Анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь

курсовая работа

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей:

1 стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников;

2 наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь;

3 предоставление работы каждому, кто ее ищет.

Меры государственной политики занятости дифференцируются по:

1 объекту воздействия (общие и специализированные меры);

2 источникам финансирования.

К методам воздействия на занятость можно отнести:

1 прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;

2 косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика.

Типы государственного воздействия на занятость:

1 пассивный: социальная помощь незанятому населению;

2 активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д.

Рациональное использование трудовых ресурсов в различных странах рыночной экономики на современном этапе сочетает два типа методов управления. Исторически сложившиеся методы характеризуются преобладанием централизации. Новые - смещением центра тяжести на децентрализованность при одновременном сохранении и оптимизации отдельных традиционных элементов государственного регулирования. Политику занятости определяют состоянием экономики в целом. Уровень развития последней не одинаков в различных странах. Несмотря на это, для всех их характерны структурные сдвиги в экономике, изменение требований к качеству и количеству рабочей силы, необходимой для расширенного воспроизводства. В зависимости от масштабности и глубины происшедшего технологического переворота национальные правительства в разной степени совмещают привычные и новаторские подходы. Многое зависит от того, какие отрасли, предприятия и взаимосвязи преобладают в национальном хозяйстве. В возрастающей мере сказываются наднациональные факторы - следствие углубляющейся международной экономической интеграции.

В комплексе мер, используемых в политике занятости, гибкие формы занятости и рабочего времени играют особую роль. Они используются не столько для непосредственной борьбы с безработицей, как, например, программы содействия занятости, сколько для предоставления более широких возможностей для удовлетворения спроса и реализации предложений на рынке труда. Этим они отвечают повышающимся требованиям трудящихся к условиям труда и меняющемуся спросу на рабочую силу, как в количественном, так и в качественном отношении у предпринимателей. Поэтому эти формы занятости имеют устойчивую тенденцию к развитию, что, в свою очередь, должно привести к определенным изменениям в трудовых отношениях и их регулировании. В этих условиях политика занятости должна исходить из предвидения этих изменений и их использования в целях эффективной реализации трудового потенциала. Таким образом, рассмотрим государственное регулирование занятости в некоторых зарубежных странах.

Начавшийся мировой экономический кризис является системным, обусловленным противоречиями неолиберальной модели капитализма (мировое хозяйство не может дальше развиваться по-старому), исчерпаны ресурсы экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления. Мировой финансовый кризис ударил по рядовым гражданам - каждая вторая компания готовится перешерстить кадры. По словам генерального директора Международной организации труда (МОТ) Хуана Сомавиа, к концу 2009 года мировая экономика потеряет 20 млн. рабочих мест, а число безработных впервые превысит 200 млн. человек.

О приближении мирового экономического кризиса свидетельствовал целый ряд фактов. Рост производства в "новых промышленных странах" должен был, прежде всего, обслуживать потребление в богатых США и ЕС. Однако в связи с выносом из этих "старых промышленных стран" многих производств в них неуклонно снижалась реальная заработная плата, усиливалась тенденция к неполной и нестабильной занятости.

За период 1982-2008 годов в "старых индустриальных странах" возросло число работающих женщин, что (в отличие от 1950-1960-х годов) стало семейной нормой. Трудящиеся оказались вынуждены чаще перерабатывать или сочетать несколько работ, чтобы сохранить свой материальный достаток. Таким образом, при снижении средней заработной платы в расчете на одного человека средний доход семьи в США и многих других западных странах в течение некоторого времени продолжал расти [6, с. 15-17].

Делись добром ;)