Система непрерывного образования в условиях рыночных отношений

курсовая работа

2.2 Непрерывное сельскохозяйственное образование в Алтайском крае

Алтайский край - регион производства и переработки сельскохозяйственной продукции. По состоянию на 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано около 60 тыс. субъектов хозяйственной деятельности, где трудится примерно 1,1 млн чел. [36, с.60].

Из всей земельной площади в 16,8 млн га земли сельскохозяйственного назначения занимают 10,5 млн га. Край входит в первую пятерку среди регионов РФ. Доля края в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции России - 3,3 - 3,5 % [4, с.24].

В Алтайском крае существует несколько высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений. Среди них можно назвать следующие: Алтайский государственный аграрный университет в городе Барнауле, Бийский лесхоз-техникум, Каменский аграрный техникум, Рубцовский сельскохозяйственный техникум, Славгородский аграрный техникум, Павловский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственный техникум "Бийский", Тальменский сельскохозяйственный техникум, Сельскохозяйственный колледж республики Алтай, Сельскохозяйственный колледж при Горно-Алтайском университете, Алтайский институт повышения квалификации руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.

Все выше перечисленные учебные заведения в той или иной форме обеспечивают Алтайский край необходимыми выпускниками-аграрниками.

Алтайский государственный аграрный университет был создан в 1943 году, является высшим учебным заведением федерального подчинения и находится в ведении Министерства сельского хозяйства РФ. Университет ведет программы дополнительного образования: профессиональную переподготовку и повышение квалификации по 11 основным образовательным программам, а также профессиональную подготовку рабочих по 3 программам. Созданы факультет заочного (2001 год) и дополнительного образования, хотя подготовка специалистов высшей квалификации для сельскохозяйственного производства по заочной форме обучения началась в Алтайском сельскохозяйственном институте с 1947 года. Факультет ведет работу в 2 направлениях: заочное и дополнительное образование. По заочной форме обучаются более 4 тысяч студентов. К подразделениям дополнительного образования относятся отдел довузовской подготовки с ежегодным контингентом от 300 до 500 человек, отдел повышения квалификации и профессиональной переподготовки с контингентом около 200 слушателей и отделение рабочих профессий [35, с.168].

Система аграрного образования Алтайского края включает в себя: 1высшее учебное заведение, 9 учебных заведений среднего профессионального образования.

Среди факторов внешней среды, благоприятствующих развитию высшего аграрного образования в Алтайском крае, можно отметить:

аграрную специфику региона;

наличие множества организаций АПК;

высокую оценку качества подготовки специалистов АГАУ руководителями организаций АПК и других представителей регионального бизнеса;

потенциальный интерес сельской молодежи к получению высшего образования;

региональную политику превращения Алтайского края в особую аграрную экономическую зону.

Стратегическое видение роли аграрного университета на Алтае сформулировано в "Основных направлениях развития Алтайского аграрного университета на 2006 - 2010 годы", утвержденных ученым советом. В соответствии с этим документом АГАУ выступает интегратором не только аграрного образования Алтайского края, но и аграрной наукой, обмена передового опыта и практического внедрения научных рекомендаций в агропромышленный комплекс.

Все новые профессиональные программы отвечают современным запросам развития агропромышленного комплекса края.

Алтайский государственный аграрный университет сегодня и в дальнейшем остается центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей АПК Алтайского края.

Изменение в ситуации на рынке труда вследствие введения многообразия форм собственности, многоукладности в сельском хозяйстве, проводимых реформ и новых взглядов на управление, использование земельных и трудовых ресурсов поставило задачу перед учеными и профессорско-преподавательским составом АГАУ видеть перспективу на ближайшие годы в перестройке структуры подготовки специалистов, формировании гибкой, но стабильной кадровой политики в крае.

Являясь вузом, который удовлетворяет запросы сельского населения и производства региона, агроуниверситет ведет последовательную политику сохранения базовых сельскохозяйственных специальностей. В последнее десятилетие в вузе начато обучение по специальностям: землеустройство, городской и земельный кадастр, комплексное использование водных ресурсов, плодоовощеводство и виноградарство, технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции, электрификации и автоматизации сельского хозяйства и т.д.

Политика университета направлена на расширение спектра реализуемых образовательных программ в отраслях сопутствующих АПК. Это позволило обеспечить стабильно высокий уровень приема на первый курс.

Рисунок 2.1 - Динамика приема на 1 курс

Динамика приема студентов на 1 курс значительно колебалась по годам как по очной, так и по заочной формам обучения. В 2007 и 2008 годах благодаря активизации профориентационной работы прием студентов был увеличен до 1260-1300 человек за счет набора на сверхплановые места [36, с.59].

Прием студентов на заочную форму обучения в последние годы имеет тенденцию к увеличению, и это происходит за счет сверхпланового набора.

Как по очной, так и по заочной формам обучения доля студентов в группе сельскохозяйственных специальностей составляет около половины всего контингента студентов.

Рисунок 2.2 - Структура контингента студентов по очной форме обучения

Рисунок 2.3 - Структура контингента студентов по заочной форме обучения

Существенные изменения в структуру подготовки за последние 5 лет внесло внедрение системы непрерывного аграрного образования в крае: школа - техникум (колледж) - университет [19, с.49-50]. АГАУ постоянно ведет работу со средними специальными учебными заведениями этого профиля. Наличие большого количества выпускников со средним специальным образованием, а также материальные сложности для многих жителей Алтая, не позволяющие обучаться с отрывом от производства, дают основание и далее укреплять заочное образование. Практически по всем специальностям заочного отделения ведется подготовка выпускников сельскохозяйственных колледжей по сокращенной программе высшего профессионального образования. Их доля в общем контингенте заочников достигает 70%, а по отдельным специальностям - 100%. Подготовка и переподготовка специалистов проводится с учетом региональных требований [19, с.50].

Современная рыночная экономика предъявляет повышенные требования к кадрам сельского хозяйства. В системе профессионального образования в АПК страны все шире получают распространение компьютерные методы обучения, ориентированные на идеи программирования по различным учебным дисциплинам. Для успешного обучения в Алтайских аграрных университетах ведутся разработка и изготовление моделей и тренажеров, систем и аппаратуры управления экономическими, техническими системами и технологическими процессами.

Встал вопрос в дальнейшем совершенствовании учебного процесса, подготовке специалистов по эффективной организации агробизнеса в сельскохозяйственных предприятиях. Методологической ее основой выступил бизнес-тренинг - это такой метод группового обучения студентов и специалистов, при котором путем многочисленных, особым образом организованных упражнений по воссозданию и восприятию проблемных коммерческих ситуаций проводится их анализ и вырабатывается эффективное разрешение.

Сельское хозяйство претерпевает сильнейший упадок, для того, чтобы хоть как-то подняться и выйти на новый уровень развития, необходимо создать соответствующий контингент работников, занимающихся в этой отрасли. И не просто занимающихся, а знающих свое дело. Задача аграрных учебных заведений предоставить стране грамотных специалистов, которые знают свое дело и хотят им заниматься.

Делись добром ;)