Рыночное хозяйство и его основные субъекты

реферат

4. Этика рыночных отношений

Нельзя утверждать, что этика рыночных отношений с момента своего становления сознательно развивалась как такая, которой присущи нравственность и человеколюбие. Напротив, с момента своего становления рыночная экономика заявила о себе как о жесткой системе принуждения, забывающей о человеке. Стоит вспомнить изнурительный труд рабочих на фабриках, когда отсутствовали элементарные условия для нормального воспроизводства рабочей силы, когда жизнь человека обрывалась в тридцать -- тридцать пять лет.

Возвышение в этике отношений принципов нравственности и гуманности на уровень национальной экономической политики стало реальностью только во второй половине XX в. Это результат длительного эволюционного развития рыночных отношений, когда выяснилось, что без соблюдения таких принципов невозможен дальнейший прогресс человеческого общества и существование самой рыночной системы.

Этика рыночных отношений развивалась вместе с развитием, во-первых, производственных ресурсов во всех их составляющих, во-вторых, человека как общественной личности и, в-третьих, экономических производственных отношений. Результатом достигнутого уровня социально-экономического развития стало то, что на основе сформировавшейся современной многоукладной, смешанной экономики, выражающейся в разнообразии форм собственности, регуляторами рыночной экономики является не только рыночный механизм саморегулирования, но и государственное регулирование. При этом особую роль играет уровень и состояние рыночного сознания.

Уровень рыночного менталитета определяется социально-культурными факторами. Последние включают в себя экономическую, правовую, политическую и другую социокультуру. Основополагающей развития социокультуры является экономическая культура как составная часть культуры общества, этики отношений в нем. Экономическая культура характеризуется уровнем экономических знаний и умения ведения хозяйства, глубиной познания и использования экономических законов. Она в значительной мере определяет реалистичность основных направлений экономической политики и, в конечном итоге, их результативность. Развитие процесса демократизации хозяйственной жизни, становление разнообразных форм собственности и переход к рыночным отношениям в Украине особенно актуализируют проблему повышения экономической культуры, этики ее отношений.

Невыполнение в современных переходных условиях Украины договорных обязательств партнеров, нередкое стремление к мгновенному доходу, некомпетентность и незнание рынка, производство некачественной продукции, непрофессионализм, особенно на всех ступенях управления экономикой, наглядно свидетельствуют о низком уровне экономической культуры и деловой этики. Этот же уровень проливает свет и на тенденцию к усилению группового эгоизма (коллективного, ведомственного, регионального) у многих субъектов экономической деятельности, что проявляется в удовлетворении собственных интересов в противовес интересам национально-государственным.

Внимание к человеку и его интересам рассматривается в большинстве стран с развитой рыночной экономикой как принцип морали в обществе и поэтому экономическую политику пытались приспособить к человеку, а не наоборот, как это было раньше. Поэтому в центр социальной философии, на которой строится система рыночных отношений, была поставлена идея, что общественный строй должен учитывать дуалистическую природу человеческой сущности.

Суть дуалистической природы человека состоит в том, что человек как личность, индивидуум одновременно является социальной сущностью, вмонтированной в общество. Из индивидуальности человека вытекает, что ему как индивидууму должны принадлежать неотъемлемые основные жизненные права (право на жизнь, на человеческое достоинство, на свободное развитие личности и пр.), а из социальности человека вытекают его права и обязательства по отношению к обществу, например обязанность и право на солидарность. Эти два полюса человеческого существа составляют исходную и одновременно целевую точку современной социально ориентированной модели рыноч-ной экономики. Синтез политической, экономической и персональной свобод, которые должны обеспечиваться правовым государством, исходя из общечеловеческих идеалов, социальной справедливости через социальные гарантии, рассматривается в развитых рыночных экономиках как наиболее принципиальная сущность построения общественных отношений. Поэтому одним из критериев общественного строя государства современной рыночной экономики является гуманность и нравственность в этике отношений, поскольку, как подчеркивал "отец" концепции социального рыночного хозяйства А. Мюллер-Армак, ни власть или право, ни большинство или свобода, ни демократия или диктатура не могут характеризовать сущность государственного строя. На это место должна быть поставлена гуманность, поскольку "гуманность есть воплощение всего того, что мы выносим наружу из глубокого осознания сути человека, и понимается она (гуманность. -- Авт.) как предпосылка бытия и само бытие человека". Отсюда вытекает, что общество для своего развития должно продвигаться в направлении гарантирования каждому гражданину права на человеческое достоинство, свободное развитие личности, которые требуют социальных гарантий и социальной справедливости.

Делись добром ;)