Система государственного регулирования оплаты труда в Республике Беларусь (на материалах РУП "Гомельэнерго" филиал "Гомельские электрические сети")
2.2 Динамика соотношения ставки первого разряда тарифной сетки бюджетной сферы с минимальным потребительским бюджетом и бюджетом прожиточного минимума
Минимальная заработная плата является обязательным социальным стандартом, который государство устанавливает в области оплаты труда. Однако согласно ст. 56 Трудового Кодекса Республики Беларусь (далее - ТК) система государственных гарантий в нашей стране, кроме минимальной заработной платы, включает в себя в числе прочих и размер тарифной ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС). Именно тарифная ставка 1-го разряда является основой для определения республиканских тарифов оплаты труда, которые в соответствии со ст. 60 ТК обязаны использовать все наниматели: организации, финансируемые из бюджета и пользующиеся государственными дотациями, - напрямую, а иные наниматели - для дифференциации оплаты труда работников в качестве минимальных гарантий размеров оплаты труда (см. таб. 2.4).
Декрет Президента Республики Беларусь от 18.07.2002г. № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников", который вызвал настоящую революцию, установил, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе ЕТС, и, следовательно, ни один из нанимателей не имеет права выплачивать работникам заработную плату ниже, чем это предусмотрено республиканскими тарифами.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются путем умножения тарифных коэффициентов, предусмотренных ЕТС, на установленную Правительством Республики Беларусь на тарифную ставку 1-го разряда.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.09.2002 № 1211 с 1 сентября 2002г. тарифная ставка 1-го разряда утверждена в размере 23 200 руб. С 1 января постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2003 № 15 она повышена до 25000 руб., в настоящее время в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 октября 2008 г. № 1449. она составляет 91000 руб.
Порядок применения тарифной ставки первого разряда указан в Трудовом кодексе Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 296-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 29.10.1999, № 80, рег. № 2/70 от 27.07.1999).
Республиканскими тарифами оплаты труда являются часовые и (или) месячные тарифные ставки и должностные оклады, определяющие уровни оплаты труда для конкретных профессионально-квалификационных групп работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.
Иные наниматели обязаны использовать республиканские тарифы для дифференциации оплаты труда работников как минимальные гарантии размеров оплаты труда.
Республиканские тарифы оплаты труда определяются по тарифным коэффициентам Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь и устанавливаемой Правительством Республики Беларусь тарифной ставке первого разряда с участием профсоюзов.
Таблица 2.4 Тарифная ставка первого разряда
Тарифная ставка первого разряда |
|||
Размер тарифной ставки первого разряда |
установлена с календарной даты |
установлена нормативным актом |
|
А |
1 |
2 |
|
70 000 |
01.11.2007 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.11.2007 № 1444, рег. № 5/26082 от 06.11.2007 |
|
65 000 |
01.11.2006 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.11.2006 № 1484, рег. № 5/24176 от 10.11.2006 |
|
А |
1 |
2 |
|
62 000 |
01.02.2006 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.02.2006 № 188, рег. № 5/18834 от 16.02.2006 |
|
58 000 |
01.10.2005 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.10.2005 № 1100, рег. № 5/16601 от 10.10.2005 |
|
51 000 |
01.04.2005 |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2005 № 330, рег. № 5/15769 от |
Согласно Закону Республики Беларусь от 06.01.1999 № 239-3 "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" бюджеты прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь один раз в квартал (в ценах последнего месяца квартала) и публикуются в республиканской печати (см. таб.2.5).
В соответствии с Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359, погашение задолженности по выплате заработной платы производится в размере утвержденного бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения. А бронирование средств на погашение указанной задолженности в период между утверждениями бюджетов прожиточного минимума согласно Указу Президента Республики Беларусь от 28.01.2002 № 61 (по состоянию на 10.01.2003) юридические лица, имеющие задолженность перед работниками по выплате зарплаты, производят в размере бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного на индекс потребительских цен.
Таблица 2.5 Бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в рублях в расчете на месяц
В ценах месяца |
Период действия |
Нормативный документ |
В среднем на душу населения |
Для трудоспособного населения |
Для пенсионеров |
Для студентов |
Для детей в возрасте от 3 до 16 лет |
Для детей в возрасте до 3 лет |
|
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Декабрь 2007 г.. |
с 1.02 по 30.04 2008 г. |
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 31.01.2008 № 139 |
200 080 |
221 420 |
176 650 |
210 860 |
234 810 |
168 900 |
|
Сентябрь 2007 г. |
с 1 ноября 2007 г. по 31 января 2008 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 24.10.2007 № 1392 |
185 670 |
206 160 |
165 400 |
197 560 |
219 080 |
157 890 |
|
Июнь 2007 г. |
с 1 августа по 31 октября 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 23.07.2007 № 941 |
185 360 |
203 770 |
162 110 |
195 020 |
220 420 |
158 070 |
|
Март 2007 г. |
с 1 мая по 31 июля 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 02.05.2007 № 550 |
179 100 |
197 690 |
158 640 |
189 020 |
207 550 |
151 830 |
|
Декабрь 2006 г. |
с 1 февраля по 30 апреля 2007 г. |
Постановление Сов. Мина Республики Беларусь 30.01.2007 № 110 |
170 500 |
188 790 |
150 990 |
180 020 |
198 380 |
144 850 |
|
Сентябрь 2006 г. |
с 1 ноября 2006 г. по 31 января 2007 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 29.11.2006 № 1593 |
165 790 |
183 720 |
147 390 |
175 350 |
193 120 |
141 180 |
|
Июнь 2006 г. |
с 1 августа по 31 октября 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 27.07.2006 № 944 |
169 600 |
186 520 |
148 830 |
177 930 |
198 000 |
141 840 |
|
Декабрь 2005 г. |
с 1 февраля по 30 апреля 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.01.2006 № 90 |
158 120 |
174 410 |
140 120 |
166 560 |
182 190 |
131 840 |
|
Сентябрь 2005 г. |
с 1 ноября 2005 г. по 31 января 2006 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.10.2005 № 1184 |
150 800 |
165 060 |
133 200 |
158 540 |
176 190 |
128 200 |
|
Июнь 2005 г. |
с 1 августа по 31 октября 2005 г. |
Постановление Совета Министров Республики Беларусь 26.07.2005 № 822 |
146 150 |
157 360 |
124 200 |
150 530 |
162 400 |
125 820 |
Законом Республики Беларусь "О формировании и использовании минимального потребительского бюджета" установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
Среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.
Таблица 2.6 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2005 год
Для основных социально -демографических групп населения |
в средних ценах декабря 2004 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.01.2005 № 2) (в рублях) |
в средних ценах марта 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 15.04.2005 № 40) (в рублях |
в средних ценах июня 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 15.07.2005 № 87) (в рублях |
в средних ценах сентября 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 18.10.2005 № 141) (в рублях |
в средних ценах декабря 2005 года (постановление Минтрудсоцзащиты от 16.01.2006 № 3) (в рублях) |
|
семьи из четырех человек |
216110 |
221060 |
228450 |
236420 |
244400 |
|
мужчины трудоспособного возраста |
267780 |
278700 |
284980 |
295220 |
302580 |
|
женщины трудоспособного возраста |
269600 |
278970 |
284870 |
295760 |
302440 |
|
молодой семьи с двумя детьми |
203940 |
209020 |
215900 |
223020 |
230160 |
|
молодой семьи с одним ребенком |
228840 |
234770 |
242440 |
250380 |
260380 |
Таблица 2.7 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2006 год
для основных социально-демографическихх групп населения |
в средних ценах декабря 2005 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16.01.2006 № 3) (в рублях |
в средних ценах марта 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.04.2006 № 48) (в рублях) |
в средних ценах июня 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14.07.2006 № 78) (в рублях |
в средних ценах сентября 2006 года (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.10.2006 № 124) (в рублях) |
|
семьи из четырех человек |
244 400 |
250 280 |
259 160 |
258 570 |
|
мужчины трудоспособного возраста |
302 580 |
312 380 |
319 330 |
319200 |
|
женщины трудоспособного возраста |
302 440 |
312 490 |
320 300 |
321 910 |
|
молодой семьи с двумя детьми |
230 160 |
236 310 |
244 190 |
244 100 |
|
молодой семьи с одним ребенком |
260 380 |
267 200 |
276 040 |
275 590 |
Таблица 2.8 Минимальные потребительские бюджеты для различных социально-демографических групп населения на 2007 год
для основных социально-демографических групп населения |
в средних ценах декабря 2006 года в расчете на месяц на период с 1 февраля 2007 г. по 30 апреля 2007 г. (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 17.01.2007 № 5) (в рублях) Делись добром ;)Похожие главы из других работ:Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ИП Зырянова "Дома"
Расчеты с бюджетомПредприниматели платят взносы на пенсионное (социальное, медицинское) страхование не только за своих сотрудников, но и за себя. Причем взносы в ПФР и ФФОМС на личное страхование предприниматели должны платить в обязательном порядке... Анализ экономической деятельности станции технического обслуживания автомобилей "Пятое колесо"
2.1.1 Расчет часовой ставки рабочего первого разрядаОрганизации и индивидуальные предприниматели могут устанавливать свои месячные ставки рабочих, но не ниже, установленной государством. Минимальный размер оплаты труда за месяц с 01. 01. 09 составляет 4330 руб... Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов
2.1 Управление бюджетом с профицитомВ том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета... Государственный бюджет: проблема баланса доходов и расходов
2.2 Управление бюджетом с дефицитомБюджетный дефицит -- состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета... Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО "Комвак"
1.9 Взаимоотношения организации с бюджетомНалоговый учет в ЗАО «Комвак» ведется на основании регистров бухгалтерского учета и аналитических регистров налогового учета, оформленных в соответствии с требованиями п... Организация и оплата труда в строительстве
2.4 Анализ и выбор размера ставки первого разряда№ п/п Вид (вариант) тарифных ставок Отработанное время, ч Тарифная заработная плата, р. (%) Премия, р. (%) ФОТ, р. (100%) 1 Государственная 6816 116224 (21) 427397,04 (79) 543621,2 2 По БПМ 6816 195028 (36) 348592,72 (64) 543621,2 3 По МПБ 6816 460750 (85) 82870,96 (15) 543621... Прожиточный минимум: экономический смысл, анализ значения этого показателя в современных условиях
1.1 Понятие и значение прожиточного минимумаПрожиточный минимум - это "стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья, набора продуктов питания... Прожиточный минимум: экономический смысл, анализ значения этого показателя в современных условиях
1.4 Расчёт прожиточного минимумаТакое понятие, как прожиточный минимум, включает в себя потребительскую корзину, в которую входит тот минимальный пакет из продовольствия и товаров первой необходимости... Технико-экономическое обоснование предпринимательского проекта по выпуску древесно-стружечных плит "Верто"
4. Расчет с бюджетомНалог на прибыль - 24 %. В соответствии с существующим положением о льготном налогообложении для малых предприятий (с численностью до 100 человек), занимающихся строительством и производством товаров народного потребления... Труд и заработная плата. Прожиточный минимум и потребительская корзина
2.1 Понятие прожиточного минимумаПрожиточному минимуму посвящен отдельный Федеральный закон №134-ФЗ от 24 октября 1997 года, который так и называется: «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Согласно этому закону... Труд и заработная плата. Прожиточный минимум и потребительская корзина
2.2 Методика расчета прожиточного минимумаВеличина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины... Трудовые отношения и регулирование оплаты труда на предприятии
1.2.1 Характеристика Единой Тарифной сетки и Новой системы оплаты труда в бюджетной сфереЕдиная тарифная сетка (ЕТС) была введена в 1992 году в условиях крайне нестабильной экономики. Существование ЕТС было подчинено задаче в одинаковой степени защитить от инфляции работников бюджетной сферы всех отраслей и всех регионов... Финансовое состояние ЗАО "Минский инструментальный завод"
1.10 Взаимоотношения предприятия с бюджетом, расчеты по налогамНалоговый учет в ЗАО "Минский инструментальный завод" ведется на основании регистров бухгалтерского учета и аналитических регистров налогового учета, оформленных в соответствии с требованиями п... Экономика производства продукции растениеводства, животноводства и переработки
6. Финансовое состояние предприятия и взаимоотношения с бюджетомКоэффициент текущей ликвидности за 2006 г. при нормативе 1,5 составил 1,19. Собственных оборотных средств недостаточно - коэффициент обеспеченности ими составляет минус 1,16 при нормативе не ниже 0,2. Таблица 10... Эффективность инновационной деятельности предприятия
2.6 Выполнение предприятием обязанностей перед бюджетом и социальными фондамиПредприятие платит в бюджеты: 1) налог на прибыль, что равняется 25% от ; Пп.=П*0,25=9993,3*0,25=2498,325 2) акцизный сбор; 3) налог на добавленную стоимость; Сумму акцизного сбора, которую выплачивает предприятие как производитель подакцизного товара... |