационных систем, рыночная стратегия которых -- компромисс между брендингом и массовостью. Вместе с тем, осуществление значительной части ИТ проектов делегируется и российским интеграторам, являющимся авторизованными партнерами известных западных компаний и работающим по их лицензиям и сертификатам.

По-настоящему массовыми заказчиками ИТ этого уровня являются торговые компании, банки, предприятия сферы услуг. Но вот с реальным сектором экономики -- сектором, который мог бы придать рынку принципиально новую динамику -- дела обстоят не так хорошо. Накопленные CNA [http://www.cnews.ru/reviews/free] за прошлые годы данные показывают, что машиностроительные предприятия пока не слишком активно что-либо внедряют, хотя в целом отрасль демонстрирует весьма неплохие показатели по числу проектов. Это происходит в основном за счет инициатив предприятий-экспортеров, которые представляют собой своеобразные «маяки» отечественного реального сектора экономики. Оценивая его «информационно-технологическую емкость» всегда следует помнить, что такие предприятия как ОАО «КнААПО», «НПК Иркут», ЧНППП «Элара» или УМПО представляют исключения из общей картины.

Наконец, последняя -- самая многочисленная, но наименее платежеспособная группа потребителей -- предприятия, ориентирующиеся на недорогие информационные системы отечественного производства. Основу здесь составляют внедрения информационных систем на 25-50 рабочих мест стоимостью $50-100 тыс. В этой нише обслуживаются предприятия-миллионники с оборотом не более $1-5 млн [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/form].

Однако фундаментом рынка продолжает оставаться отечественная промышленность. Отечественные машиностроительные предприятия держат довольно высокую планку самых наукоемких и ИТ-емких отраслей. То, что в России машиностроение фактически монопольно представляет сектор наукоемких производств -- известный факт. К этому добавляется и еще одно достоинство -- машиностроение, безусловно, лидирует и по индексу ИТ-емкости (0,85 %). В машиностроении этот показатель не просто выше, чем в любой другой отрасли промышленности (скажем, в нефтегазовом секторе она составляет немногим более 0,5 %, в металлургии -- 0,54 %), но и выше, чем в целом в экономике (порядка 0,7 %). Таким образом, на рынке ИТ машиностроение, и по итогам 2005 года, остается одним из самых активных игроков, рис.2 очевидное тому подтверждение.

Рис. 2 Отраслевая структура рынка ИТ в 2005 году (по отдельным видам экономической деятельности).

Традиционно присутствующий в тройке лидеров сектор добычи полезных ископаемых, ядро которого составляет топливная промышленность, в 2005 году занимает 2-е место после машиностроения по объемам затрат на ИТ. Добывающие отрасли относятся к первому эшелону предприятий-заказчиков ИТ, насыщение которого современными информационными технологиями уже полностью произошло и в настоящее время объемы потребления в этом секторе создаются в основном за счет модернизации ранее внедренных информационных систем. Примечательно, что по индексу ИТ-емкости, отражающем затраты предприятий отрасли на ИТ к объему произведенной в отрасли продукции, добывающая промышленность отстает не только от машиностроения, но и от экономики в целом.

Сходная ситуация в металлургии, хотя на протяжении всего своего существования она продолжает оставаться одной из передовых отраслей российской экономики и, соответственно, потребителей на рынке ИТ, замыкая тройку лидеров в промышленности. В отечественном экспорте продукция металлургии занимает второе место после нефтегазовой промышленности. Ориентация на внешний рынок обязывает предприятия отрасли удовлетворять всем требованиям, предъявляемым мировой экономикой к основным игрокам. Ясно, что это достаточно мощный вынуждающий фактор, ввиду которого российская металлургия, скорее всего, не выйдет из тройки отраслей-лидеров информатизации [http://www.cnews.ru/reviews/free/2005/articles/form].

По прогнозу Мининформсвязи, в период с 2006 по 2010 гг. объем российского ИТ-рынка должен утроиться. Основная ставка делается на развитие отечественного инновационного производства. Специалисты отмечают, что только ускоренное развитие инновационных проектов и предприятий за счет привлечения достаточного финансирования при одновременном значительном увеличении числа выпускаемых специалистов современного уровня позволят выполнить поставленную задачу.

К 2010 г. российский рынок информационных технологий должен вырасти до $39 млрд. Об этом заявил заместитель министра информационных технологий и связи Дмитрий Милованцев, выступая на первом Всероссийском форуме инноваторов. В настоящий момент объем отечественного рынка ИТ составляет $13,3 млрд [http://www.nair-it.ru/forum.php].

Как заявил Дмитрий Милованцев, «в течение ближайших четырех лет нам удастся утроить объем рынка, прежде всего, за счет развития продуктовых линеек, которые основаны на наших отечественных инновациях». Свой оптимизм он подкрепил тем, что «темпы роста крупнейших компаний рынка информационных технологий и телекоммуникаций существенно превышают средние темпы роста по экономике в целом и находятся на уровне 30-40%».

Заместитель министра отметил, что в настоящий момент «мощные компании, такие, как „Ситроникс“, „Армада“ и т.д., получают достаточные инвестиционные ресурсы для того, чтобы покупать технологические решения и становиться технологически уникальными компаниями». Кроме того, в последнее время наметилась тенденция, когда «компании сектора информационных технологий, прежде всего, основанные на инновациях, становятся опережающим драйвером для развития фондового рынка» [http://pda.cnews.ru/news/index.shtml?top/2007/12/04/277969].

Итак, рост рынка ИТ в России по темпам роста давно обогнал естественные газонефтяные монополии и сырьевые компании, становясь самым высокодоходным по показателя «вложение - результат». Российский бизнес, хоть и с трудом, но начинает внедрять ИТ на своих предприятиях. Рост ВВП, на сегодняшний день, напрямую зависит от развития и внедрения ИТ. Но, к сожалению, эту простую истину не могут или не хотят понять руководители многих российских предприятий, пытающихся полумерами подойти к решению этого вопроса.

Делись добром ;)