Рынок труда: понятие, условия формирования, этапы становления

курсовая работа

2.1 Особенности формирование российского рынка труда

Российский рынок труда в период рыночных реформ развивался нестандартно. В его эволюции экономисты выделяют два этапа.

Первый (1991- 1998 гг.) содержал в себе глубочайшую трансформационную рецессию, растянувшуюся на целое десятилетие и обусловившую урезание занятости, снижение длительности рабочего дня, рост открытой безработицы, быстрое и резкое снижение заработной платы.

Второй (1999-2005гг.) связан с активным подъемом, который сопровождался положительной динамикой основных показателей рынка труда.

Формирование новых отношений в России в сфере занятости шло совсем по-другому, нежели в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). В связи с этим можно говорить o существовании двух альтернативных моделей переходного рынка труда.

Но изначально ничто не предвещало, что формирование российского рынка труда будет идти по другому сценарию и в итоге появится характерная национальная модель. Правительство разработало новое законодательство o минимальном размере оклада труда. Также была создана система страхования по безработице, введены налоги на фонд оплаты труда, легализована стачечная деятельность. Была проведена реформа по созданию сложной системы коллективных переговоров, организована политика налогового ограничения доходов и так далее.

Эти меры не содержали в себе ничего особенного, поэтому отсюда и эти закономерные ожидания, что рынок труда в России будет работать так же, как и в других постсоциалистических странах. Но как же действительно повел себя российский рынок труда в новых экономических условиях? Мы разберем некоторые наиболее существенные характеристики российской модели.

1. Россия избежала так называемого «экономического роста без создания рабочих мест», характерного для многих стран Европы. Но стала быстро увеличиваться производительность труда, так как рост ВВП намного опережал увеличение занятости. В наше время показатели производительности труда практически вернулись к дореформенным значениям.

Российской экономике удалось избежать глобального сокращения рабочей занятости, которое происходило во многих странах Европы. Изначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось следующим за ним его восстановлением до 60%. Сокращение занятости в российской экономике явно не сопоставлялось с масштабами сокращения ВВП, которое в нижней точке кризиса достигло 40%. Начало подъема в российской экономике подтолкнуло восстановления занятости (было создано от 3 до 5 млн. дополнительных рабочих мест).

2. В отраслевой структуре российской занятости произошли глобальные изменения. Процент работающих в сфере услуг в период реформ достиг 60% общего количества занятых (это был один из самых высоких показателей среди стран с переходной экономикой). Нестандартные рабочие места создает, как правило, именно сфера услуг. Но все же, этот структурный сдвиг был почти полностью достигнут за счет огромного сокращения занятости в сфере материального производства (более 10 млн. человек), в то время как прирост занятости конкретно в сфере услуг не слишком велик (приблизительно 2-3 млн. человек).

3. В различных секторах экономики процесс общего сокращения занятости протекал весьма неравномерно. Как известно, в центре российской рабочей силы находятся работники крупных и средних предприятий. Здесь концентрируется основная часть формальной занятости, a нестандартные формы трудовых отношений практикуются только в каких-либо отдельных случаях. Там, где находятся работники малых предприятий, самозанятые и т.д., активно применяются нестандартные трудовые контракты, и занятость носит неформальный характер. Занятость на крупных и средних предприятиях уменьшалась быстрее, чем в общем и целом по всей экономике страны. Средняя численность персонала этих предприятий уменьшилась более чем на одну треть -- с 59 млн. в 1991 г. до менее 39 млн. к концу 2005 г. Во времена до реформы на их долю приходилось 80% всего занятого населения, то сейчас -- менее 60%. Вклад в общую занятость от малых предприятии в течение всего периода оставался на стабильном уровне. Весьма интересует тот факт, что даже в условиях снова начавшегося экономического роста «ядро» не только не стало увеличивать кол-во рабочих мест, но в то же время продолжало их терять. В 1999-2005 гг. Общее количество потерь превысило 3 млн. занятых. В результате весь прирост общей численности занятого населения, o котором говорилось выше, пришелся на «периферию». Глубокий контраст в поведении «ядра» и «периферии» проявляется в том, что при привлечении и использовании рабочей силы величина издержек для них абсолютно разная.

4. Работа по неполной занятости, вынужденные по каким-либо причинам административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальной сфере, длительные задержки заработной платы, теневая оплата труда - все эти явления и так называемые «атипичные» схемы адаптации стали «визитной карточкой» российского рынка труда.

У всех вышепредставленных «атипичных» механизмов есть одна важная общая черта -- их неформальный или полуформальный характер. Так, обычно они работают в обход законов и других формальных ограничений, вопреки им. Несвоевременная или даже скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость обеспечивают все условия для создания личных отношений между работниками и работодателями, после чего формальные трудовые контракты уступали место неформальным.

5. Необычная особенность российского опыта состоит в резком уменьшении рабочего времени в период реформ. Среднее количество дней, которые были отработаны в промышленности, уменьшилось почти на месяц в первой половине 90-х годов. Это можно сопоставить с переходом в СССР в начале 60-х годов с шестидневной рабочей недели на пятидневную. Однако в этом случае сокращение рабочего времени было реальным, a не «счетным», как в те годы.

Прийти к сокращению рабочего времени в России помогли институциональные и экономические факторы. В 80-90-е годы законодательно была сокращена продолжительность типовой рабочей недели (с 41 до 40 часов), повышена минимальная длительность отпусков (с 18 до 24 рабочих дней), a также были введены государственные выходные в начале января и в начале мая. Ко всему прочему была расширена сфера занятых с большим количеством льгот. Чуть позже организации, которые находились в тяжелом экономическом положении, ввели административные отпуска и проводили вынужденные переводы занятых на работу в режиме неполного рабочего дня. Средняя продолжительность рабочего времени в российской экономике начиная с середины 90-х годов немного возросла (на 4%).

6. Российский рынок труда регулировался законодательством на протяжении практически всего переходного периода. До конца 2001 г. в стране действовал Кодекс законов o труде (КЗоТ), который был принят в 1971 г. Итак, на наиболее тяжелой стадии реформирования российской экономики сохранялось законодательство, которое соответствовало всем особенностям плановой экономики.

КЗоТ ощутимо ограничивал выход за рамки стандартного трудового договора со стороны управления формами занятости. Он предусматривал бессрочный договор с закрепленной длительностью рабочей недели; сверхурочные работы разрешались, но находились под жестким контролем. Трудовое законодательство было «перегружено» обязательными льготами и гарантиями, обеспечиваемыми средствами работодателей.

Эти и многие другие изменения и поправки в КЗоТ, вносившиеся на протяжении 1990-х годов, были беспорядочными, усиливали внутреннюю противоречивость этого документа и затрудняли его применение на практике. В итоге такая нужная рыночной экономике эластичность трудовых отношении стала осуществляться в обход действующего законодательства, ну а сам трудовой договор оставался лишь формальностью. Такое положение дел затрудняло управление в сфере рынка труда, и не годилось для продолжения дальнейшей деятельности занятых в этой области.

Для создания условия для эффективного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был создан Трудовой Кодекс (ТК), который одобрили в конце 2001 г. (вступил в действие в феврале 2002 г.).

Новый Трудовой кодекс написан с учетом традиций правового регулирования труда, которые складывались в России, начиная со второй половины девятнадцатого века. Старое законодательство o труде (КЗоТ) принималось в 1971 году в условиях, которые были совершенно противоположны условиям современной жизни. С тех пор полностью поменялась вся сфера труда, и кодекс, соответствовавший советской модели трудовых отношений, перестал быть актуальным в современной реальности. Поэтому эти изменения были жизненно необходимы: они должны помочь ответить на многие вопросы, не находящие разрешения в рамках законодательства 1972 года. Например, задержки выплаты заработной платы или права работника, которого наняло частное лицо.

Делись добром ;)