logo
Рынок потребительских товаров Украины

2. Тенденции изменения предложения на внутреннем рынке отечественных потребительских товаров

Основным рычагом стимулирования активности предприятий на рынке отечественных потребительских товаров является способность получать прибыли. Возрастание их величины, как правило, происходит в результате двух событий на рынке: роста уровня цен на отечественные потребительские товары или уменьшения расходов отечественных товаропроизводителей на изготовление единицы товарной продукции. И в первом, и во втором случае у товаропроизводителей увеличиваются стимулы к расширению производства продукции, повышению ее предложения на внутреннем рынке.

Объем предложения потребительских товаров на внутреннем рынке отражает показатель оборота розничной торговли в процентах к соответствующему периоду предыдущего года, который рассчитывается органами статистики в сопоставимых ценах. Увеличение этого показателя и доли отечественных потребительских товаров в розничном товарообороте свидетельствует о том, что деловая активность товаропроизводителей имеет тенденцию к росту.

Целесообразно проанализировать вектор ее развития после девальвации гривни в IV квартале 2008 г. Так, в 2009 г. на внутреннем рынке Украины уровень потребительских цен составлял 112,3%. Вместе с тем это не обеспечило отечественным товаропроизводителям дополнительных стимулов к увеличению производства потребительской продукции. Об этом свидетельствует тот факт, что ее предложение (объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах) уменьшилось на 16,6% по сравнению с 2008 г.. Следует иметь в виду, что сокращение спроса потребителей, как уже отмечалось, произошло лишь на 1,5%. Это означает, что предложение потребительских товаров на внутреннем рынке уменьшилось на 15,1 % под действием определенных неценовых факторов, которые увеличивали расходы отечественных товаропроизводителей на изготовление единицы товарной продукции.

На внутреннем потребительском рынке на фоне уменьшения предложения доля отечественных товаров в розничном товарообороте возросла на 4,3%. Сочетание этих экономических тенденций дает основания для вывода, что в 2009 г., несмотря на повышение уровня цен, производство отечественных потребительских товаров сокращалось, а деловая активность сжималась. Поэтому важно исследовать неценовые факторы, увеличивавшие себестоимость изготовления единицы отечественной потребительской продукции и угнетавшие деловую активность. На наш взгляд, среди них доминировали следующие.