Совершенствование комплекса маркетинга АО УК "БМЗ"

курсовая работа

2.2 Анализ внешней среды, PEST-анализ

Рассмотрим коммерческий потенциал предприятия.

Показатели:

- потребители продукции;

- поставщики сырья;

- конкуренты.

АО «УК «БМЗ» - один из крупнейших машиностроительных заводов России. Основные отечественные и иностранные конкуренты представлены в таблице 2.

Как видно из табл.7 в России у АО «УК «БМЗ» есть конкуренты только по изготовлению платформ и тепловозов. АО «УК «БМЗ» остается одним из крупнейших и ведущих предприятий в своей отрасли. Продукция, выпускаемая на заводе, не уступает по качеству и технологическим характеристикам продукции конкурентов.

"right">Таблица 2

Основные конкуренты АО «УК «БМЗ» по бизнесам

Продукция

Наименование конкурента

Внутренний рынок

Платформы

ОАО «Алтайвагон», ОАО «Трансмаш»

Тепловозы

ОАО «Людиновтепловоз», АО «Камбарский машиностроительный завод»

Внешний рынок

Вагоны-хопперы

ОАО «Стахановский вагоностроительный завод», ОАО «Днепровагонмаш», ОАО «Крюковский вагоностроительный завод»

Предприятие, осуществляющие конкурентную стратегию, сосредотачивают усилия на удовлетворении конкретного покупателя. Предприятие принимают решение конкурировать только в узком сегменте рынка. Используем матрицу Портера (рис. 4).

Стратегические преимущества

Неповторимость продукта

Преимущества в себестоимости

Стратегическая цель

Вся отрасль

Дифференцирование

Лидерство в области затрат

Один сегмент

Концентрация на сегменте

Рисунок 4 - Конкурентная матрица Портера

Потребителями продукции АО «УК «БМЗ» являются транспортные, дорожно-строительные и минерально-химические заводы.

Крупнейшим потребителем продукции комплекса АО «УК «БМЗ» является ОАО «РЖД». Доля продукции поставляемой в адрес ОАО «РЖД» составляет 43% от общего объема реализации.

Можно выделить три группы потребителей: железнодорожные компании, минерально-химические и судостроительные компании (табл.3).

"right">Таблица 3

Потребители продукции АО «УК «БМЗ» по сегментам

Сегмент

Название компаний

Железнодорожные компании

ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг», ЗАО «Рослокомотив», Евросиб СПб-ТС, Украинские железные дороги, Казахстанские железные дороги.

Минерально-химические компании

ОАО «ЕвроХим», ОАО «Уралкалий»

Судостроительные компании

«Адмиралтейские верфи», ОАО «Амурский судостроительный завод»

Рассмотрим поставщиков БМЗ. У АО «УК «БМЗ» есть постоянные поставщики (табл.4).

"right">Таблица 4

Основные поставщики и их доля в объеме поставок

Основные поставщики (кредиторы) АО «УК «БМЗ»

Доля в объеме поставок, %

ЗАО "РусТрансКомплект"

53

ОАО "Пензадизельмаш"

12,5

ОАО "Тверьвагонзавод"

7,5

ООО "ПК "БСЗ"

12,5

ОАО "ХК "Коломенский завод"

3,6

ОАО «ТВЗ»

10,9

Больше всего поставляется организацией ЗАО "РусТрансКомплект" (53%). Она является крупной снабженческой организацией, осуществляющей поставки материалов нескольким вагоностроительным заводам.

Поставка материалов и комплектующих для производства вагонов на ОАО «ПО «БМЗ» осуществляется, главным образом, в ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ»).

Экологический потенциал - это возможности использования природных ресурсов.

Современная экологическая ситуация в стране характеризуется наличием целого ряда сложных и весьма острых проблем.

Расширяется зона радиоактивного загрязнения среды. Сохраняется высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха. Также увеличивается число свалок бытовых, промышленных и других отходов.

Острыми остаются проблемы переработки бытовых и промышленных отходов, уничтожения химического, биологического и ядерного оружия. Сохраняется угроза импорта в Россию опасных отходов.

На данный момент ужесточаются требования государства по охране окружающей среды.

К сожалению, подавляющее большинство экономических проектов для России, предлагаемые зарубежными и российскими специалистами, игнорируют эту проблему, и их реализация связана с увеличением нагрузки на экологию.

К сожалению, несмотря на широкомасштабные экономические реформы в России, тенденции техногенного и природоемкого развития экономики страны сохраняются. Это отражается в ухудшении, "утяжелении" экономики с позиций экологии [36].

Выявим возможности и угрозы по всем видам потенциалов.

1. Возможностями научно-технического потенциала является осуществление расширения продуктовой линейки маневровых тепловозов. Продолжается разработка тепловозов ТЭМ35, ТЭМ33. Угроза для предприятия это слабая поддержка НИОКР.

2. Возможности производственного потенциала предприятия:

- увеличен модельный ряд вагонов-хопперов 19-3054;

- объем выпуска грузовых вагонов и полувагонов планируется увеличить;

- начато серийное производство полувагонов 12-3090;

- высокий уровень износа и как следствие стабильный спрос на маневровые тепловозы на коммерческом рынке России и стран СНГ;

Угрозы:

- большое количество выходов из строя тепловозов, находящихся на гарантии;

- количество заказов не увеличивается.

3. Угрозы финансового потенциала предприятия:

- значительный износ основных средств (зданий, производственного и энергетического оборудования);

- невысокая рентабельность производства;

- высокие цены в сравнении с конкурентами.

4. Возможностью кадрового потенциала является высококвалифицированный персонал, а угрозой - низкий уровень средней заработной платы на предприятии и высокий возрастной состав персонала.

5. Возможности организационного потенциала это сформировавшийся «костяк» управленческой команды и поддерживаемая приемственность в трудовом коллективе. Угрозой потенциалу является несовершенствование организационной структуры.

6. Возможности инвестиционного потенциала предприятия это приобретение продукции и услуг у других компаний. Угрозой является отказ от передачи имущества в качестве залога по займам.

7. Возможности коммерческого потенциала:

- положительная репутация у коммерческих покупателей;

- привлечение клиентов путем улучшения уровня сервисного обслуживания;

- разносторонняя поддержка утвержденных проектов со стороны ЗАО «Трансмашхолдинг».

Угрозы:

- появление на рынке вагонов новых сильных конкурентов (в т.ч., Тихвинского вагоностроительного завода);

- нет новых поставщиков;

- отсутствие посредников;

- не появляются новые покупатели.

8. Экологический потенциал. Возможности - это рост экономико-социальной ответственности и ужесточение требований государства по охране окружающей среды. Угрозы: не восстановление ресурсов, недостаток мер экологического характера и отсутствие системы контроля основных экологических показателей на большинстве российских предприятий.

Для подведения итогов влияния внешних факторов составим PEST - анализ (таблица 5).

"right">Таблица 5

PEST - анализ предприятия АО «УК «БМЗ»

Факторы матрицы PEST-анализа

Прогноз влияния факторов на деятельность организации

Социальные факторы

1. Прирост численности населения

2. Улучшение демографической ситуации

3. Снижение уровня безработицы

4. Повышение доходов населения

Социальные факторы

1. Падение престижа профессий

2. Увеличение степени недоверия учреждениям

3. Рост населения пенсионного возраста

4. Повышение уровня безработицы в Брянской области

Технологические факторы

1. Введение новых технологий

2. Устаревание ОПФ

3. Увеличение производственных мощностей

Технологические факторы

1. Развитие производства, снижение брака в производстве

2. Снижение производственных мощностей предприятия, снижение качества продукции и увеличение брака

3. Увеличение объемов производства, расширение ассортимента продукции

Экономические факторы

1. Влияние состояния экономики на цели предприятия

2. Безработица

3. Инфляция

Экономические факторы

1. Развитию производства способствует стабильность экономики

2. Снижение объемов производства

3. Рост цен на сырье и материалы

Политико-правовые факторы

1. Политическая стабильность

2. Отношение органов власти к предприятию

3.Усовершенствование международного развития торговли

Политико-правовые факторы

1. Политическая защищенность

2. Помощь властей в решении политических проблем

3. Помощь властей в развитии международной торговли предприятия

По итогам PEST-анализа можно сделать вывод о том, что предприятие значительно зависит от технологических инноваций, кроме того, значительное влияние на его деятельность оказывают внешние экономические факторы.

Политические, социальные и технологические факторы оказывают влияние, такие как без наличия потребителей, работников предприятие не может вести нормальную деятельность, а отсутствие передовых технологий делает его продукцию менее конкурентоспособной.

Для обобщения результатов работы по анализу стратегических факторов внешней среды западные специалисты предлагают использовать специальную форму «Резюме анализа внешних стратегических факторов». Данная форма представляет собой метод анализа готовности предприятия реагировать на стратегические факторы внешней среды с учетом предполагаемой значимости этих факторов для будущего предприятия.

Делись добром ;)