Социальная политика и защита населения в рыночной экономике современной России

курсовая работа

1.2 Современные модели социальной политики государства

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны [11, c. 70].

В рамках рыночного хозяйства исследователи выделяют три базовые модели социальной политики, отраженные в классификации Г. Эспинга-Андерсена (таблица 1).

Представленная таблица может быть основой для формирования адаптационной модели социальной политики России на разных этапах развития общества. Это позволит определить нынешние возможности страны для развития социальной политики.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика моделей социальной политики по Г. Эспингу-Андерсену [11]

Либеральная

(англо-саксонская) модель социальной политики (США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)

Консервативная (корпоративная) модель социальной политики (Континентальная Европа, Япония)

Социально-демократическая модель социальной политики

(Нордические страны, Нидерланды, Швейцария)

Минимальная роль государства. Характерны пассивный характер государственной политики занятости.

Координирующая роль государства.

Максимально активная роль государства.

Характерна активная социальная политика, которая носит упреждающий характер. Амбиции государства в области социальной политики максималистские.

Уровень государственных затрат на социальную сферу низкий

Уровень государственных затрат на социальную сферу высокий

Уровень государственных затрат на социальную сферу высокий

Политическая основа -- свободный рынок

Политическая основа -- коалиция между работодателями и работниками

Политическая основа -- широкий компромисс

Высокий уровень занятости, низкая заплата

Низкий уровень занятости, высокая зарплата

Высокий уровень занятости, высокая зарплата

Принцип предоставления услуг социального обеспечения - по остаточному принципу (избирательный)

Принцип предоставления услуг социального обеспечения -- по месту работы

Принцип предоставления услуг социального обеспечения -- универсальный

Взносы работодателей, спонсоров, немного госбюджет.

Уровень перераспределения не более 40 %.

Взносы работодателей преобладают, госбюджет, спонсорские взносы.

Уровень перераспределения не более 50 %.

Госбюджет преобладает, взносы работодателей.

Объем перераспределения до 60 % от уровня ВВП.

Социальное страхование -- охватывает некоторые группы населения, не является обязательным.

Социальное страхование -- охватывает всех работающих и их семьи.

Социальное страхование -- охватывает все население.

Распространена церковная и иная благотворительность.

Распространена частная и церковная благотворительность.

Благотворительность практически не распространена.

Функционирование социального сервиса -- в основном частный. Госпрограммы охватывают некоторые слои населения.

Функционирование социального сервиса -- в основном в рамках социального страхования.

Функционирование социального сервиса -- в основном государственными организациями.

Уровень пособий -- минимальный стандарт, непродолжительное время.

Уровень пособий -- стандарт «безопасности».

Уровень пособий -- стандарт минимального уровня жизни.

Проверка нуждаемости в поддержке обязательная

Проверка нуждаемости в поддержке обязательная

Проверка нуждаемости в поддержке вторичная

Попытка классифицировать модели социальной политики на основе выделения преимущественно экономических показателей предпринята также Р. Мишра. Он использует следующие критерии: степень вмешательства государства, потребности как основа для социальных программ, охват населения социальными программами, размер социальных выплат, процент национальной прибыли, который тратится на социальную сферу, применение проверки нуждаемости во время назначения социальной помощи, статус клиентов, роль негосударственных организаций и т. д.

В зависимости от данных критериев Р. Мишра выделил остаточную, институциональную и социалистическую модели. При этом особое внимание ученый уделил доказательству того, что сами модели имеют историческую основу [35, c. 212].

Таким образом, при выделении экономического фактора в качестве базового в процессе формирования социальной политики основной акцент производится на объем средств, затрачиваемых на поддержку преимущественно нуждающихся слоев населения, а также -- на финансирование отраслей социальной сферы жизнедеятельности общества. При этом цели социальной политики формулируются в терминах минимально необходимых и достаточных затрат, для чего определяются граничные значения в виде показателей прожиточного минимума, минимальной заработной платы, потребительской корзины и т. д.

Взаимосвязь и взаимозависимость экономики и социальной политики очевидна, однако акцент, как правило, ставится на зависимость второй от первой и не учитывается, что при правильном подходе сама социальная политика может и должна активно влиять на экономический рост, финансовые потоки и бюджетную политику. Обратное влияние социальной политики на экономику, финансы, бюджет растет с повышением ее эффективности в социально-трудовой сфере, оправдывая вложенные в нее средства [33, c. 110].

Во всех концепциях и теориях экономическая эффективность -- основа и условие социальной политики, залог возможности государственного управления социальной политикой как формой перераспределения для реализации социальной справедливости. Только общая и целостная эффективность -- социальная и экономическая -- может быть критерием развития [21, c. 7]. Недооценка такого подхода может привести к тяжелым последствиям и потерям, как экономическим, так и социально-политическим.

Именно категория «социальная политика» несет смысловые (концептуальные стратегии) и политико-организующие (практическая социальная политика) нагрузки в полном объеме и является на современном этапе стержнем и критерием качества демократии и успешности превращений, оценивая потенциал политической элиты, власти и оппозиции [33, c. 111].

Выбор концептуального базиса определяет те базовые объекты, которые подвергаются управленческому воздействию с целью их трансформации, ибо сохранения существующих параметров их состояния. Выбор критериев оценки эффективности социальной политики государства производится в соответствии с поставленными целями.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование социальной политики в России должно базироваться на основе концептуальных подходов социологического базиса, экономических оценок, теорий государственного управления и национальной безопасности, адаптированных к ценностям граждан страны на современном этапе.

Делись добром ;)