Совершенствование производственно-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ЧНИУП "Институт цифрового телевидения "Горизонт")

дипломная работа

1.2 Показатели, характеризующие эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия

В связи с тем, что определенное количество характеристик элементов производственно-хозяйственной деятельности не имеет смысла формировать в виде относительных величин, также достаточно затруднительно выразить их абсолютно, то наиболее целесообразно при оценке элементов производственно-хозяйственной деятельности предприятия использовать два больших класса: количественные и качественные методы.

Оценка элементов, образующих производственно-хозяйственную деятельность, должна сводиться к анализу конкретных характеристик объекта. Каждый из указанных элементов может быть охарактеризован множеством показателей. Дальнейшее решение проблемы предполагается перенести в русло преобразования получаемых значений по качественным и количественным показателям диагностики элементов производственно-хозяйственной деятельности к единому стандарту, позволяющему оценить общий уровень производственно-хозяйственной деятельности, с последующей выработкой стратегии его развития.

Исходя из этого, единственным макроэкономическим критерием эффективности производства (деятельности) становится рост производительности труда. Количественная определенность и содержание критерия отображаются в конкретных показателях эффективности производственно-хозяйственной и другой деятельности субъектов ведения хозяйства. Формируя систему показателей эффективности деятельности субъектов ведения хозяйства, целесообразно придерживаться определенных принципов, а именно:

обеспечение органической взаимосвязи критерия и системы конкретных показателей эффективности деятельности;

отображение эффективности использования всех видов использованных ресурсов;

возможности применения показателей эффективности в управлении разными звеньями производства на предприятии (деятельности в организации);

выполнение ведущими показателями стимулирующей функции в процессе использования имеющихся резервов роста эффективности производства [4].

Экономические показатели деятельности предприятий - величины или характеристики, показывающие состояние экономики предприятия. Их динамика задается статистическим рядом рассчитываемых, как правило, еженедельно, ежемесячно или ежеквартально значений, который помогает обнаружить тенденции развития предприятия и предсказать ее будущее.

Среди экономических показателей первостепенное значение имеют показатели состояния и результатов функционирования экономики предприятия в целом, которые часто называют агрегированными показателями.

Показатели отражают цели и задачи плана, характеризуют количественные объемы деятельности, качественные и структурные сдвиги, предусмотренные на плановый период в развитии торгового предприятия.

Правильное вычисление и обоснование показателей предопределяет научный уровень и эффективность планирования.

Планово-аналитические показатели предприятия должны не только соответствовать общим требованиям, но и в полной мере отражать отраслевую специфику, которая проявляется при систематизации показателей и подразделении их на такие группы, как количественные и качественные, абсолютные и относительные, натуральные и стоимостные.

Количественные показатели, характеризующие общий объем и масштабы деятельности предприятия, включают две подгруппы:

параметры, дающие представление об экономическом потенциале предприятия (объем товарооборота, число занятых работников, величина основного и оборотного капитала и др.);

показатели, характеризующие различные стороны хозяйственной деятельности предприятия (размер прибыли, объем доходов и затрат, расходы по заработной плате, направления использования средств и др.).

Качественные показатели дают представление о результативности работы предприятия и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Группа качественных показателей включает три подгруппы:

показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия (рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др.);

показатели оценки финансового положения предприятия, которые характеризуют структуру его капитала, зависимость от привлеченных источников, эффективность использования собственных и заемных средств, уровень платежеспособности предприятия, его финансовую устойчивость;

показатели конкурентоспособности предприятия, которые могут включать самые различные критерии (доля предприятия на рынке, качество товаров, имидж предприятия, сбытовые возможности и др.).

Каждая из этих групп включает определенное количество конкретных абсолютных или относительных показателей, что характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов [5].

Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда и повышение эффективности производства. Для правильного определения важнейших направлений повышения экономической эффективности производства необходимо сформулировать критерий и показатели эффективности.

Перечисленные показатели являются предметом пристального внимания менеджеров высшего управленческого звена.

Плановые значения важнейших показателей - это только одна сторона многогранной управленческой деятельности предприятия. Чтобы обеспечить его выполнение, нужно постоянно следить за тем, чтобы фактические результаты не отклонялись в худшую сторону от плановых, т.е. требуется постоянный контроль.

В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятия разрабатывается и реализуется большое количество разнообразных задач. Ряд из них решается по относительно элементарным алгоритмам, сущность которых сводится к простейшим арифметическим действиям. Имеются задачи, которые решаются по более сложным алгоритмам, в частности задачи анализа технико-экономических показателей, с учетом влияния различных факторов.

Экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия осуществляется на основе изучения, систематизации и сравнения данных бухгалтерского, статистического и оперативно-технического учета и сопоставления их с плановыми показателями.

Целью деятельности любого промышленного предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов производства следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции, но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности. Поэтому оценивать качество работы промышленного предприятия следует, прежде всего, посредством определения экономической эффективности производимой продукции.

Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Производственно - хозяйственная деятельность является связующим звеном между процессом производства, воспроизводства и обращения. Большая роль отводится производственно - хозяйственной деятельности в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Здесь идет содействие рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, предупреждению излишних затрат. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность его деятельности.

Производство материальных благ являлось, и будет являться одним из главных направлений в человеческой жизни. Так как изготовление каких либо благ не мыслимо без производственно-хозяйственных отношений, то следует сделать вывод, что общество на всём пути своего развития пыталось совершенствовать хозяйственные отношения для достижения максимального эффекта на производстве и предприятии [6].

Совершенствование хозяйственного механизма - это непрерывный процесс поиска и отладки эффективных форм и методов хозяйствования. Оно осуществляется постоянно на основе накопленного опыта, уточнения ранее принятых решений, учёта специфики отдельных сфер и отраслей макроэкономики.

Суть проблемы совершенствования эффективности производственно-xозяйственной деятельности заключается в том, чтобы на каждую единицу ресурсов (расxодов) - трудовыx, материальныx и финансовыx - достигать максимально возможного увеличения объема производства (доxода, прибыли).

Хозяйственные отношения в обществе по своей сути многоаспектны. Следовательно, их эффективность во многом зависит от правильности выбора и сочетания различных методов хозяйствования. А это можно сделать на основе либо здравого смысла, либо научного подхода, основанного на обобщении передовых методов хозяйствования. Но здесь надо иметь в виду, что в жизни нет предприятий, похожих друг на друга. Всегда есть отличия - в производственной базе, уровне квалификации, традициях, сложившихся связях и т.д. Поэтому, не смотря на явную пользу передового опыта, нужен и другой дополнительный путь повышения действенности хозяйствования, который позволил бы каждому предприятию создать свои собственные высокоэффективные формы. Таким путём является разработка принципов, определяющих эффективное хозяйствование, следуя которым каждый сможет создать свою собственную конфигурацию хозяйствования. Выделяют следующие принципы:

1) Постоянная адаптация к изменениям окружающей среды - в политике, экономике, обществе и технологиях. Если хозяйствующий субъект делать этого не будет, он станет жертвой данных изменений. На практике это означает: чтобы выжить в период таких изменений, нужно приспособить к ним свою деятельность. Но что это значит адаптироваться к изменениям? Прежде всего необходимо правильно понять происходящие изменения. А для этого, с одной стороны, нужно хорошо знать ситуацию сегодняшнего дня, а с другой - уметь прогнозировать, т.е. видеть ближние, средние и дальние перспективы изменений, чтобы в соответствии с ними спроектировать свою деятельность. При решении данной задачи необходимо придерживаться определённой последовательности: в начале собрать информацию, проанализировать её, сделать выводы и положить их в основу выработки соответствующей политики хозяйствования, в которой установить основные направления деятельности предприятия, методы хозяйствования, его стиль и поведение.

2) Установление стратегии по выпускаемому продукту (для предприятий). В данном случае речь идёт о том, что при выборе продукции следует исходить не только из имеющегося на неё спроса. Необходимо выявить общие операции по производству различных продуктов, производимых на предприятии, установить возможности общих каналов доведения товаров до потребителей и т.д. Такой подход позволяет сократить издержки производства и сбыта продукции, с максимальной выгодой использовать производственные и складские площади.

3) Принятие решений исходя из своих возможностей. При этом надо твёрдо усвоить, что новые проблемы нельзя решать старыми методами. Например, при традиционном подходе к организации снабжения материалами, сырьём, комплектующими изделиями обычно исходят из поиска поставщиков, у которых всё это можно приобрести по низким ценам. С целью снижения цен производители стремятся заставить поставщиков и субподрядчиков конкурировать между собой. Преуспевающие фирмы делают это несколько иначе, намного тоньше. Они налаживают долгосрочные отношения с несколькими поставщиками, создавая для них гарантированный рынок, некий аналог системы долгосрочной контрактации, где конкуренция не является всеобъемлющей. Она лишь один из элементов перераспределения ресурсов или доли заказа в пользу наиболее эффективных субподрядчиков, обеспечивающих одновременно высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек.

4) Постоянный поиск на всех уровнях управления путей совершенствования действующего производства, имеющихся технологий и выпускаемой продукции.

5) Повышение производительности и качества продукции.

6) Первостепенное внимание реализации и сбыту продукции, увеличению доходов и улучшению финансового состояния.

7) Систематическое проведение анализа номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции. Такой анализ необходим с позиций получения прибыли и требуемой величины оборотных средств, т.е. оптимальной структуры номенклатуры и ассортимента. Критерием оптимальности должны стать максимизация и минимизация величины оборотных средств.

8) Рассредоточение риска как условие выживаемости. Речь идёт о том, что предприятие, с целью выживаемости, особенно в период неблагоприятной конъюнктуры рынка, должно сосредоточить свои действия не на одном продукте и не на одном рынке, а на нескольких [7].

Следование вышеуказанным принципам позволяет предприятию построить такую систему хозяйствования, которая бы отвечала его внутренним возможностям производить высококачественную продукцию в соответствии с требованиями рынка, реализовывать её, получая требуемую прибыль, и создавать производственные запасы, необходимые для выпуска продукции в оптимальном размере.

Делись добром ;)