2.2 Роль рынка труда в российской федерации
Становление рынка труда в России происходит благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.
Из - за низкой материальной обеспеченности россиян и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе.
Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п. [4, с. 260]
Международный опыт позволяет убеждать, что безработица в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране. Речь не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут повышать или понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий. [3, с. 50]
В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как результат и следствие экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен. В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.
Уровень безработицы, достигнутый в 2006-2007 годах, заведомо гарантирует, что кризис занятости будет продолжаться в течение, по меньшей мере, нескольких последующих лет. Возникнут разнообразные социально - экономические диспропорции, в том числе - резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация рынка труда, его маргинализация. И безработица, точнее ее резкий рост, запустит в действие механизм дополнительного, кумулятивного снижения деловой активности. Одной из глубинных “самовоспроизводящихся” причин роста безработицы станет, например, резко нарастающая в последнее время социально - экономическая дифферентация общества, которая, естественно, по мере роста безработицы, будет усугубляться и которая перераспределит национальный доход в пользу элитных слоев населения. Последние не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления, а уж тем более отечественного производства, поэтому существенная дифферентация населения по доходам будет способствовать дальнейшей стагнации производства - и, следовательно, безработице. [14]
- Введение
- 1. Рынок труда как объект государственного регулирования
- 1.1 Сущность, структура и функции рынка труда
- 1.2 Условия равновесия и механизм государственного регулирования
- 1.3 Безработица и занятость как экономическое явление
- 1.3.1 Безработица и её виды
- 1.3.2 Политика занятости
- 2. Мировой опыт регулирования рынка труда
- 2.1 Рынок труда в США
- 2.2 Роль рынка труда в российской федерации
- 5.4. Государственное регулирование рынка труда
- 5. Государственное регулирование рынка труда.
- Государственное регулирование рынка труда и занятости
- 1 Государственное регулирование рынка труда
- Методы государственного регулирования рынка труда
- Тема 10: Государственное регулирование рынка труда.
- 14. Объект и виды государственного регулирования рынка труда. Государственные гарантии в сфере труда.
- 2 Государственное регулирование рынка труда
- Государственное регулирование рынка труда. Основные направления государственного регулирования рынка труда