Система собственности в современной экономике

курсовая работа

1.3 Виды и формы собственности

Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности[12].

Многообразие форм собственности позволяет создать выгодные условия для хозяйственной деятельности, появляется экономическая заинтересованность в собственном труде. Многообразие форм собственности появилось в России не так давно. А именно после политического и экономического кризисов 80-90-х гг.

Существует множество классификаций форм собственности, например, существую такие виды, как частная, государственная, муниципальная, личная, семейная, кооперативная и др.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерацию существуют такие виды форм собственности, как[1]:

собственность граждан или, иначе говоря, частная собственность;

государственная собственность;

смешанные формы собственности;

муниципальная собственность;

собственность иностранных государств, международных организаций.

Статья 8[1]

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждая форма собственности существует в нескольких видах в зависимости от характера субъектов собственности. (таблица 1)

Таблица 1. Классификация форм собственности

а) по форме присвоения

Индивидуальная

Личное подсобное хозяйство, трудовое хозяйство, индивидуальная трудовая деятельность, личная собственность.

Коллективная

Кооперативы, коллективные предприятия, арендные предприятия, товарищества, акционерные предприятия, ассоциации и т. д.

Государственная

Общегосударственная, муниципальная,

образования на территории государства.

б) по форме права собственности

Частная

Граждан, юридических лиц (предприятий, объединений, организаций).

Государственная

Федеральная,

Республик и других образований в составе государства, муниципальная.

Совместная

Совместных предприятий и организаций

Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения. Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования. Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность - это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг. Коллективная и кооперативная собственность - это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Частная собственность используется там, где необходимые средства для хозяйственной деятельности могут быть заработаны и накоплены индивидуально.

В России государственными органами статистики ведется сбор и обработка информации о видах и формах собственности основных экономических агентов. Для этих целей используется Классификатор форм собственности, утвержденный Постановлением Госкомстата РФ от 20 апреля 1993 г. (таблица 2)

Таблица 2. Основная схема классификатора форм собственности в России

Классификационный код

Наименование

1.

1.1.

1.1.1.

1.1.2.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

3.

Российская собственность

Государственная собственность

Федеральная собственность

Собственность субъектов Федерации

Муниципальная собственность

Собственность общественных объединений (организаций)

Частная собственность

Смешанная российская собственность (без иностранного участия)

Российская собственность в составе смешанной собственности с иностранным участием

Иностранная собственность

Собственность международных организаций

Собственность иностранных государств

Собственность иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства

Смешанная иностранная собственность (без российского участия)

Иностранная собственность в составе смешанной собственности с российским участием

Смешанная собственность с совместным российским и иностранным участием

Классификатор форм собственности предусматривает наличие в нашей стране различных форм собственности, включая иностранную и смешанную собственность с совместным российским и иностранным участием. О соотношении форм собственности в современной российской экономике можно судить по данным таблицы 3.

Таблица 3. Государственная и негосударственная собственность в России, %

Форма собственности

1991

1993

1995

2005

2014

Государственная собственность

91

53

42

9,5

7,3

Негосударственная собственность

9

47

58

90,5

92,7

Частная собственность в Российской Федерации

«Частная собственность - одна из основных форм собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги и ценные бумаги, рабочую силу, разнообразные товары, интеллектуальный продукт, заключающаяся в том, что эти объекты собственности принадлежат частным лицам, семьям, группам лиц. К частной собственности принято относить как индивидуальную, так и корпоративную, акционерную, негосударственную собственность»[13].Частная собственность в Российской Федерации появилась в форме индивидуальной трудовой деятельности, после появились фермерства, товарищества и др.

К примеру, большинство частных предприятий имеют юридическую форму товариществ с ограниченной ответственностью. «Товарищество с ограниченной ответственностью -- товарищество, которое отвечает перед кредиторами только своим объявленным капиталом. Капитал общества делится на паи, при внесении пая члену общества выдается паевое свидетельство. Оно не является ценной бумагой и не может быть продано другому лицу без согласия членов общества»[13].

Также в период перестройки появились кооперативы. В роли собственника или предпринимателя выступают члены кооператива, а наемные работники исполняют производственные функции[16].

Частная собственность в России имеет свои особенности:

Незаконность. Многие предприниматели стараются обойти закон. Это связано с тем, что налоги являются непосильными. Предприниматели часто сталкиваются с бумажной волокитой в делах.

Для предпринимательской деятельности характерно поддержание неформальных социально-экономических связей. Это значит, что действительный уровень конкуренции отличается от уровня конкуренции в традиционной рыночной экономике.

Работники и остальные граждане отчуждены от собственности, которая принадлежит частным лицам.

Государственная собственность РФ

«Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации)»[1].К государственной собственности относятся некоторые банки, крупные промышленные предприятия, транспорт, энергетика, земля и ресурсы и т.д.

Государственная собственность в Российской Федерации существует на трех уровнях: на уровне Федерации, на уровне Субъектов Федерации, на уровне муниципальных образований. (схема 2)

(схема 2)

Управление Федеральной собственностью осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством имущественных отношений Российской Федерации, а также другие уполномоченные правительством органы исполнительной власти.

Губернаторы, главы администраций, комитеты по управлению имуществом Субъектов Российской Федерации осуществляют управление собственностью Субъектов Российской Федерации.

Муниципальной собственность Российской Федерации управляют органы местного самоуправления (администрация муниципального образования).

Имущество, находящееся в государственной собственности, делится на две части: распределенное и нераспределенное.(схема 3)

(схема 3)

К распределенному имуществу относится имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[1]. Конечно же, их права ограничены, но данные юридические лица вполне самостоятельно ведут хозяйственную деятельность и управляют государственным имуществом. Данная собственность не может служить для погашения возможных долгов государства, ею могут отвечать юридические лица по долгам перед кредиторами, при этом государство может нести дополнительную ответственность.

Под нераспределенным государственным имуществом понимают имущество, незакрепленное за государственными предприятиями и учреждениями[1]. К данному виду собственности относятся средства бюджета, составляющие государственную казну. Данное имущество может быть объектом взыскания кредиторов государства по его обязательствам. Кроме того, средства государственной казны служат для погашения долгов предприятий и учреждений (в случае, если не хватает средств для самостоятельного погашения).

Для земли и природных ресурсов существует особый режим. Вся земля и природные ресурсы, которые не находятся в частной или муниципальной собственности, принадлежат государству. Это значит, что государство является практически собственником всех природных ресурсов и земли, не оставляя их бесхозяйными[1].

Управление государственной собственностью осуществляется посредством Гражданского Кодекса Российской Федерации и другими Федеральными Законами. Под управлением следует понимать руководство процессом эффективного использования, а также ее воспроизводства.

Государственная собственность играет важную роль в государстве. Она позволяет обеспечивать экономическую стабильность и выполнять социальные функции:

благодаря государственной собственности государство производит общественные блага

выступает средством борьбы с кризисами

обеспечивает функционирование тех сфер экономики, которые не может обеспечить частное предпринимательство, т.к. эти отрасли являются капиталоемкими

является гарантом международных договоров и отношений

Смешанные формы собственности

В современной России существует такая форма собственности, как смешанная. Многие формы собственности в настоящее время взаимодействуют, проникая друг в друга. В связи с этим происходит усложнение форм, заключающееся в соединении черт различных форм собственности.

Смешанную собственность в России рассматривают с двух сторон:

Смешанная собственность с иностранным участием. Это значит, что в уставных капиталах, активах есть доля иностранных вкладчиков.

Смешанная собственность без иностранного участия. К такому типу собственности чаще всего относятся предприятия, ставшие частными в результате приватизации, но в которых сохранилась доля акций государства.

Российская смешанная собственность зачастую встречается на промышленных предприятиях. Но ее можно заметить и в других сферах: образования, торговли, медицине. Например, в государственных медицинских учреждениях функционируют медицинские центры, основанные на частной деятельности.

Глава 2. Разгосударствление экономики и приватизация

2.1 Необходимость и предпосылки приватизации

собственность экономический

Собственность является ключевым компонентом всех экономических отношений, стержнем. В России приоритетным способом реформирования отношений собственности являлась приватизация. Вопрос о приватизации и разгосударствлении стал ключевым в ходе проведения реформ в России.

В ХХ веке в России произошел кризис административно-плановой экономической системы. Государственная казна, несмотря на рост национального дохода, промышленности и сельского хозяйства, становилась все меньше. Росла инфляция, развивался бюджетный дефицит, который на 1985 год составил 17 млрд. рублей, а на 1986 - уже 55 млрд. рублей. Начал проявляться товарный голод, развивалась теневая экономика.

Российские экономисты-реформаторы признавали необходимость перехода от командно-административного типа экономики к рыночному типу, который распространен на Западе, и по опыту других стран успешно удовлетворяет потребности граждан.Одним из условий для осуществления намеченных целей являлась реорганизация отношений собственности. Для этого было принято решение запустить процесс приватизации.

Приватизация во многих странах стала «модной», тенденции к монополизации и национализации ушли в прошлое. В Великобритании прошла волна монополизации угольной промышленности, в США в частные руки были переданы тюрьмы и таможенные службы.

Приватизация - это процесс преобразования государственной собственности в частную[13]. Частная собственность является важным элементом формирования рыночных отношений. При существовании крупного государственного сектора экономика перестает быть эффективной. Безусловно, государственные предприятия могут быть эффективными, но для этого необходимы частные, коммерческие организации. При существовании государственных монополий, при отсутствии мотивации экономика приходит в упадок.

Проведение приватизации.

2.2 Первый этап. Период массовой приватизации (1991-1994 гг.)

В девяностых годах двадцатого века начинается приватизация. В ходе приватизации Российское государство, являвшееся содержателем и основным инвестором хозяйственных объектов, отказалось от огромного числа убыточных и низкорентабельных предприятий.

Целью приватизации было формирование условий для нормального функционирования экономической системы, которая должна была стать рыночной.

В июле 1991 года в России был принят Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" на 1992-1994 годы[4].

Вслед за этим законом вышла «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год», согласно которой предусматривались способы приватизации[8].

Способ приватизации был основан на размере предприятия. Выделялось три категории предприятий, для каждой из которых предусматривался свой способ.(схема 4)

(схема 4)

К мелким предприятиям относились такие организации, в которых было занято до 200 человек, балансовая стоимость основных фондов составляла не менее 1 млн. рублей. Такие предприятия подлежали продаже на аукционах.

Количество человек на крупном предприятии должно было составлять не менее 1000 при балансовой стоимости основных фондов свыше 50 млн. рублей. Они приватизируются преобразованием в акционерные общества.

Остальные предприятия - это те предприятия, которые не относятся ни к первому, ни ко второму типу. Эти предприятия могут приватизироваться любыми способами.

Кроме того, программа определяла, какие объекты подлежали обязательной приватизации, какие могли быть приватизированы при разрешении Госкомимущества, которые могли быть допущены к приватизации в соответствии с местными программами, какие объекты не подлежали приватизации.

К объектам и предприятиям, не подлежащим приватизации, относились[8]:

недра, лесной фонд, водные и земельные ресурсы;

объекты исторического и культурного наследия;

автомобильные магистрали, трубопроводы;

объекты и предприятия социально-культурного значения;

оборонный комплект и т.д.

К группе объектов и предприятий, которые могли быть приватизированы только по решению Госкомимущества с учетом мнения отраслевых Министерств, относились[8]:

предприятия, которые занимали доминирующее положение на рынке товаров;

имущество, оставшееся в результате сокращения Вооруженных Сил России;

высшие и средние специальные учебные учреждения, Министерства здравоохранения, образования;

объекты нефтепродуктообеспечения и т.д.

Приватизироваться с учетом соответствия местной программе могли:

предприятия пассажирского транспорта;

бани, прачечные;

предприятия по оказанию ритуальных услуг;

мусороперерабатывающие заводы и т.д.

Обязательной приватизации подлежали:

убыточные предприятия всех отраслей;

предприятия пищевой и легкой промышленности;

предприятия оптовой и розничной торговли, общественного питания и т.д.

Модель приватизации 1992 года опиралась на определенные идеи. Делался упор на бесплатную, льготную приватизацию для трудовых коллективов. Распространенными были денежные формы приватизации имущества.

В данный этап приватизации было вовлечено все население России. Именно поэтому она носит название «народной». 3 июля 1991 года был принят закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР"[5]. Данным законом предусматривалось открытие для каждого гражданина именного приватизационного счета, зачисление средств исключительно для использования в качестве платы за выкупаемое у государства имущество. Таким образом, преобладала ваучерная модель проведения приватизации.

Положительной стороной приватизационного чека (ваучера) стала быстрота и масштабность проводимой политики, потому что чеки были розданы всему населению и имели ограниченный срок действия. Таким образом, в процесс приватизации было вовлечено большое количество населения, объектом приватизации стала огромная часть государственного имущества, чего не знали другие страны в процессе денационализации.

Можно сказать, что данный этап был удачным. Огромное количество государственных предприятий перешли в руки частных владельцев. До конца чековой приватизации оставалось несколько месяцев.Правительству было необходимо создать новую программу, которая должна была стать завершением этапа ваучерной приватизации и стать началом денежной.

2.3 Второй этап. Денежная приватизация (постваучерный этап)

С 1 июля 1994 года вступает в силу Указ Президента «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». Данная программа, как и прошлая, своей целью ставила формирование широкого слоя частных собственников. Вторая программа, в отличие от первой, налагала большее количество запретов, было введено больше бюрократических процедур. Кроме того, с введением новой программы предполагалось продавать стратегически важные предприятия. Хоть и существовал список «запретов», но Правительство могло изменить его по своему усмотрению[6].

В программу был внесен раздел об иностранных инвестициях. Были сняты практически все ограничения на участие зарубежных предпринимателей в аукционах. Акции могли быть куплены как за деньги, так и за чеки.

Благодаря программе была укреплена роль инвестиционных фондов. Им было разрешено увеличить долю акций одного предприятия до 25% своих активов вместо когда-то установленных десяти. Такой шаг позволили инвестиционным фондам реально участвовать в акционерных обществах. Программой была легализована программа «поглощения» одних фондов другими. Это связано с тем, что некоторые фонды не смогли функционировать и были вынуждены уступить свои акции более крупным фондам.

Главным принципом приватизации было предотвращение банкротства. Проблему параллельно действовавших процессов удалось решить. Были найдены принципы, которые не позволяли наносить ущерб приватизации и позволили ускорить процесс смены собственности, избежать ликвидации предприятий-банкротов именно через приватизацию. Было создано Федеральное управление, чтобы привести в действие процесс банкротства.

Применялась принудительная, срочная приватизация тех предприятий, которые находились на грани банкротства. Такие решения принимались Федеральным управлением, которое составляло план, являвшийся обязательным для исполнения.

Что касается продаж акций, то на денежном этапе она уже не являлась массовой. Пакеты акций выставлялись на денежные аукционы постепенно, равномерно, что обеспечивало постоянный приток денежных средств в бюджет и инвестиций в компании.

2.4 Третий этап. Совершенствование правовых основ распоряжения государственной собственностью

В сентябре 1999 года правительством Российской Федерации было принято Постановление № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»[7].

В связи с новой концепцией целью государственной политики стало повышение уровня эффективности функционирования предприятий, народного хозяйства. В Концепции был изложен новый подход к приватизации предприятий. Теперь это зависело от ликвидности. В новом законе были разработаны детальные механизмы и процедуры реализации приватизации.

В 2003 году Правительством был утвержден Прогнозный план приватизации федерального имущества на 2004 год, направления приватизации до 2006 года. В нем отмечено, что к приватизации будут предложены пакеты акций акционерных обществ гражданской авиации, здравоохранения, нефтехимической и атомной промышленности, автомобильного транспорта, угольной и топливной промышленности, лесопромышленного комплекса. Иными словами, к приватизации будет предложено федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства[9].

2.5 Проблемы и противоречия приватизации

Процесс приватизации не прошел без негативных черт, проблем и противоречий.

Первый этап приватизации характеризуется тем, что развивалась «неформальная деятельность», росла роль теневого сектора экономики. Руководители акционерных предприятий искали во всем личную выгоду, искали прибыль от всевозможных махинаций, спекуляций, но совсем не беспокоились о переориентации производства на рыночные критерии, о реструктурировании предприятий.

На последующих этапах предложение продажи имущества падало, цены, в свою очередь, повышались. Произошел спад количественных показателей приватизационного процесса.

В целом, цели приватизационного процесса были достигнуты, большая часть государственной собственности стала частной.

2.6 Итоги приватизации

Российская приватизация в корне отличалась от приватизации других стран. Задачей Российской приватизации было кардинальное изменение отношений собственности, что, собственно, и произошло. В странах с развитой экономикой приватизация призвана обеспечить эффективность отдельных предприятий.

Приватизация в России была огромной по масштабам. В 1993 году было приватизировано 42924 предприятий, в 1994 г. - 21905. На протяжении с 1993 по 2002 год было приватизировано 93504 государственных и муниципальных предприятий. За этот период было получено 146 млрд. рублей.

За период с 2005 по 2012 год было приватизировано 1212 предприятий и выручено 518 155, 5 млн. рублей[9].

Данные об итогах приватизации представлены ниже.

Таблица 1 - «Структура приватизированного государственного муниципального имущества по формам собственности на 1993-1997 гг.»[11]

1993

1994

1995

1996

1997

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий,

объектов - всего

42924

21905

10152

4997

2743

в том числе по формам собственности

федеральная

7063

5685

1875

928

374

субъектов Российской Федерации

9521

5112

1317

715

548

муниципальная

26340

11108

6960

3354

1821

Таблица 2 - «Структура приватизированного государственного муниципального имущества по формам собственности на 1998-2002 гг.»[11]

1998

1999

2000

2001

2002

Число приватизированных государственных и муниципальных унитарных предприятий, объектов - всего

2129

1536

2274

2287

2557

в том числе по формам собственности

федеральная

264

104

170

125

86

субъектов Российской Федерации

321

298

274

231

226

муниципальная

1544

1134

1830

1931

2245

Таблица 3 - «Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества» (млн. р., до 1998 - млрд. р.)[11]

1993

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Получено средств от приватизации государственного и муниципального имущества - всего

450,3

3815,6

3234,0

26230,1

17538,1

12290,7

41608,9

16756,5

22857,3

в том числе находившегося в собственности

федеральной

163,3

1994,4

1826,4

24356,2

15439,5

10199,4

37927,5

12771,6

14719,0

субъектов Российской Федерации

66,8

354,1

326,3

1302,4

1250,8

1197,3

2198,8

1886,5

4443,9

муниципальной

220,2

1467,1

1081,3

571,5

847,8

894,0

1482,6

2098,4

3694,4

Таблица 4 - «Приватизация жилищного фонда»[11]

2005

2010

2011

2012

Всего с начала приватизации

по состоянию

на 1 января 2013

Число приватизированных жилых помещений, тыс.

1822

885

340

467

29156

Их общая площадь, млн. м2

89

41

15

21

1439

Удельный вес приватизированных жилых

помещений в общем числе жилых помещений,

подлежащих приватизации, процентов

11

8

3

4

77

Таблица 5 - «Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий»[11]

2005

2010

2011

2012

Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных

унитарных предприятий1) - всего

491

217

276

228

в том числе по формам собственности:

федеральная

112

97

119

69

субъектов Российской Федерации

226

56

80

102

муниципальная

153

64

77

57

Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб.

182,8

9,9

162,0

9,5

Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб.

200,4

13,4

203,4

9,4

1) Без имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, приватизация которых осуществлена Росимуществом

Таблица 6 - «Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение»(млн.р)[11]

2005

2010

2011

2012

Получено средств от покупателей государственного и муниципального имущества1) - всего

87462,6

82938,0

200666,1

147088,8

в том числе находившегося в собственности:

федеральной

34875,2

17186,4

114044,3

42192,8

субъектов Российской Федерации

36597,4

25137,4

36624,4

53498,0

муниципальной

15990,0

40614,2

49997,4

51398,0

Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества - всего

87268,3

81770,1

200258,4

150184,5

из них:

в федеральный бюджет

34177,5

16985,0

114136,4

44678,3

в бюджеты субъектов Российской Федерации

34845,6

24725,3

37593,3

54827,9

в муниципальные бюджеты

14945,7

40055,6

48525,9

50676,9

1) Включая средства, поступившие от приватизации государственного и муниципального имущества, осуществленной в предыдущие годы.

Делись добром ;)