Современные перспективы развития производства транспортных средств и оборудования в Российской Федерации

курсовая работа

2.3 Нормативно-правовые акты, регламентирующие функционирование субъектов производства транспортных средств и оборудования в стране

Предприятиям машиностроительной промышленности рекомендуется рассмотреть на ближайшую перспективу возможность участия в заявочной кампании по привлечению государственных инвестиций в рамках планируемых федеральных целевых программ.

1) ФЦП «Развитие национальной технологической базы на 2007-2011 годы» (Координатор: Минпромэнерго России, госзаказчики: Росатом, Роспром, Роснаука, Рособразование, Роскосмос)

Данная программа формируется как целенаправленное продолжение и развитие ФЦП «Развитие национальной технологической базы на 2002-2006 годы». Она призвана обеспечить создание базовых промышленных технологий, критически важных для национальной безопасности и социально-экономического развития страны.

В Концепции программы учтены положения Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, а также Основ политики Российской Федерации в области развития электронной компонентной базы на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Основной проблемой, на решение которой направлена программа «Развитие национальной технологической базы на 2007-2011 годы», является недостаточная конкурентоспособность отечественной наукоемкой промышленности, связанная с отставанием уровня её технологического развития от уровня передовых стран.

Цели программы: обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Задачи программы:

· создание новых критических базовых технологий и оборудования, необходимого для их реализации, на уровне пилотных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации;

· разработка программ (планов) внедрения разработанных технологий в производство с оценкой необходимых затрат и источников их покрытия;

· активизация процессов коммерциализации новых технологий, в том числе путем введения в хозяйственный оборот затрат на эти технологии как результаты научно-технической деятельности;

· создание перспективного научно-технологического задела для разработки перспективной наукоемкой продукции;

· решение проблем ресурсосбережения и улучшения экологической ситуации в стране;

· организация и научно-методическое сопровождение подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

2) ФЦП «Энергоэффективная экономика на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года»

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации; пункт 9 протокола заседания Правительства Российской Федерации от 11 августа 2005 г. № 32, подготовлен проект концепции федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года, финансирование которой предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, начиная с 2007 года.

В новой редакции программы «Энергоэффективная экономика», в отличие от прежней, ориентированной на ограничение потребления энергии, основными стали вопросы экономии финансовых средств; смещен акцент от увеличения объемов производства топливно-энергетических ресурсов к росту эффективности их использования в экономике. Соответственно, упор сделан на те сферы экономики, где без участия государства невозможно решить поставленные задачи по развитию бюджетной сферы, а также инновационного направления.

Реализация государственной политики управления энергосбережением будет базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения.

Цель программы: достижение экономии топливно-энергетических ресурсов, создание новых рабочих мест, рост энергоэффективности и снижение бюджетных расходов на энергообеспечение

Задачи программы: развитие механизмов государственной промышленной политики в сфере: создания рациональной рыночной среды; управления государственной собственностью; введения системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и -- стимулирующих энергосбережение; стимулирования и поддержки стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сфере.

Перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в большей степени, чем в других подотраслях транспортной машиностроительной отрасли связаны с государственным планированием и управлением, поскольку предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся в государственной собственности. Стратегическая линия государства направлена на укрепление позиции российских производителей на внутреннем и мировом рынках. Разрабатываются новые проекты, позволяющие предприятиям оборонно-промышленного комплекса осуществить технологический и экономический рывок.

3) «Стратегия развития авиационной промышленности» (2005 г.)

Декларированная основная цель «Стратегии» - за счёт увеличения производства гражданской авиатехники и сопутствующих услуг к 2015 году увеличить объемы производства российской авиапромышленности в 2,8 раза. В документе и приложениях к нему дано описание планов, облика и структуры авиакомплекса страны с учётом создания вертикально интегрированной структуры - объединенной авиастроительной продукции отечественных авиастроительных предприятий на рынок авиационных перевозок. Стратегия включает в себя и проработку ресурсного обеспечения, анализ ситуации на мировом и российском рынках авиатехники и услуг, бизнес-планы по важнейшим проектам, основные объемы и адресный план финансирования. В документе представлен проект технического перевооружения как предприятий-производителей авиатехники, так и научно-исследовательских институтов и уникальной стендовой базы.

Среди перспективных проектов, заложенных в Стратегии, необходимо отметить план по производству и модернизации самолётов Ан-124 (самолёт-перевозчик крупногабаритных грузов). До 2020 года планируется изготовить 50-80 единиц таких самолётов. Данный проект интересен не только с экономической точки зрения (цена одного такого самолёта составляет около 120 млн. долл.), развитие проекта Ан-124 закрепляет производственные связи с Украиной (АНТК им. Антонова, завод «Авиант»), на модернизированный вариант Ан-124 предполагается установить новую версию двигателя украинской разработки, что позволит увеличить грузоподъемность на 20-25% Морозов А.Н. Ситуация в машиностроении России // Промышленные ведомости. - 2006. - №6. С.18.

3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОБОРУДОВАНИЯ РОССИИ

Делись добром ;)