Система и механизмы социальной защиты населения Республики Беларусь

курсовая работа

3.2 Проблемы социального страхования в Республике Беларусь

В настоящее время система социального страхования Республики Беларусь переживает не лучшие времена и в наиболее сложном положении находится ее главная составляющая - пенсионная система. Улучшение пенсионного обеспечения граждан является одним из главных приоритетов социальной политики белорусского государства. Опережающие темпы роста пенсий по сравнению с зарплатоф обеспечили в Республике Беларусь стабильный рост пенсий. За 2001-2004 г.г. реальный размер назначенных месячных пенсий увеличился в 1,7 раза, повышается их покупательная способность. Сохраняется один из самых высоких среди государств СНГ размеров соотношения средней пенсии и средней зарплаты. В 2004 г. оно составило 43,7%. С 1 сентября 2005 года размер средней пенсии по возрасту увеличился с 198,4 тыс. до 220,2 тысяч или на 11%. Минимальная пенсия по возрасту - 124,2 тыс. рублей. [9, С.12] В тоже время растет нагрузка на пенсионную систему в результате увеличения числа лиц пенсионного возраста при одновременном сокращении численности работающих, а также увеличения числа лиц, выходящих на пенсию ранее установленного возраста в связи с занятостью в особых условиях труда. Если в 1990 году на 100 пенсионеров приходилось 219 работающих, то в 2004 году - только 161. По данному критерию Республика Беларусь занимает одно из последних мест в мире. [8, С.29] В Республике Беларусь сохраняется низкий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин), таких стран осталось очень мало (среди бывших республик Советского Союза только Россия, Узбекистан, Украина). В настоящее время в республике пенсии получает 26% населения. Согласно прогнозам в 2025 г. удельный вес пенсионеров превысит 32%, соотношение лиц пожилого и работоспособного возрастов будет ухудшаться и дальше. Возникнет проблема - как в данных условиях сохранить достигнутое значение коэффициента замещения? Расчеты на основе прогноза демографического и экономического развития, а также развитие рынка труда показали, что для сохранения существующего замещения к 2050 г. потребуется увеличить тарифы страховых взносов на пенсионное страхование с 29 до 50% . Возможен и другой вариант - улучшать соотношение количества плательщиков страховых взносов и получателей пенсий. Специалистами МОТ совместно с национальными специалистами ряда министерств республики и Фонда социальной защиты населения в течении 2000 г. был сделан анализ предложений по реформированию пенсионной системы Республики Беларусь. Расчеты показали объективную необходимость повышения возраста выхода на пенсию. И даже в данном случае положение Фонда социальной защиты населения будет оставаться неустойчивым. Более того, начиная с 2030 года Фонд будет работать с дефицитом средств, причем этот дефицит будет наращиваться. [8, С.135] В пенсионной системе Республики Беларусь немало и внутренних проблем, одной из которых является порядок предоставления досрочных пенсий. В 2003 г. почти 30% пенсий по возрасту и за выслугу лет назначено досрочно. Расходы на пенсионные льготы создают дополнительную нагрузку на пенсионную систему и в значительной степени снижает уровень пенсий других категорий граждан. Расточительность пенсионной системы связана также и с тем, что законом предусмотрен зачет в трудовой стаж многих периодов работы без уплат страховых взносов с начислением пенсии за эти годы (служба в армии, время по уходу за детьми и др.). В совершенных пенсионных системах (например, в Германии) за такие периоды страховые взносы уплачиваются (из государственного бюджета, за счет страховых фондов и др.). К числу проблем пенсионной системы нельзя не отнести наличие льготных страховых тарифов. Например, при общественном тарифе 29% для коллегии адвокатов он составляет лишь 8%, для работников сельского хозяйства - 24%. Это увеличивает распределительный эффект пенсионной системы и делает ее несправедливой. В мировой практике такой подход не используется. Кроме того, при тарифе 29% на пенсионное страхование, по которому платит работодатель, застрахованный вносит только 1% своего заработка. Такой низкий тариф взносов, уплачиваемый самими застрахованными, не вызывает у них чувства собственника системы. На Западе наиболее распространенными являются системы, где работающий и его наниматели платят страховые взносы равными долями или близко к этому. В последние годы наблюдается тенденция проедания Фондом социальной защиты накопленных в прошлые периоды средств. Основная причина этого - рост задолженности по уплате страховых взносов при постоянном росте потребности. Задолженность по уплате страховых взносов на 1.05.2004г. составила более 204,6 млрд. рублей (60% средств, необходимых для выплаты пенсий в месяц). Это связано как с неблагоприятным финансовым состоянием многих субъектов хозяйствования, так и с относительно высоким тарифом страховых взносов. Существенным недостатком пенсионной системы (как и всей системы социального страхования) является то, что значительные объемы страховых сумм идут на «латание прорех» республиканского бюджета за 1999-2003 годы сумма таких изъятий из Фонда социальной защиты населения равнозначна почти 3-месячной потребности на выплату пенсий (текущая месячная потребность составляет более 340 млрд. рублей). Начиная с 2004 года, средства Фонда включены в состав республиканского бюджета и проходят через счета Казначейства Министерства финансов. Система стала непрозрачной и, следовательно, возможности для целевого использования средств социального страхования еще более распрямились. Фактически из 36% страховых взносов по прямому назначению идет менее 34%, остальные используются как своеобразный дополнительный налог в пользу республиканского бюджета. [10, С.29] Изложенные проблемы пенсионного обеспечения и деятельности Фонда свидетельствуют о необходимости проведения радикальных реформ в этой области. Основные направления развития пенсионной системы пенсионной системы определены Концепцией реформирования системы пенсионного обеспечения Республики Беларусь (1997г.). Реализован ряд важнейших решений: введен индивидуальный (персонифицированный) учет плательщиков в системе государственного страхования; установлены раздельные тарифы обязательных страховых взносов на пенсионное и другие виды социального страхования, расширен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию и др.

Однако с момента принятия Концепции прошло немало времени, и в связи с этим заложенные в ней решения нуждаются в корректировке.

Список использованных источников

Сверж А.И. Главная цель государства -- забота о человеке // Финансы, учет, аудит. 2002. -- №9. -- С.2-3.

Волгин Н.А., Гриценко Н.Н. Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. --М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. -- 416 с.

Сверж А.И. Система социальной защиты и необходимость ее реформирования // Финансы, учет, аудит. 2000. -- №4. -- С.З--5.

Политика доходов и качество жизни населения / Под ред. Н.А. Горелового - СПБ.: Питер, 2003. - 653 с., ил. - (Серия «Учебное пособие»).

Бондарь Н.Н. Социальная политика в Республике Беларусь: Учеб. пособие / Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 146с.

Основные положения программы соц-экономического развития РБ на 2001-2005 г.г. «Основные направления соц-экономического развития РБ на период до 2010 г.» Сост. М.И. Плотницкий - Мн.: ООО «Мисанта», 2002 - 111 с.

Морова А.П. Рыночная модель социальной политики в РБ: проблемы и направления перехода // проблемы управления 2002- №3- с. 2-10.

Система социальной защиты: теория, методология, практика: Под научн. ред. академика Никитенко П.Г. Мн. НООО «Право и экономика», 2004

Социально-экономическое развитие РБ в 2006 году. - Экономический бюллетень. НИЭИ Министерства экономики РБ, №2, 2007, с.8-11, 74-86.

www.mintrud.gov.by - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты

Делись добром ;)