logo
Себестоимость продукции, направления и пути ее снижения

2.1 Общая характеристика предприятия

Основным видом производственной деятельности ОАО «Гродненский КСМ» является выпуск стеновых блоков из ячеистого бетона, плит теплоизоляционных из ячеистого бетона, кирпича силикатного, извести строительной воздушной, а также прочей сопутствующей продукции (дробленый утеплитель, мука известняковая, известково-песчаная смесь и т.д.). Продукция комбината обладает высокими качественными показателями, сертифицирована в национальной системе сертификации Республики Беларусь и востребована как на внутреннем, так на внешнем рынке. Продукция комбината отмечена многочисленными наградами.

Основными потребителями продукции предприятия являются строительные организации и фирмы, промышленные предприятия и индивидуальные предприниматели, физические лица. ОАО «Гродненский КСМ» поставляет свою продукцию во все регионы Беларуси, Российскую Федерацию, Литву, Латвию. Началось продвижение продукции и на строительные рынки Украины. Имеется 8 фирменных магазинов в различных регионах Республики.[1, с.5]

За январь-декабрь 2008 года предприятием было выпущено продукции (в сопоставимых ценах) на 58491 млн.руб. Темп роста продукции составил 101,3%. Получена выручка от реализации продукции 92685 млн.руб, которая увеличилась по сравнению с 2007 годом на 12502 млн. руб. (темп роста составил 115,6%). [Приложение А]

Прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг в 2008 году составила 4724млн. руб., что на 3322 млн. руб. меньше, чем в 2007 году.

Экспорт продукции в 2008 году по сравнению с 2007 годом уменьшился на 802,8 млн. руб. и составил 7480,1 млн. руб.

Можно выявить сильные и слабые стороны предприятия, учитывая особенности строительной отрасли и исходя из анализа производственно-хозяйственной деятельности комбината за предшествующий период.

Сильная сторона деятельности состоит в наращивании объемов производства ячеистого бетона на технологической линии немецкой фирмы «Верхан». Изделия из ячеистого бетона, производимые на новой линии, имеют улучшенные качественные характеристики, обладают точностью геометрических размеров. В 2008 году выпуск новой продукции составил 111927 м3 или 27,6% в общем объеме выпуска ячеистого бетона.

Слабые стороны, отрицательно влияющие на деятельность предприятия:

- снижение объемов выпуска и реализации строительных материалов в осенне-зимний период. В это время проводятся текущие и капитальные ремонты оборудования, что увеличивает затраты и приводит к убыточности продукции в 1 квартале;

- произошедшие изменения условий добычи и доставки сырья, что увеличило себестоимость продукции. Так, полностью выработаны близлежащие карьеры песка и мела, открываются новые, более удаленные от комбината, изменилась глубина залегания песков и их гранулометрический состав. Расстояние от нового мелового карьера, который был открыт в 2007 году, увеличилось в 2 раза. Также комбинат должен осуществлять дополнительные капитальные затраты по подготовке карьера к эксплуатации, строительству дорог, подводке электрической линии, затрат по отведению земель и т. д.

- недостаток источников финансирования не дает возможности обновить действующий парк оборудования, процент износа активной части основных производственных фондов составляет 79,3 %. [1, с.7]

Цель стратегического развития ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» заключается в создании условий для обеспечения выпуска продукции в объемах, достаточных для обеспечения безубыточной деятельности, своевременного осуществления всех платежей по текущим обязательствам.

2.2 Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции

Систематический анализ структуры затрат на предприятии имеет очень важное значение, в первую очередь, для управления издержками с целью их минимизации, выявления основных резервов по их снижению и разработки конкретных мероприятий по их реализации на предприятии. Все эти меры способствуют снижению себестоимости продукции и повышению эффекивности деятельности предприятия.

Рассмотрим структуру себестоимости товарной продукции по элементам на ОАО «Гродненский комбинат строительных материалов» в 2007-2008 годах (табл. 2.1).